Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Масунова Людмила Юрьевна,
гл. библиотекарь организационно-методического отдела МБУК «ЦГБ»

Краеведение – это то, что человеку ближе всего: сначала дом, где он родился, семья, люди, которые его окружают, затем – улица, город, страна, где он живет, и далее понятия «родина», «россиянин».
Краеведение – это не только территория, а и символы, память, история народа, его герои, самобытная тысячелетняя культура народностей России. Это один из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей и подростков. В условиях глобализации особую остроту приобретают вопросы сохранения национальной самобытности и культуры разных народов России.
Специалисты относят возникновение «детского краеведения» к XII веку, когда в 1128 году близ города Полоцка первая русская святая библиотекарь Ефросинья Полоцкая основала женский и мужской монастыри с учебными и школьными библиотеками, помогавшими в изучении основных предметов, среди которых были природоведение и история. При изучении истории особое место уделялось истории Полоцкой земли и всего восточного славянства.
Одним из первых, кто предпринял попытку научных исследований в области краеведения в России, был М. В.Ломоносов, привлекший к исследованию природных богатств Кольского полуострова местное население, включая детей. Особенно активно идеи родиноведения и отчизноведения претворяются в жизнь в педагогике начиная со второй половины 19 века. В библиографическом пособии для родителей Ф. Г. Толля «Наша детская литература» (1862) автор придает особое значение чтению детьми книг о различных местностях России, выделяя специальный отдел «Отчизноведение». «Россию должен знать вдоль и поперек всякий пятнадцатилетний русский мальчик прежде, чем он возьмет в руки первую книгу Германии или Франции», – пишет он.

В последние годы краеведческая работа с детьми активизировалась. Краеведческая деятельность приобрела поисковый и творческий характер, краеведческие знания стали активно распространяться.
Именно это направление работы библиотек дает возможность, опираясь не только на школу и дополнительное образование, но и на семью, общественность ежедневно ставить перед своими читателями вопросы, интересующие каждого, вопросы, способные возбудить интерес и удовлетворить любознательность детей, пробудить творческую активность, инициативность и дух соревновательности в различных видах деятельности.
Специалисты отмечают, что в краеведческую работу с детьми пришли новые темы: церковное краеведение, русский усадебный быт, этнография, топонимика, местный фольклор, записи рассказов старожилов, краеведческие поиски.
В то же время в этой работе достаточно проблем. Главная – это практически полное отсутствие детской краеведческой книги. Приходится в работе с детьми использовать материалы для взрослых, написанные сухо и неинтересно, и это отторгает детей от краеведения. Нам с вами приходится адаптировать материал. Из нашего опыта работы хочу привести пример информационных краеведческих закладок. Информация адаптировалась и подавалась в занимательной форме. Закладки раздавались на мероприятиях по краеведению. Многие библиотеки, работающие с детьми, пошли по пути создания рукописных книг о своем крае силами читателей-детей.
Отсутствуют библиографические пособия для детей по краеведению. Такие пособия должны быть аннотированы, красочно оформлены.

Далее – это формы работы. Дети с трудом воспринимают обычные беседы. На первое место выходит иллюстративный, фольклорный материалы, игровые элементы. Предлагаемая детям информация должна иметь максимально эмоциональную окраску. Необходимо строить работу, используя элементы игры, творчества детей.
Успех краеведческой работы с детьми зависит от того, кто ею занимается. Заинтересованный человек всегда сможет рассказать интересно о том, что самого его волнует. Дети не терпят скуки. То, что вы предложите детям должно быть предельно конкретным, предусматривать самостоятельный поиск или различные виды соревновательной деятельности, им нравится, когда о результатах их работы узнают другие, когда их работа поощряется. Основополагающий принцип не запоминание информации, а активное участие детей в процессе ее приобретения (отгадывание загадок и кроссвордов, интеллектуальные разминки, рисунки-подсказки и т.п.).
Осуществляемое в рамках краеведения творчество читателей-детей: литературное, художественное, исследовательская работа, создание рукописных книг – привлекает детей возможностью проявить самостоятельность, исследовательским характером, возможностями наглядного представления результатов широкой аудитории.
В библиотеках нашего города накоплен интересный опыт комплексной краеведческой работы. 

Городской открытый литературный конкурс «Серая Шейка». Впервые конкурс стартовал в 2006 году. Идея проведения этого конкурса принадлежит Ю. Д. Исупову, металлургу, поклоннику творчества Мамина-Сибиряка. Идею Ю. Д. поддержала Центральная городская детская библиотека. Это не просто конкурс детского творчества, а проект, в рамках которого не только проводится сам конкурс, но и организуются интересные встречи и экскурсии.
За эти годы участники конкурса познакомились с интересными людьми: со скульптором Анатолием Глебовичем Неверовым, подарившим библиотеке скульптурный портрет писателя; с заведующей музеем им. Д. Н. Мамина-Сибиряка в поселке Висим, Валентиной Борисовной Петровой, а также с внучатым племянником Д. Н. Мамина-Сибиряка Глебом Борисовичем Удинцевым и, конечно, с Ю. Д. Исуповым, благодаря которому и состоялся наш конкурс.
А еще авторы лучших творческих работ, совершили путешествие по памятным местам Нижнего Тагила, связанным с именем Д. Н. Мамина-Сибиряка, побывали в музейно-выставочном центре НТМК, совершили экскурсию на родину Мамина-Сибиряка в поселок Висим. 

Юным жителям Нижнего Тагила необычайно повезло! Почему? Да потому, что только в нашем городе проводится городская краеведческая игра для детей младшего школьного возраста «Я-тагильчанин».
Быть тагильчанином – значит любить свой город, знать историю своего края, города, своей семьи; делать что-то полезное для своего города. А игра – вечный спутник жизни, чудесное поле свободного творчества.
Игра «Я-тагильчанин» появилась в 1999 году в рамках деятельности детской общественной организации «Юные тагильчане». Учредителями и организаторами игры стали администрация города Нижний Тагил, управление образования администрации города, Городской дворец детского и юношеского творчества.
Игра предполагает участие младших школьников в экскурсиях, выставках, праздниках. Кроме того, дети вместе с педагогами, родителями ведут активную познавательную и поисковую работу.
Игра проходит в течение учебного года в два этапа. Старт игры 8 октября – это день рождения нашего города. Заканчивается игра 19 мая большим городским праздником. На каждый этап объявляется новая тема.

Подробнее

Назад

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.