Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Автор: Воронина О.П., заведующая библиотекой Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 95

 







Еще К.Д. Ушинский писал: «Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие за­падного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образован­ный, но даже полуобразованный, всегда всего более и всего ближе знаком со своим Оте­чеством: историей, с родным ему языком, литературой, а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе, со своей родиной и со всем, что к ней относится».
Таким образом, Человек русской куль­туры — это гражданин России, центрированный на духовно-нравственные  ценности и патриотическое воспитание. Образовательная среда не навязывает те или иные ценности, а лишь создает условия для их узнавания, понимания и выбора, стимулирует этот выбор.
Эпицентром духовно-нравственного и патриотического воспитания челове­ка русской  культуры в современной образо­вательной системе, на наш взгляд, и должен стать библиотечно-информационный центр.
Цель работы:  -  развитие библиотечно-информационный центра способствующего формированию  духовно-нравственных ценностей и патриотическому воспитанию учащихся школы.
Объект исследования   процесс формирования  духовно-нравственных ценностей учащихся школы.
Предмет исследования – условия   развития информационного центра, как средства, влияющего на формирование духовно-нравственных ценностей учащихся школы.
Гипотеза: мы предполагаем, что информационные возможности центра будут способствовать эффективному формированию духовно-нравственных ценностей и патриотическому воспитанию учащихся школы.

Проектная часть.
В процессе работы по развитию библиотечно-информационный центра я столкнулась с противоречием между понижением интереса к ценности великой отечественной культуры, и главным критерием  оценки качества образовании и ее ценностно – ориентационной составляющей. Исходя из сформулированного выше противоречия, целью проекта является развитие  библиотечно-информационный центра способствующего формированию  духовно-нравственных ценностей и патриотическому воспитанию учащихся школы.
Для реализации намеченной цели необходимо поставить следующие задачи:
выявить уровень интереса учащихся к чтению и патриотической книге;
сформировать комплекс мероприятий направленных на формирование духовно-нравственных ценностей  и военно-патриотическое воспитание учащихся школы;
воспитывать интерес к детской патриотической книге  через литературную гостиную.
Новизна проекта
Новизна состоит во включение в проект  музейной тематики и соответствующих технологий, участие с данным проектом в работе Всероссийской научно-практической конференции «Детская книга в системе патриотического воспитания: 65-летию Великой Победы посвящается»,  создании системы приобщения ребенка к духовно-нравственным ценностям, новых условий для развития познавательного интереса к детской патриотической книге.
Предполагаемые результаты реализации проекта
Реализация данного проекта в образовательном учреждении будет спо­собствовать:
  бережному и ответственному отношению к историческому прошлому нашей Родины;
  развитию познавательной активности школьников к  патриотической книге;
  повышению читательской активности детей;
  уровня интеллекта,
  социальной адаптации детей;
  улучшению результатов учебы.
Сроки и этапы реализации проекта
Действие проекта носит долгосрочный характер. Проект предусматривает дальнейшее расширение тематики, разработку и совершенствование новых педагогических технологий

 Литературная гостиная
программа 2009-2010гг.

