Под грохот канонады был слышен голос муз…
Театр
В годы Великой Отечественной войны культурная жизнь Нижнего Тагила определялась массовой эвакуацией работников и учреждений культуры.
Еще в 1940 году в город переехал в полном составе коллектив Серовского драматического театра. Театр работал в Нижнем Тагиле до октября 1943 года. В его репертуаре были постановки разного жанра и уровня – от классических комедий и трагедий («Много шума из ничего», «Царь Федор») до советских пьес 1920–1930-х годов («Человек с ружьем», «Оптимистическая трагедия», «Год 19-й»). Не имея постоянной сцены, театр часто выступал в рабочих клубах, посылал бригады артистов на фронт. Так, в начале 1942 года специальная бригада артистов театра в течение трех месяцев выступала на фронте с монтажом спектакля «Человек с ружьем», причем некоторые постановки проходили прямо на передовой.
В Нижнем Тагиле чаще всего концерты проходили на площадке клуба имени Горького, поскольку собственного помещения театр не имел. Откликаясь на злобу дня, Нижнетагильский театр осуществил в 1943 году постановку «Слава великому русскому оружию», которая вызвала широкий резонанс. Рецензии на эту работу появились в центральной печати. Для повышения художественного мастерства представителей художественной самодеятельности города при театре действовала театральная студия. Профессиональные артисты делились секретами своего мастерства с участниками клубной и заводской самодеятельности. В 1943 году часть артистов бывшего Серовского театра отправилась в составе фронтовой бригады на Волховский фронт, а оставшаяся часть труппы была переведена в город Каменск-Уральский.
В 1941 году в Нижний Тагил был эвакуирован Харьковский областной драматический театр им. Т.Г. Шевченко. Часть артистов проживала в гостинице «Северный Урал», другая – в бараке по улице Газетной.
В 1943 году к нему прибавился Ленинградский государственный новый театр (теперь это Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета). Артисты этого театра прославились на весь регион постановкой весной 1944 года спектакля «Горе от ума» по бессмертной комедии А.С. Грибоедова. Режиссер-постановщик спектакля – Н.Н. Бромлей, исполнители ролей: Фамусов – В.М. Сушкевич, Чацкий – В.И. Лебедев, а также артисты В.А. Будрейко, И.С. Бергман, В.С. Великанова и Г.В. Анчиц были награждены почетной грамотой Нижнетагильского горсовета. Всего театр сыграл около 700 спектаклей в клубе имени М. Горького и в Центральном клубе Уралвагонзавода.
Кроме того, артисты устраивали литературные вечера, читали лекции, посвященные творчеству великих русских поэтов и писателей. Они своим искусством поддерживали силы, мужество и веру в победу тысяч тружеников предприятий Нижнего Тагила. Последний прощальный спектакль был сыгран 9 мая 1945 года.
Помимо крупных театральных коллективов в городе работали и гастрольные коллективы увеселительного жанра. Не все из них отличались высоким художественным уровнем. Например, деятельность цыганского ансамбля, базировавшегося в Нижнем Тагиле, вызвала негативную реакцию партийных органов. Они подвергли его резкой критике за низкопробный, халтурный репертуар, не имевший ничего общего с настоящим искусством.
Частым явлением в годы войны были гастроли крупных театральных и музыкальных коллективов из других городов. Среди них – Московский театр Красной Армии и МХАТ, располагавшиеся в Свердловске, Пермский театр миниатюр, Удмуртский ансамбль песни и пляски, Свердловские театры драмы и музыкальной комедии. Последний установил творческое шефство над промышленными предприятиями Нижнего Тагила. Актерские бригады проводили на заводах агитационные концерты-обозрения, которые были построены на местном материале и отмечали как трудовой героизм, так и имеющиеся на производстве недостатки. Это вызывало повышенный интерес к его постановкам, проходившим при неизменных овациях зала.
Война показала, что такой крупный индустриальный и культурный центр, как Нижний Тагил нуждается в собственном драматическом театре. Поэтому уже в последний военный год велась интенсивная подготовка к созданию постоянной труппы. В июне 1944 года исполком Нижнетагильского горсовета одобрил проект здания театра, разработанный архитектором И.П. Куренным. Постоянный Нижнетагильский драматический театр открылся 8 мая 1946 года постановкой спектакля В. Вишневского «Оптимистическая трагедия». В составе труппы выделялись заслуженные артисты РСФСР М.П. Полетаева и З.В. Бестужев, главный режиссер театра, заслуженный артист Чечено-Ингушской АССР Б.Р. Гронский, режиссер К.А. Ведерников. Первоначально театр не имел собственного помещения и размещался в клубе имени Горького, давая по 10–12 спектаклей в месяц.
