Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих
Наш тагильский бронепоезд

Вложили мы силу в работу свою,
Всю мощь воедино собрали.
Чтоб наш бронепоезд в жестоком бою
Напомнил врагам об Урале.

Строительство бронепоезда в одном из московских депо.jpg

Рассказывает ветеран труда, участник строительства бронепоезда «Сталинский Урал» Г.В. Ильин: «В коллективе паровозного депо, где я в то время работал, люди, в основном, остались прежними. На нас лежала ответственная задача поддержания в рабочем состоянии всего локомотивного парка отделения дороги. А в дополнение к основным обязанностям мы брались и за военные, фронтовые заказы, главным из которых было строительство бронепоезда «Сталинский Урал». Мастером в строительстве бронепоезда назначили Н.А. Чундерова, бригадиром – М.Е. Вершинина. Работы выполняли слесари: А.П. Францев, А.В. Кокшаров, А.С. Городилов, М.И. Смагин, Н.В. Катаев, Г.Л. Храмцов, В.Ф. Климов. Но часто по своей инициативе подключались и другие рабочие. Одновременно в вагонном депо станции Смычка оборудовались четыре бронеплощадки. Работы велись круглосуточно, люди находилась на казарменном положении. И уже через три с половиной месяца, в феврале 1942 года, наш бронепоезд был представлен к сдаче военной комиссии. Водить грозную боевую машину по фронтовым дорогам доверили машинисту нашего депо Василию Ивановичу Вахрушеву».

В качестве локомотива для нижнетагильского бронепоезда был выбран паровоз Оп № 7595. Из-за отсутствия качественной броневой стали, для бронировки паровоза и четырех площадок применялась некаленая броня – обычный листовой металл. С вооружением также были проблемы. За неимением лучшего на каждую бронеплощадку установили по устаревшей 75-мм французской пушке образца 1897 года и пять пулеметов: два «Браунинга» и три советских танковых ДТ.

Строительство бронепоезда. 1941 год.jpg

27 января 1942 года машинист В.И. Вахрушев и его помощник Д.А. Варкулевич доставили бронированный поезд в Свердловск. Здесь в депо «Свердловск-Пассажирский» с начала января 1942 года шло строительство своего бронепоезда – «Свердловский железнодорожник».

Стахановцы-котельщики А.В. Гребенщиков, М.И. Голышев, слесари В.И. Черненко, П. Малинников, В.В. Южаков трудились на пределе сил. Они взяли обязательство закончить строительство боевой машины с паровозом Ов № 5910 к 24-й годовщине Красной Армии. 12 февраля 1942 года газета «Комсомольская правда» писала: «В строительстве бронепоезда принимают участие лучшие рабочие паровозного депо Свердловск-Пассажирский. По двадцать часов не выходят из цехов инженеры-комсомольцы Н.П. Волхонский, З.С. Ваксман. По пять–восемь норм за смену дает молодежная бригада знатного стахановца Ивана Ланского. Н.В. Логинов предложил прорезать отверстия автогеном, что в два раза ускорило работу…» В музее истории локомотивного депо «Свердловск-Пассажирский» сохранились пожелтевшие экземпляры многотиражной газеты «Путевка». На ее страницах публиковались имена героев трудовой вахты.

Одновременно в Свердловске шло формирование дивизиона бронепоездов. Оно началось 10 декабря 1941 года. Обучение личного состава велось по программе ускоренной боевой подготовки бронепоездных частей Красной Армии; командиров – на специальных курсах усовершенствования командного состава.

23 февраля 1942 года на Привокзальной площади Свердловска прошел митинг, посвященный передаче 37-му Отдельному дивизиону бронепоездов (ОДБП) материальной части – б/п «Сталинский Урал» и б/п «Свердловский железнодорожник».

Бронепоезд ОБ-3 «Сталинский Урал». 1942 год.jpg

27 февраля бронепоезда отбыли в Москву. Старший машинист бронепоезда «Свердловский железнодорожник» И.С. Петренко вспоминал, что из ворот депо первыми повели бронепоезд бригады машинистов Л. Закусина и Д. Копенкина. Вместе с помощниками А. Вычегжаниным, С. Рыловым, П. Нятиным и Л. Ткачевым им предстояло вести бронепоезд на фронт. 5 марта 1942 года уральские бронепоезда прибыли в столицу. Москва встретила их суровым военным обликом. Чувствовалось, что фронт неподалеку. Тут бронепоезда задержались еще на два месяца на доформировании.

