Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Чистякова С. В.,
главный библиотекарь филиала № 2 МУК "ЦГБ"

Ни для кого не секрет, что нашему обществу остро не хватает доброты и милосердия. Особенно болезненная ситуация сложилась в области межнациональных отношений. Поэтому не случайно мы все чаще говорим о толерантности. Термин этот, еще недавно знакомый лишь специалистам, с легкой руки В. В. Путина стал активно внедряться в нашу жизнь. Принята даже правительственная программа формирования толерантности в обществе.
О том, что означает «толерантность», нужна ли она, как ее воспитать и в чем причины интолерантного поведения – обо всем этом вы можете узнать из данного материала, который состоит из 3-х частей:
- понятие толерантности;
- высказывания о толерантности;
- список литературы.


Толерантность – слово иностранное и пока малознакомое для большинства россиян. Появилось оно в нашей лексике сравнительно недавно.
Что же обозначает это не совсем понятное для многих, непривычное понятие – толерантность? Словарь иностранных слов объясняет происхождение слова (от латинского toleranta – терпение) и дает его толкование как терпимость, снисходительность к кому или чему–либо.

16 ноября 1995 года ООН приняла «Декларацию принципов терпимости» - основополагающий международный документ, в котором провозглашались принципы человеческого единения и пути их реализации. В Декларации раскрыта сущность ключевого понятия человеческих взаимоотношений – толерантности.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЭТО:
- сотрудничество, дух партнерства;
- готовность мириться с чужим мнением;
- уважение человеческого достоинства;
- уважение прав других;
- принятие другого таким, какой он есть;
- способность поставить себя на место другого;
- уважение права быть другим;
- признание многообразия;
- признание равенства других;
- терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению;
- отказ от доминирования, причинения вреда, насилия.

