Инвалидам по зрению Вернуться на старую версию сайта
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих
Под грохот канонады был слышен голос муз…

Театр

В годы Великой Отечественной войны культурная жизнь Нижнего Тагила определялась массовой эвакуацией работников и учреждений культуры.
Еще в 1940 году в город переехал в полном составе коллектив Серовского драматического театра. Театр работал в Нижнем Тагиле до октября 1943 года. В его репертуаре были постановки разного жанра и уровня – от классических комедий и трагедий («Много шума из ничего», «Царь Федор») до советских пьес 1920–1930-х годов («Человек с ружьем», «Оптимистическая трагедия», «Год 19-й»). Не имея постоянной сцены, театр часто выступал в рабочих клубах, посылал бригады артистов на фронт. Так, в начале 1942 года специальная бригада артистов театра в течение трех месяцев выступала на фронте с монтажом спектакля «Человек с ружьем», причем некоторые постановки проходили прямо на передовой.

Дом культуры имени М. Горького – лучшая сценическая площадка

В Нижнем Тагиле чаще всего концерты проходили на площадке клуба имени Горького, поскольку собственного помещения театр не имел. Откликаясь на злобу дня, Нижнетагильский театр осуществил в 1943 году постановку «Слава великому русскому оружию», которая вызвала широкий резонанс. Рецензии на эту работу появились в центральной печати. Для повышения художественного мастерства представителей художественной самодеятельности города при театре действовала театральная студия. Профессиональные артисты делились секретами своего мастерства с участниками клубной и заводской самодеятельности. В 1943 году часть артистов бывшего Серовского театра отправилась в составе фронтовой бригады на Волховский фронт, а оставшаяся часть труппы была переведена в город Каменск-Уральский.

В 1941 году в Нижний Тагил был эвакуирован Харьковский областной драматический театр им. Т.Г. Шевченко. Часть артистов проживала в гостинице «Северный Урал», другая – в бараке по улице Газетной.

Театральная программкаВ 1943 году к нему прибавился Ленинградский государственный новый театр (теперь это Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета). Артисты этого театра прославились на весь регион постановкой весной 1944 года спектакля «Горе от ума» по бессмертной комедии А.С. Грибоедова. Режиссер-постановщик спектакля – Н.Н. Бромлей, исполнители ролей: Фамусов – В.М. Сушкевич, Чацкий – В.И. Лебедев, а также артисты В.А. Будрейко, И.С. Бергман, В.С. Великанова и Г.В. Анчиц были награждены почетной грамотой Нижнетагильского горсовета. Всего театр сыграл около 700 спектаклей в клубе имени М. Горького и в Центральном клубе Уралвагонзавода.

Кроме того, артисты устраивали литературные вечера, читали лекции, посвященные творчеству великих русских поэтов и писателей. Они своим искусством поддерживали силы, мужество и веру в победу тысяч тружеников предприятий Нижнего Тагила. Последний прощальный спектакль был сыгран 9 мая 1945 года.

Помимо крупных театральных коллективов в городе работали и гастрольные коллективы увеселительного жанра. Не все из них отличались высоким художественным уровнем. Например, деятельность цыганского ансамбля, базировавшегося в Нижнем Тагиле, вызвала негативную реакцию партийных органов. Они подвергли его резкой критике за низкопробный, халтурный репертуар, не имевший ничего общего с настоящим искусством.

Частым явлением в годы войны были гастроли крупных театральных и музыкальных коллективов из других городов. Среди них – Московский театр Красной Армии и МХАТ, располагавшиеся в Свердловске, Пермский театр миниатюр, Удмуртский ансамбль песни и пляски, Свердловские театры драмы и музыкальной комедии. Последний установил творческое шефство над промышленными предприятиями Нижнего Тагила. Актерские бригады проводили на заводах агитационные концерты-обозрения, которые были построены на местном материале и отмечали как трудовой героизм, так и имеющиеся на производстве недостатки. Это вызывало повышенный интерес к его постановкам, проходившим при неизменных овациях зала.

Экспозиция в театре Ленсовета, посвященная уральскому периоду его истории

Война показала, что такой крупный индустриальный и культурный центр, как Нижний Тагил нуждается в собственном драматическом театре. Поэтому уже в последний военный год велась интенсивная подготовка к созданию постоянной труппы. В июне 1944 года исполком Нижнетагильского горсовета одобрил проект здания театра, разработанный архитектором И.П. Куренным. Постоянный Нижнетагильский драматический театр открылся 8 мая 1946 года постановкой спектакля В. Вишневского «Оптимистическая трагедия». В составе труппы выделялись заслуженные артисты РСФСР М.П. Полетаева и З.В. Бестужев, главный режиссер театра, заслуженный артист Чечено-Ингушской АССР Б.Р. Гронский, режиссер К.А. Ведерников. Первоначально театр не имел собственного помещения и размещался в клубе имени Горького, давая по 10–12 спектаклей в месяц.