17 мая 1944 года в городе открылся кукольный театр (директор Д.Л. Слонимская). За первые пять месяцев своего существования театр кукол создал три постановки и сыграл 105 спектаклей. В собственных залах (театр сначала размещался в помещении клуба учителей, а затем – в пионерском клубе) новый коллектив обслужил две тысячи детей, а на выездных спектаклях – еще двадцать тысяч зрителей. В 1947 году театр занял первое место на смотре кукольных театров Российской Федерации.
Музеи
С началом войны Нижнетагильский краеведческий музей был переведен на консервацию, в штате остались четыре сотрудника во главе с директором
А.А. Саматовой.
С первых дней войны музей организовал агитационную работу на призывных участках, проводились беседы, была создана выставка «Боевой путь нашей славной Красной Армии». В 1941 году каждый день музей посещали в среднем 113 человек, а за год в музее побывали почти 34 тысячи посетителей, было проведено 726 экскурсий. Пик посещаемости пришелся на 1943 год, тогда музей посетили 62 тысячи человек.
В 1943 году был создан музейно-краеведческий совет, при котором действовали биологическая и историческая секции. Работал при музее и кружок юных натуралистов.
Сосредоточение в Нижнем Тагиле в годы войны большого числа представителей эвакуированной творческой интеллигенции позволило летом 1942 года создать городские организации Союза советских архитекторов во главе с В.И. Бутом и Союза советских художников во главе с М.Г. Деригусом. Тагильские архитекторы вместе с краеведческим музеем добились специального решения горсовета об охране историко-архитектурных памятников города. К числу таких памятников в 1943 году были отнесены дома Ефима и Мирона Черепановых, дом Худояровых, башня на Лисьей горе, комплекс зданий бывшего управления Нижнетагильскими заводами, здание бывшей Демидовской больницы, дома революционеров М.Г. Кулешова, И.Я. Добродеева, А.С. Пискунова и А.Е. Проскурякова. Под охрану был взят и дом писателя А.П. Бондина.
Важным событием в творческой жизни города стал приезд и работа эвакуированного из Ленинграда скульптора Михаила Павловича Крамского, ставшего впоследствии воспитателем целой плеяды тагильских мастеров кисти и резца. Крамскому были выделены квартира и творческая мастерская, он был обеспечен теплой одеждой, обувью, продовольствием и материалами, необходимыми для творчества. В апреле 1945 года им уже был создан памятник тагильскому писателю А.П. Бондину, установленный на его могиле в городском парке.
В центре внимания многих тагильских мастеров кисти был политический плакат. С целью наиболее эффективной координации этой работы в городе был создан талантливый творческий коллектив, в котором наряду с местными деятелями изобразительного искусства работали известные украинские художники Деригус, Побединский и Шматько.
13 октября 1943 года председатель горисполкома И.А. Непомнящий подписал распоряжение «Об организации в городе Нижнем Тагиле картинной галереи». 29 декабря на должность ее директора был назначен эвакуированный с Украины художник Ф.С. Лемберский, выпускник Всероссийской академии художеств. 1 октября 1944 года в Нижнем Тагиле была открыта картинная галерея (переименована в музей изобразительных искусств в 1945 году), директором которой после отъезда из Нижнего Тагила Лемберского стал И.Б. Элентух. В частных собраниях было приобретено несколько десятков художественных произведений. Часть картин поступила из запасников Ленинградского Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, пермской картинной галереи. Уже в первые дни после открытия галерея располагала 80 полотнами русской и зарубежной живописи, и ежегодно число картин возрастало.
С самого начала своего существования галерея стремилась быть центром художественной жизни, очагом культуры, своеобразным клубом для художников и любителей искусства. Поначалу экскурсоводами, лекторами, научными сотрудниками стали сами художники: И.П. Борщов, М.П. Крамской, В.И. Влазнев. Единственным специалистом-искусствоведом был директор галереи И.Б. Элентух. Из Свердловска в Нижний Тагил с лекциями и консультациями приезжали искусствоведы, художники – сотрудники эвакуированного туда Эрмитажа. Но еще до конца войны, в ее последние годы большая часть эвакуированных художников вернулась домой, и стало очевидно, что Тагилу необходимо художественное учебное заведение для подготовки молодых специалистов.