Цель программы:
патриотическое воспитание школьников формирование у них чувства любви к Родине, к своему краю, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.
Задачи:
развивать познавательный интерес к  патриотической книге, расширить общий кругозор  на основе разнообразного содержания используемых литературных произведений поэтов и писателей;
выработать навык осознанного, правильного и выразительного чтения;
обогатить и активизировать словарный запас детей;
формировать культуру  речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека;
развивать музейную культуру и визуальную грамотность.
Основные идеи литературной гостиной:
в работе должны быть представлены все стороны нравственной культуры; воспитание личности ребенка должно опираться на произведения отечественной литературы; содержание программы должно соответствовать интересам, потребностям, возможностям индивидуального и возрастного развития ребенка.
Необходимые условия реализации литературной гостиной: тематика занятий раскрывается через использование патриотических литературных произведений; в названии тем широко используются афоризмы, пословицы и поговорки. Между детьми развертывается своеобразное соревнование: кто лучше поймет и разъяснит данную цитату. Это помогает глубже и точнее вникнуть в смысл  строк.
Методы и формы работы
Проект предполагает использование различных методов работы: путешествие в прошлое, вопросно – ответного, ролевой игры, театрализация, моделирования проблемных ситуаций на основе опыта и интуиции ребенка.
Формы ее реализации:
экскурсии в школьный музей, участие в мастер-классе НТГСПА, библиотеки района, литературно-музыкальные и развиваю­щие игры, беседы, викторины, ребусы, тематические выставки, родительские собрания, конкурсы, литературное лото, ведение дневников читателя и иллюстрирование прочитанного, обзоры ли­тературы, прослушивание рассказов на аудиокассетах, просмотр  и анализ видеофильмов, разработка  детских презентаций.
Материально-техническое обеспечение проекта
Проект предполагает широкое использование технических средств обучения и воспитания: книги-комплекты: С. Алексеев «Рассказы о Великой Отечественной войне», А. В. Митяев  «Герои Великой Отечественной», А.Н. Печерская «Дети – герои Великой Отечественной войны», А. В. Митяев  «О доблести, о подвигах, о славе!»;  произведения Б. Васильева, Б. Полевого, М.Шолохова, В. Быкова, А. Твардовского; видеофильмы, аудиокассеты, медиатека, сетевое окружение, Internet Explorer, презентации; использование альбомов, репродукций и литературы по тематике, комплекта материалов для творческих работ (кисти, краска, бумага)
Формы реализации духовно-нравственного и патриотического воспитания в БИЦ  через литературную гостиную:
Литературно-музыкальные композиции для учащихся 3-6 классов. Было привлечено 220 читателей школы.
Кинолектории и медиалектории. На кинолектории и медиалектории для 4-7 классов было привлечено 228 читателей школы и 33 родителя.
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. В БИЦ прошли встречи с клубом «Фронтовичка» Спорининой Зоей Семеновной и Мочановой Екатериной Степановной. На мероприятия были приглашены читатели 4-8 классов – 123 человека.
Уроки Мужества. Цель: патриотическое воспитание читателей на основе книг о славном героическом прошлом советского народа. Для учащихся 1-2 классов  прошли уроки мужества. Привлечено 211 читателей школы.
Выставка и обзор литературы по теме “Мы за Родину пали - но она спасена.
Читатели библиотечно-информационного центра  узнали о земляках-героях Великой Отечественной войны, в честь которых названы  улицы Дзержинского района.

Литературное творчество читателей: встреча писателей «Ассоциации писателей Урала» с читателями в  ЦГБ.
Экскурсии в школьный краеведческий музей.
День  юного героя антифашиста. На мероприятие были приглашены читатели  5-6 классов – 53 человека.
Поэтический марафон посвященный 65-летию Великой Победы. Читатели нашего БИЦ стали участниками поэтического марафона, который проходил в ЦГБ. Юные поэты читали стихи, в них выражают чувства благодарности ветеранам, которые защищали нашу  Родину от фашистов.
Многие наши читатели, члены кружка «Книголюб», имеют свои публикации. Эти детские произведения помогают не только юным авторам, но и многим взрослым не дают отвердеть душой, заставляют верить в светлое будущее, которое строят наши читатели в своих фантазиях. Стихи собственного сочинения дети читают на конкурсах  и встречах. Содержание их разнообразно: дети мечтают о будущем,  с любовью и гордостью пишут о своей малой Родине. 
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
«Величайшее сокровище – хорошая библиотека» (В.Г.Белинский) не устаревает никогда, даже в век новых информационных технологий, в век Интернета. Те, кто владеет «Величайшим сокровищем» (библиотекари в первую очередь) не должны поддаваться никаким кризисам, жить, уча детей читать книгу, привить  любовь к Родине, к родной земле, языку, культуре.
назад

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.