Первые актеры, режиссеры, художники

17 мая 1944 года в городе открылся кукольный театр (директор Д.Л. Слонимская). За первые пять месяцев своего существования театр кукол создал три постановки и сыграл 105 спектаклей. В собственных залах (театр сначала размещался в помещении клуба учителей, а затем – в пионерском клубе) новый коллектив обслужил две тысячи детей, а на выездных спектаклях – еще двадцать тысяч зрителей. В 1947 году театр занял первое место на смотре кукольных театров Российской Федерации.

Актеры Нижнетагильского театра кукол Л.П. Козлова и Г. Федоров на репетиции. 1940-е годы


Музеи

С началом войны Нижнетагильский краеведческий музей был переведен на консервацию, в штате остались четыре сотрудника во главе с директором
А.А. Саматовой.

Е.В. Боташева проводит экскурсию в Нижнетагильском краеведческом музее. 1940-е годы

С первых дней войны музей организовал агитационную работу на призывных участках, проводились беседы, была создана выставка «Боевой путь нашей славной Красной Армии». В 1941 году каждый день музей посещали в среднем 113 человек, а за год в музее побывали почти 34 тысячи посетителей, было проведено 726 экскурсий. Пик посещаемости пришелся на 1943 год, тогда музей посетили 62 тысячи человек.

В 1943 году был создан музейно-краеведческий совет, при котором действовали биологическая и историческая секции. Работал при музее и кружок юных натуралистов.

Исторический кружок при Нижнетагильском краеведческом музее

Сосредоточение в Нижнем Тагиле в годы войны большого числа представителей эвакуированной творческой интеллигенции позволило летом 1942 года создать городские организации Союза советских архитекторов во главе с В.И. Бутом и Союза советских художников во главе с М.Г. Деригусом. Тагильские архитекторы вместе с краеведческим музеем добились специального решения горсовета об охране историко-архитектурных памятников города. К числу таких памятников в 1943 году были отнесены дома Ефима и Мирона Черепановых, дом Худояровых, башня на Лисьей горе, комплекс зданий бывшего управления Нижнетагильскими заводами, здание бывшей Демидовской больницы, дома революционеров М.Г. Кулешова, И.Я. Добродеева, А.С. Пискунова и А.Е. Проскурякова. Под охрану был взят и дом писателя А.П. Бондина.

Важным событием в творческой жизни города стал приезд и работа эвакуированного из Ленинграда скульптора Михаила Павловича Крамского, ставшего впоследствии воспитателем целой плеяды тагильских мастеров кисти и резца. Крамскому были выделены квартира и творческая мастерская, он был обеспечен теплой одеждой, обувью, продовольствием и материалами, необходимыми для творчества. В апреле 1945 года им уже был создан памятник тагильскому писателю А.П. Бондину, установленный на его могиле в городском парке.

М.П. Крамской за работой над скульптурным портретом Ф.В. Шаруновой. 1945 год

Агитационный плакат А. Старикова «Не ветер бушует над бором...» 1942 годВ центре внимания многих тагильских мастеров кисти был политический плакат. С целью наиболее эффективной координации этой работы в городе был создан талантливый творческий коллектив, в котором наряду с местными деятелями изобразительного искусства работали известные украинские художники Деригус, Побединский и Шматько.

13 октября 1943 года председатель горисполкома И.А. Непомнящий подписал распоряжение «Об организации в городе Нижнем Тагиле картинной галереи». 29 декабря на должность ее директора был назначен эвакуированный с Украины художник Ф.С. Лемберский, выпускник Всероссийской академии художеств. 1 октября 1944 года в Нижнем Тагиле была открыта картинная галерея (переименована в музей изобразительных искусств в 1945 году), директором которой после отъезда из Нижнего Тагила Лемберского стал И.Б. Элентух. В частных собраниях было приобретено несколько десятков художественных произведений. Часть картин поступила из запасников Ленинградского Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, пермской картинной галереи. Уже в первые дни после открытия галерея располагала 80 полотнами русской и зарубежной живописи, и ежегодно число картин возрастало.

С самого начала своего существования галерея стремилась быть центром художественной жизни, очагом культуры, своеобразным клубом для художников и любителей искусства. Поначалу экскурсоводами, лекторами, научными сотрудниками стали сами художники: И.П. Борщов, М.П. Крамской, В.И. Влазнев. Единственным специалистом-искусствоведом был директор галереи И.Б. Элентух. Из Свердловска в Нижний Тагил с лекциями и консультациями приезжали искусствоведы, художники – сотрудники эвакуированного туда Эрмитажа. Но еще до конца войны, в ее последние годы большая часть эвакуированных художников вернулась домой, и стало очевидно, что Тагилу необходимо художественное учебное заведение для подготовки молодых специалистов.