В результате, в августе 1944 года было открыто городское художественно-скульптурное училище (Уральское училище прикладного искусства). На его четырех отделениях уже в 1944/45 учебном году получало художественное образование свыше шестидесяти человек. Город стал готовить собственные кадры художников, декораторов, скульпторов, специалистов по художественному литью.
Цирк
В парке Красной Армии (месторасположение современного театра кукол) было построено большое деревянное здание первого тагильского цирка. Оно служило тагильчанам более тридцати лет (1933–1953).
Описание старого цирка сохранилось в памяти тагильского краеведа Л.И. Зверева: «…Вокруг стандартной арены был кольцевой проход шириной один метр, затем два ряда партера, за партером на значительном возвышении были расположены вместительные ложи. За ними двухметровый кольцевой проход и дальше амфитеатром семнадцать рядов.
Цирк имел вместительный вестибюль со многими буфетами, в которых шла бойкая торговля пирожными, бутербродами, минеральной и фруктовой водой, пивом и тому подобным.
Представление, как правило, было из двух отделений, но иногда было и три. Программа составлялась разнообразная и очень интересная. Выступали многие знаменитости тех лет, например, известнейшие иллюзионисты Кио (старший), Клео Поротти, знаменитый гипнотизер Гутман. Жонглеры, эквилибристы, акробаты. Приезжали дрессировщики со всевозможными животными. Был и всемирно известный Дуров…»
Цирк работал все годы Великой Отечественной войны. Несмотря на холод, люди с удовольствием смотрели веселых клоунов, которые посвящали свои номера разгрому гитлеровской Германии, чародейство Вольфа Мессинга и схватки борцов. Из воспоминаний Л.И. Зверева: «…В Нижнем Тагиле в годы войны было два генерала: Дремлюга, начальник полигона (Зверев несколько ошибается – Дремлюга был полковником, но полковники также носили папахи, – прим. ред.), и Максарев, директор танкового завода (УВЗ). Оба были страстными любителями борьбы, имели свою постоянную ложу. Вот уже на втором отделении звонок, все зрители на своих местах, смотришь... заходят два красавца-генерала в серых папахах и занимают свою ложу. Вначале выходит судья и свистком вызывает всех борцов на парад. Борцы встают на арене в круг, и арбитр называет фамилию каждого и кратко рассказывает о нем. Потом начинается борьба…
В годы войны на все продукты были карточки, нормы были минимальные, и борцам, чтобы не потерять форму, приходилось прирабатывать. Почти все они работали грузчиками на товарном дворе. Однажды я был очевидцем, как двое борцов разгружали вагон с мукой. Каждый из них брал под правую и левую руку по мешку, играючи их переносил и укладывал в высокий штабель. Если обычно двое грузчиков тратили на разгрузку вагона 3–4 часа, то двое борцов расправлялись с этой работой за 30–40 минут…»
В военные годы в тагильских кинотеатрах «Искра» и «Горн» шли известные
и сейчас фильмы «Георгий Саакадзе», «Антон Иванович сердится», «Веселые ребята», «Свинарка и пастух», «Светлый путь», «Цирк», «Парень из нашего города», «Юность Максима», «Битва за Севастополь», «Свадьба»
(по А.П. Чехову) и другие. В 1944 году Свердловская киностудия сняла документальный фильм об оборонных предприятиях Нижнего Тагила
«Город Н».
Была организована художественная самодеятельность – в военные годы в клубе имени М. Горького действовали драматический и вокальный кружки, оркестр русских народных инструментов, в 1943 году даже был объявлен набор в балетную студию. В том же году в клубе имени М. Горького был создан тагильский железнодорожный Теа-джаз (театрализованный джаз) под руководством Николая Стремоусова.
Летом в городском саду ежедневно было массовое гулянье, работали аттракционы, устраивались народные карнавалы. Судя по информации, содержащейся в городской газете военного времени, настроение у тагильчан было бодрое и оптимистичное, досуг их был организован, в свободное время они могли посещать интересные и разнообразные культурные мероприятия.