Тактильная книга: требования, методика, работа
Термин «тактильная книга» появился не так давно и означает особую книгу для особого ребенка. Толковый словарь трактует слово «тактильный» как «осязательный».
Тактильная книга — это разноцветная книга с рисунками, которые выполнены из различных материалов, максимально приближенных к оригиналу. Для этого при изготовлении тактильной книги используются различные виды рукоделия: вышивка (название книги, оформление одежды), вязание крючком и спицами (растения), мягкая игрушка (главные герои, животные), бисер (дождь, лужи — ощущение мокрого и холодного), соленое тесто (лица) и т.д.
Читая тактильную книгу (иными словами, ощупывая предметы пальчиками), слепой ребенок знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром, предметами домашнего обихода и т. д. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами. С помощью тактильных книг ребенок впервые получает представление об очень крупных или, наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. Некоторые объекты в книге могут издавать звуки: шуршать, звенеть, шелестеть.
Главная функция тактильных книг — помощь слепому или слабовидящему ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира. По словам доктора педагогических наук В. П. Ермакова, широкое использование тактильной книги в учебно-воспитательном процессе «позволяет детям с нарушениями зрения приобщиться к научному познанию, расширить свой художественный и социальный опыт».
Описание Российского стандарта тактильных книг
для маленьких слепых детей
1. Различают два вида тактильных книг:
§ ассоциативная книга - сказки, рассказы и т.д., т.е. альтернативный вариант плоскопечатной детской книги с цветными изображениями;
§ дидактическая книга (развивающая). Должна изготовляться тифлоспециалистами. Предназначена для помощи в обучении, познании окружающего мира.
2. Основные требования к тактильной книге:
§ Безопасность - избегать острых, колющих, режущих деталей, а также ядовитых материалов, которые ребенок может взять в рот.
§ Прочность книги
3. Используя опыт финских коллег, необходимо обратить внимание на некоторые моменты при изготовлении тактильных книг:
§ Не очень большой формат книги, чтобы ребенок мысленно мог охватить всю страницу.
§ Книга не должна быть тяжелой.
§ По возможности, страницы должны быть мягкими, приятными на ощупь, уголки страницы - закругленными.
§ Должно быть небольшое количество предметов на странице, чтобы ребенок мог сконцентрировать внимание на главном, не отвлекаясь на второстепенные детали.
§ Цвета в изображении предметов, животных, людей должны соответствовать настоящим.
§ Цвета не должны быть очень яркими, резкими, режущими глаза.
§ Четкий контраст фона и предмета на ощупь и по цвету.
§ Изображения максимально приближены к настоящим предметам (узнавание предметов).
§ У животных изображаются все четыре конечности, желательно, оба уха, рога, и т.д., чтобы у ребенка не складывалось неправильного представления.
§ Максимально задействуются другие органы чувств, помимо осязания - слух, обоняние, и т.д., т.е. используются предметы, издающие звуки, запахи.
§ Широко используются всевозможные карманы, кошельки, мешочки, которые можно закрывать и открывать, что-то в них класть и вынимать.
§ Методы изготовления: различные аппликации (ткань, дерево, бумага, и т.д.), мягкая игрушка, и т.д.
§ Отдельные предметы и персонажей книги лучше прикрепить к книге с помощью шнурков, липучек, заклепок, и. т.д.
§ Если какой-либо предмет или персонаж повторяется на нескольких страницах книги, необходимо сохранять размер этого предмета, чтобы ребенок не перепутал его с другими.
§ Для узнавания верха и низа книги внизу каждой страницы пришивается выпуклая тесьма, шнурок.
§ Книги сопровождаются брайлевским текстом, иногда и крупнопечатным.
§Текст может быть расположен как на каждой странице, как основание для иллюстрации, так и в виде отдельной книжки.
§ Если в книге много предметов, прикрепленных на шнурки, липучки, и т.д., лучше, чтобы книга закрывалась (на завязки, липучки, кнопки, и т.д.).
§На обратной стороне книги - карман с выходными данными издания.
Изготовление тактильной книги: советы
Инга Кириллова У кошки четыре ноги: Пушистые книжки с картинками для слепых
Руководство по созданию авторской мягкой развивающей книжки
В. З. Денискина Тактильная рукодельная книга в реабилитации незрячих и слабовидящих детей. Здесь.
Требования к тактильным книгам
Особенности тактильных рукодельных изданий и необходимые условия для их создания
Тактильные книги, которые мастерски делают Сергей Баршай и Екатерина Жукова, можно назвать самым настоящим чудом.
Мягкая книга для мальчика. Эта книга создавалась специально для мальчишки, поэтому в ней много транспорта.Азбука. Самая объемная книга в двух томах. На каждую букву подбирается предмет, на которую он начинается. Автор Marinats.
Тактильная книга «Легенды Седого Кавказа» , созданная Еленой Ивановой.
Мягкая развивающая тактильная книжка "В деревне". Автор Екатерина Винничек.
Развивающий кубик от Екатерины Винничек
Тактильные книги для незрячих, созданные в Красноярске художниками Е.Жуковой и С.Баршаем.
Развивающая книжка «English alphabet» (Английский алфавит) от Марии Котковой.
Вязаная сказка «Теремок» от Ирины Евлановой
http://www.mam2mam.ru/club/group/15/blog/178/
Идея. Вязаная еда: фрукты, овощи для тактильных книг
Мягкая книжка «Времена года» от mama Avgustina
Назад