Говоря проще – это умение жить с другими, преодолевая те противоречия, которые между мною и этим другим существуют. Нормальные человеческие отношения. Казалось бы, так просто – живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо.
Но почему–то не получается, и пока мы чаще встречаем примеры ИНТОЛЕРАНТНОГО, то есть нетерпимого, агрессивного поведения.
Толерантные и интолерантные отношения могут проявляться в любой сфере жизни: в религии, в семье, в повседневном общении, в общественно-политической жизни, но наиболее ярко они проявляются в национальных отношениях.
Толерантность для России - нечто чрезвычайно важное, потому–что мы многонациональная, мультикультурная, многоконфессиональная страна.
Народов в России насчитывается около 150 сотен. Они относятся почти к 20 языковым группам и исповедуют различные религии: христианство, ислам, буддизм, иудаизм, шаманизм и т.д. Можно говорить о существовании в культуре нашей страны нескольких этнографических миров.
Россия – страна двух частей света: она занимает восток Европы и север Азии, причем в Европе находится 25 % территории, а в Азии – 75 %. В культурном отношении Россия – государство уникальное. Более 85% славян (русские, белорусы, украинцы и др.) близки по культуре к христианско–европейскому миру, а около 10% населения (приблизительно 15 млн. человек – татары, башкиры, буряты, калмыки и др.) связаны с исламской и буддийской цивилизацией Востока. Поэтому Россию можно назвать в равной степени и европейской и азиатской страной.
Мы разные, так уж сложилось исторически, и, поэтому, то, что одним народом воспринимается как норма, может вызвать иногда осуждение и даже отвращение у другого. Славяне, например, традиционно не употребляют в пищу конину. Русский, узнав, что кто-то ест ее, сочтет это свидетельством крайнего голода. Между тем конина – традиционная еда народов, занимавшихся кочевым скотоводством: татар, башкир и т.д. Различным может быть отношение не только к пище, но и к способам ее обработки. Так, народы Европейской России не едят сырое мясо, а вот многие народы Севера и Дальнего Востока традиционно употребляют в пищу мясо только сырым – парное, мороженое и сушеное. В условиях Заполярья сырое мясо – единственный источник необходимых питательных веществ.
Часто нормы поведения обусловлены представлениями об окружающем мире. Так русские в Сибири вырубали гектары леса, а коренные сибирские народы рубили дерево в случае крайней необходимости. За бесцельную порубку кедра у хантов, например, полагалось крайне суровое наказание: виновного голым привязывали в тайге и оставляли на съедение насекомым. Такое отношение к дереву – результат целого комплекса представлений. Хант живет в лесу, общается с лесом, и все здесь наделено для него особым смыслом. В частности, многие деревья воспринимаются как дома духов. Поэтому для ханта одинаково: срубить дерево или разрушить дом уважаемого человека. Для русского же лес скорее мир враждебный. Не случайно в русских сказках, именно в лесной чаще, живет нечисть.
Толерантность – это не только терпимость к другому. Это знание иного. Существует такая психологическая закономерность: чем меньше известен нам какой-либо предмет, и не только предмет - птица, животное – тем меньше отличий мы видим в предмете того же рода. Так же и с людьми. Учитель первый раз входит в класс – все дети кажутся ему если не одинаковыми, то очень похожими, но не пройдет и месяца, как все они будут очень разными. И чем больше он будет узнавать своих подопечных, тем больше различий будет замечать в их интересах, в умственном и физическом развитии, в их привычках…
Через знание лежит путь к пониманию, а от понимания особенностей характера других – к большей терпимости к их привычкам и мнению. Но не только знать и понимать, далеко не каждый умеет просто выслушать другого: разве не случалось нам замечать, что вроде бы говорят два человека друг с другом и даже ведут спор, но в действительности, каждый из них слышит только самого себя и принимает только свои аргументы. В умении услышать другого тоже чувствуется толерантность. Не навязывать свою точку зрения, пусть даже она кажется нам единственно верной.
Принято считать, что «дремучую нетерпимость» проявляют люди малообразованные, немолодые, не отличающиеся высоким интеллектом. И это правда. Однако социологические исследования показали: негативные этнические установки в последнее время весьма интенсивно выражает и немалая часть молодежи, а также чиновников, руководителей разного ранга. Треть жителей страны в возрасте до 24 лет убеждены, что «России никто не желает добра, она вызывает у других только недружественные чувства и негативное отношение». Национальные предрассудки наиболее распространены среди учащихся ПТУ, рабочей молодежи, школьников, проживающих в малых городах.
К сожалению, несмотря на все разговоры о толерантности, нетерпимость, экстремизм и этнофобия в обществе не только не сходят на нет, но и наоборот, имеют тенденцию к росту и осложнению. За примерами интолерантного поведения далеко ходить не надо: почитайте газеты, посмотрите новости по телевидению, послушайте последние известия по радио. Каждый день нам сообщают о криминальных разборках, террористических актах, убийствах, грабежах и других страшных историях: события в Кондопоге в августе 2006 года, недавний теракт в Тольятти, скинхеды в Екатеринбурге, выколовшие глаз женщине только за то, что она не русская.

Причин возросшей нетерпимости и экстремизма множество. Среди них можно назвать:
- социально–экономические факторы, особенно миграцию. Вынужденная миграция заставила тысячи людей покинуть привычные места. Надо понимать: не от хорошей жизни люди семьями уезжают на заработки.
- политические (распад СССР и осложнение межнациональных отношений);
- отсутствие в уголовном законодательстве соответствующих норм об ответственности за преступления экстремистского характера, совершаемые на национальной, расовой и религиозной почве;
- сложившиеся в обществе социальные стереотипы.
Природное окружение, предметы материальной культуры, семейные отношения, сформировавшиеся у данного народа, видятся его представителями не просто как «свои», но часто как единственно правильные, как норма. У каждого народа есть собственные представления о «правильной» форме тех или иных предметов, «правильном» поведении, нормах в искусстве и т.д. Так вырабатывается социальный стереотип.
Социальный стереотип – это упрощенный образ социальных объектов или событий, который обладает значительной устойчивостью. Так создается, например, образ врага, который бывает зачастую далек от реальности: все кавказцы злые и агрессивные, все украинцы жадные, все американцы тупые. Хотя все мы понимаем, что не бывает хороших или плохих наций, бывают хорошие и плохие люди. Социальные стереотипы лишают нас возможности воспринимать реальность объективно, часто они просто навязываются средствами массовой информации.