В Москве боевые дороги уральских бронепоездов разошлись: «Сталинский Урал» в составе 37-го дивизиона направился под Елец, а «Свердловский железнодорожник» (командир – старший лейтенант Поддубный, комиссар – политрук Ф.Д. Бондарев), получивший номер 751, отправился на Южный фронт. Л.М. Закусин, бывший машинист бронепоезда «Свердловский железнодорожник», вспоминал: «…Тагильские и свердловские железнодорожники строили свои бронепоезда одновременно. Но случилось так, что бригада свердловчан, которая должна была вести боевую машину на фронт, неожиданно заболела, и меня вместе с помощником А. Вычегжаниным, тоже тагильчанином, перевели на «Свердловский железнодорожник». К 1 марта 1942 года мы были уже в Москве…» Как отмечал один из строителей, а в дальнейшем пулеметчик И.С. Фефелев, бронепоезд «Свердловский железнодорожник» вошел в состав 16-го ОДБП. Паровозные бригады уральцев были подчинены старшему паровозному технику дивизиона Б.Л. Амаглобели. Из Москвы дивизион в составе двух бронепоездов отправился на Северо-Кавказский фронт. «…Главной нашей задачей, – продолжал вспоминать Л.М. Закусин, – было восстановление железнодорожных путей под огнем противника. В жарких боях за станцию Краснодар и железнодорожный мост через Кубань экипаж бронепоезда уничтожил несколько самолетов и танков противника. Бой за Новороссийск был для нас последним. Помощник машиниста А. Вычегжагин был убит, я тяжело ранен. Бронепоезд попал в окружение и был взорван. После двухмесячного лечения в госпитале мне за участие в обороне Новороссийска был вручен орден Красной Звезды…» Сейчас в память о подвиге бронепоезда «Свердловский железнодорожник» на вокзале Новоросcийска установлена памятная доска.

Бронепоезд ОБ-3 «Свердловский железнодорожник». 1942 год.jpg

Тагильский бронепоезд «Сталинский Урал» вместе с бронепоездом № 53 вошел в состав 37-го ОДБП, который по директиве заместителя наркома обороны генерал-лейтенанта Федоренко № 733712 от 26 апреля 1942 года убыл в распоряжение 13-й армии Брянского фронта и сосредоточился на станции Елец. С 8 мая 1942 года дивизион был передан в состав 48-й армии Брянского фронта и находился на этом участке до 6 марта 1943 года. Наиболее активно бронепоезда дивизиона действовали 13–17 мая, 10–17 июня и 17–22 сентября 1942 года. В этот период бронепоезда уничтожили пять артиллерийских и минометных батарей, 18 пулеметных точек, 26 блиндажей и ДЗОТов, рассеяв и уничтожив до полка пехоты противника.

20 августа 1943 года 37-й Отдельный дивизион бронепоездов был включен в состав 60-й армии и занимался охраной участка железной дороги Льгов – Киев. Также дивизион участвовал в оборонительных боях в районе Малина, поддерживая 226-ю стрелковую дивизию. В период 12–14 декабря 1943 года бронепоезда артиллерийским огнем рассеяли и частично повредили группу до 80 автомашин, 25 танков и до трех батальонов пехоты. После этих боев 37-й одбп прибыл в Киев, где в январе 1944 года провели осмотр матчасти и промывку котлов бронепаровозов. Видимо здесь же изношенные французские пушки «Сталинского Урала» заменили на 76-мм орудия ЗИС-3.

В конце месяца дивизион совершил 300-километровый марш и сосредоточился в районе Шепетовки, поступив в распоряжение 18-го стрелкового корпуса. При этом бронепоезда 37-го одбп получили задачу отбивать возможные контратаки противника в районе господствующей высоты 311,1.

Бронепоезд № 654 «Сталинский Урал» летом 1943 года.jpg

6 февраля 1944 года огнем бронепоездов была отбита атака противника – до батальона пехоты. Еще одна атака была отбита 9 февраля, при этом бронепоезда уничтожили два станковых пулемета, три блиндажа, орудие, минометную батарею и до роты пехоты. Но тяжелее всего было 10 февраля. В этот день бронепоезд № 649 поддерживал наступление 18-го стрелкового корпуса на Шепетовку, а бронепоезд № 654 «Сталинский Урал» отбивал многочисленные немецкие контратаки в районе высоты 311,1. В результате, при активной поддержке бронепоездов 10 февраля 1944 года части 18-го стрелкового корпуса овладели городом и станцией Шепетовка. За это приказом Ставки Верховного Главнокомандования 17 февраля 1944 года 37-му Отдельному дивизиону бронепоездов было присвоено почетное наименование «Шепетовский».

С 20 апреля 1944 года, находясь в резерве 1-го Украинского фронта на участке Славута – Здолбунов, личный состав дивизиона участвовал в боевых операциях против подразделений Украинской повстанческой армии (УПА), действовавших в тылу Красной Армии. Так, например, 12 мая команды бронепоездов оказывали огневую поддержку партизанам соединения Каменец-Подольской области в бою с двумя сотнями бандеровцев. В схватке было уничтожено свыше тридцати человек, около двадцати попали в плен.

Бронепоезд «Сталинский Урал» в бою (реконструкция).jpg

15 марта 1945 года 37-й Отдельный дивизион бронепоездов был выведен в резерв Ставки ВГК и передислоцировался в Москву на станцию Павелецкая-Товарная. А в период с 20 мая 1946 года по 8 августа дивизион был расформирован.

Личный состав бронепоездов отмечен многочисленными наградами, а машинист В.И. Вахрушев за боевые заслуги был награжден шестью орденами и медалями.
Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.