Экскурсия по фотовыставке фотографа П.А. Оцупа, посвященной В.И. Ленину, в Нижнетагильском музее изобразительных искусств. 1945 год

В результате, в августе 1944 года было открыто городское художественно-скульптурное училище (Уральское училище прикладного искусства). На его четырех отделениях уже в 1944/45 учебном году получало художественное образование свыше шестидесяти человек. Город стал готовить собственные кадры художников, декораторов, скульпторов, специалистов по художественному литью.

Цирк

В парке Красной Армии (месторасположение современного театра кукол) было построено большое деревянное здание первого тагильского цирка. Оно служило тагильчанам более тридцати лет (1933–1953).

Описание старого цирка сохранилось в памяти тагильского краеведа Л.И. Зверева: «…Вокруг стандартной арены был кольцевой проход шириной один метр, затем два ряда партера, за партером на значительном возвышении были расположены вместительные ложи. За ними двухметровый кольцевой проход и дальше амфите­атром семнадцать рядов.

Цирк имел вместительный вестибюль со многими буфетами, в которых шла бойкая торговля пирожными, бутербродами, минеральной и фруктовой водой, пивом и тому подобным.

Представление, как правило, было из двух отделений, но иногда было и три. Программа составлялась разнообразная и очень интересная. Выступали многие знаменитости тех лет, например, известнейшие иллюзионисты Кио (старший), Клео Поротти, знаменитый гипнотизер Гутман. Жонглеры, эквилибристы, акро­баты. Приезжали дрессировщики со всевозможными животными. Был и всемирно известный Дуров…»

Нижний Тагил, улица К. Маркса. Справа – здание цирка. 1940-е годы

Цирк работал все годы Великой Отечественной войны. Несмотря на холод, люди с удовольствием смотрели веселых клоунов, которые посвящали свои номера разгрому гитлеровской Германии, чародейство Вольфа Мессинга и схватки борцов. Из воспоминаний Л.И. Зверева: «…В Нижнем Тагиле в годы войны было два генерала: Дремлюга, начальник полигона (Зверев несколько ошибается – Дремлюга был полковником, но полковники также носили папахи, – прим. ред.), и Максарев, директор танкового за­вода (УВЗ). Оба были страстными любителями борьбы, имели свою постоянную ложу. Вот уже на втором отделении звонок, все зрители на своих местах, смот­ришь... заходят два красавца-генерала в серых папахах и занимают свою ложу. Вначале выходит судья и свистком вызывает всех борцов на парад. Борцы встают на арене в круг, и арбитр называет фамилию каждого и кратко рассказы­вает о нем. Потом начинается борьба…

В годы войны на все продукты были карточки, нормы были минимальные, и борцам, чтобы не потерять форму, приходилось прирабатывать. Почти все они работали грузчиками на товарном дворе. Однажды я был очевидцем, как двое борцов разгружали вагон с мукой. Каждый из них брал под правую и левую руку по мешку, играючи их переносил и укладывал в высокий штабель. Если обычно двое грузчиков тратили на разгрузку вагона 3–4 часа, то двое борцов рас­правлялись с этой работой за 30–40 минут…»

Артист цирка Ян Цыган пожертвовал свои денежные средства для постройки военного самолета. 1940-е годы

В военные годы в тагильских кинотеатрах «Искра» и «Горн» шли известные
и сейчас фильмы «Георгий Саакадзе», «Антон Иванович сердится», «Веселые ребята», «Свинарка и пастух», «Светлый путь», «Цирк», «Парень из нашего города», «Юность Максима», «Битва за Севастополь», «Свадьба»
(по А.П. Чехову) и другие. В 1944 году Свердловская киностудия сняла документальный фильм об оборонных предприятиях Нижнего Тагила
«Город Н».

Была организована художественная самодеятельность – в военные годы в клубе имени М. Горького действовали драматический и вокальный кружки, оркестр русских народных инструментов, в 1943 году даже был объявлен набор в балетную студию. В том же году в клубе имени М. Горького был создан тагильский железнодорожный Теа-джаз (театрализованный джаз) под руководством Николая Стремоусова.

Выступление джаз-оркестра клуба имени Горького под руководством Н. Стремоусова на сцене Центрального клуба Уралвагонзавода. 1944 год

Летом в городском саду ежедневно было массовое гулянье, работали аттракционы, устраивались народные карнавалы. Судя по информации, содержащейся в городской газете военного времени, настроение у тагильчан было бодрое и оптимистичное, досуг их был организован, в свободное время они могли посещать интересные и разнообразные культурные мероприятия.

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.