Отсюда следующая причина:
- искусственное нагнетание истерии в СМИ о конфликтах на межнациональной почве, ничем не ограниченный культ насилия в кино, видео- и печатной продукции.
- бесконтрольность со стороны правоохранительных органов и учреждений юстиции за соблюдением уставных требований к движениям, пропагандирующим идеи национализма и стремящимся использовать неформальные молодежные организации в экстремистских целях.
- отсутствие бесплатных спортивных учреждений и объектов культуры для свободного, бесплатного посещения подростков.
- внутренняя бездуховность. Нет путеводных идей! Сегодня весь мир ощущает ценностную недостаточность. Особенно остро она ощущается в нашей стране. На нашей планете есть геопатагенные зоны - места разлома земной коры, где часто происходят катастрофы. Такие разломы бывают не только в географическом, но и в историческом пространстве. Духовные кризисы мира у нас усугубляются еще и нашим российским разломом. Ведь многие из нас родились в одной стране и, никуда отсюда не уезжая, вдруг оказались в другой России, воспитывались при одном строе, а живут при другом.
- разрыв возрастной, разрыв поколений, разрыв территориальный, когда людям не по средствам не то что встретиться на дне рождения, свадьбе, похоронах даже в пределах России, но и просто позвонить, написать письмо. Такие разломы не способствуют ощущению, что у нас есть общий социум, единая культура, единое духовное пространство.
- и, конечно, отсутствие должного воспитания.
Толерантность – категория нравственная, ей можно и нужно овладеть. Причем воспитание толерантного сознания, терпимости необходимо начинать с раннего детства, и начинается оно в семье. Игрушки, мультики, книги, компьютерные игры – все окружение ребенка - не должны провоцировать жестокость и насилие (обратите внимание насколько добрее, поучительнее, тоньше старые, советских времен, мультфильмы по сравнению с американскими, например, заполонившими все экраны).
Но главное даже не это, а личный пример родителей. Ребенок как губка, он впитывает все, что видит и слышит (даже не предназначенное для его ушей), и если в доме существует двойная мораль, то есть на людях родители говорят о равенстве и братстве, а дома ребенок слышит совсем другое, то усвоит он именно последнее. Вот и получается, что воспитание толерантности надо начинать с себя, от нас с вами зависит, чему мы научим ребенка: милосердию, любви, терпимости или жестокости и ненависти. Следующие уроки ребенок получит в детском саду, в школе, на улице, а начинается все с семьи.

А особенно важно воспитание толерантного поведения в среде подростков.

Подростковый период развития личности характеризуется некоторыми особенностями личности, которые мы относим к интолерантному поведению: повышенная агрессивность, некритичность мышления, незащищенность, бескомпромистность. Российская Академия наук провела исследование «картины мира» наших школьников и установила, что 5% подростков имеют явно выраженную агрессивную направленность, около 20 % признают агрессию за необходимость, у 30% - «каша» в голове. Иначе говоря, более половины наших подростков могут и готовы поддерживать силовые методы решения конфликтов, мы должны смягчить их сердца (с помощью книги, например) и привить им миролюбие, показать пагубность ожесточения.
От того, как человек преодолеет этот кризисный период, во многом будет зависеть и то, насколько понимающим, терпимым, демократичным станет он в дальнейшем.
Понятие толерантности применимо в любой области жизни. В педагогике, например, толерантность означает необходимость растить, воспитывать, учить всех детей, не отбирая, не ранжируя, не тестируя их, учить всех детей без ущемления их человеческого достоинства. Да, все мы люди разные, кто-то нам нравится, кто-то нет. Но, в конце концов, каждый разумный человек может сказать себе: он мне не нравится, но он просто другой, и это его право. Из этого вырастает толерантный стиль поведения.
Большую помощь в процессе воспитания толерантности могут оказать библиотеки. «Библиотека -территория толерантности» - такой лозунг можно услышать часто в последние годы. И это действительно так. Сегодня в России не сохранилось, пожалуй, если не считать молельных домов различных конфессий (церквей, мечетей, синагог и др.), ни одного другого учреждения, куда можно было бы пойти просто так – провести время, встретиться с друзьями, обменяться мнениями. В библиотеку можно. Здесь тепло и уютно, есть газеты, журналы, книги. В лице библиотекаря все должны найти собеседника, друга, с которым можно посоветоваться.
А читатели бывают самые разные. И тут мало одной терпимости (а она, между прочим, может выражаться на лице весьма негативно, например, выражением брезгливости), а нужно искренне любить людей, понимать их. Надо улыбаться читателю. Как сказал известный библиотечный деятель Эдуард Рубенович Сукиасян: «Чтобы быть достойным нашей профессии, надо много знать. Не всегда, однако, можно заранее предположить, какие знания понадобятся. Выручает открытость, улыбка на лице, добрый взгляд. Это инструменты толерантности».

Толерантность - понятие сложное, оно вызывает трудности в понимании и требует разъяснения и обсуждения, но ему можно и нужно учиться. Нужно учиться любви и милосердию, потому что только оно спасет нас от озверения, от такого состояния, которое разрушительно во всех смыслах. Нужно вовремя попытаться понять другого, все то, что ему дорого. Нужно помнить, что Земля в эпоху сверхзвуковых скоростей и Интернета стала очень маленькой – все мы на ней живем рядом друг с другом и друг среди друга и убежать некуда. Поэтому необходимо учиться принимать другого со всеми его особенностями. Другого пути просто нет. А кроме того, приняв другого, мы становимся богаче сами, намного богаче… Если вдуматься, толерантное отношение к другому – это путь удивительных открытий для самого себя. Путь подлинного духовного роста.

Высказывания о толерантности

«Один человек отличается от другого больше, чем разнятся два животных разных видов». Мишель де Монтень
«Терпимость – это очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма. Наш первы. Жюль Франсуа Леметр
«Терпимость не есть равнодушие к добру и злу; терпимость есть добродетель свободолюбия и человеколюбия, бережное отношение к человеческим душам, и их жизненному пути, всегда сложному и мучительному». Николай Бердяев


Литература

1. Аверзаев И. И. О формировании толерантности у учащейся молодежи / И. И. Аверзаев // Воспитание школьников. – 2010. - № 7. – С.64- 66.

2. Бураков М. Ко всем с уважением. 16 ноября – День толерантности / М. Бураков // Уральский рабочий. -2009. – 14 ноября. – С. 3.

3. Войновская Т. Уважение к другому: Может стоит потренироваться? / Т. Войновская // Народное образование. – 2009. - № 2 – С. 216- 217.

4. Гаврилова Е. Проблемы толерантности и пути их решения в школьном пространстве / Е. Гаврилова // Социальная педагогика.- 2010. - № 1 – С. 45- 49.

5. Добрынина Е. Тройка по толерантности / Е. Добрынина // Рос. газ. – 2007. – 22 марта. – С. 9.

6. Елисеев С. М. Особенности политической толерантности студенчества / С. М. Елисеев // Социологические исследования. – 2010. - № 6. – С. 45- 51.

7. Идеи толерантности в практику деятельности библиотек // Новая библиотека. – 2006. - № 7. – С. 38-43.

8. Куценко Е. Пойми меня: Опыт сочувствия / Е. Куценко // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. - № 9 – С. 41-42.

9. Прокопенко В. А. «Толерантность и мир, в котором мы живем» / В. А. Прокопенко // Новая библиотека. – 2006. - № 3. – С. 40-41.

10. Самоделова Т., Буторина С. Формирование толерантного поведения в семье (психологический тренинг) / Т. Самоделова, С. Буторина // Воспитание школьников. – 2007. - № 4. – С. 36-40.

11. Соколов В. М. Толерантность: состояние и тенденции / В. М. Соколов // Социс. – 2003. - № 8. – С. 54-63.

12. Сукиасян Э. Р. Воспитай в себе толерантность / Э. Р. Сукиасян // Школьная библиотека. – 2007. - № 2. – С. 35-37.

13. Сукиасян Э. Р. Воспитывайте в себе толерантность / Э. Р. Сукиасян // Школьная библиотека. – 2007. - № 2. – С. 35-37.

14. Тихомирова И. Милосердие на книжной полке / И. Тихомирова // Домашняя школьная библиотека. – 2004. - № 4-5. – С. 2-6.

15. Шадже А. Ю., Дамения О. Н. Толерантность в ценностной системе трансформирующейся России / А. Ю. Шадже, О. Н. Дамения // Социально-гуманитарные знания. – 2003. - № 5. – С. 228-242.

назад

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.