Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

     Узнавать и изучать историю родного края – занятие увлекательное и интересное. У юных тагильчан в этом деле есть великолепный помощник – городская краеведческая игра «Я - тагильчанин». Она рассчитана на младших школьников и направлена на воспитание в детях патриотических чувств, развитие творческих способностей, приобщение к национальным традициям, формирование основ социально ответственного поведения в обществе. Учредитель - управление образования Администрации города Нижний Тагил.
     Игра «Я-тагильчанин» проходит в нашем городе с 1999 года в рамках деятельности детской общественной организации «Юные тагильчане» (МБОУ ДОД ГДДЮТ) и является уникальным краеведческим проектом, объединяющим различные учреждения города в краеведческой деятельности.
      Предполагается участие младших школьников в краеведческих экскурсиях, выставках, праздниках, беседах. Кроме того, дети вместе с педагогами, родителями ведут активную познавательную и поисковую работу, разрабатывают исследовательские проекты, участвуют в творческих конкурсах по различным тематическим направлениям. Учебный год посвящен отдельной теме.
      Центральная городская библиотека выступает партнером игры. В библиотеках проходят различные встречи, которые помогают детям осознать себя настоящими гражданами, у них возникает чувство уважения к родному городу и культурно-историческому наследию своего народа.
      Специалисты библиотеки участвуют в заседаниях Координационного совета, в работе жюри на районных и городских этапах, разрабатывают информационные материалы для вожатых, педагогов, библиотекарей.
      На время действия игры на главной странице сайта включается баннер «Я-тагильчанин» для быстрого перехода на страницу игры. В рубрике представлены: положения о конкурсах в рамках этапов игры, план мероприятий библиотеки, информация в помощь участникам игры. Ежегодно страница обновляется, редактируется, устаревшая информация убирается в архив.

      В начале 2022 года реализовывался этап игры, который назывался «Город моего детства», посвященный 300-летию Нижнего Тагила.
На различных библиотечных встречах, например, «Прогулки по Вагонке» (б-ка №2), «Тагил, ты год от года краше» (б-ка №3), «Мой город вчера и сегодня» (б-ка №6), «Семь чудес Тагила» (б-ка №18), дети знакомились с историей, достопримечательностями, легендами родного города.
    В библиотеке №5 в ходе заочной экскурсии по улицам города «Знакомый незнакомый Тагил», состоялось знакомство с историческими местами, достопримечательностями, современными объектами культуры. Ребята узнали имена талантливых земляков. Проводниками стали книги о Нижнем Тагиле из фонда библиотеки: «Тагил достопримечательный», «Удивительный Нижний Тагил», «Музей горнозаводского дела», «Путешествие по Нижнему Тагилу».
     На мастер-классе по созданию лэпбука «Мой район от А до Я» в библиотеке №1 ребята работали над созданием оформления (кармашков, книжек-раскладушек и др. элементов) для интересных заданий, красочных фото, которые стали основой удобного варианта творческого проекта юных тагильчан для знакомства с районами Нижнего Тагила.
      "Улицы Нижнего Тагила" - сборник информационно-библиографических материалов в помощь игре.

      Старт игры 2022-2023 учебного года назывался «Нижний Тагил – город возможностей» и был посвящен Году педагога и наставника.
     Библиотекари вели работу с младшими школьниками индивидуально, помогали им находить необходимую информацию по краеведению. Материал с книжных выставок использовался для исследовательских проектов, сообщений.
      В библиотеках прошли различные встречи. Многие из них были посвящены истории образования. Так, во время исторического путешествия «Уроки XIX века», прошедшего в библиотеке №2, ребята окунулись в будни тех, кто учился в уральских школах XIX века. Они узнали, кого брали в школы в то время, каким было расписание, что изучали мальчики, а что – девочки. А затем могли почувствовать себя учениками дореволюционных школ: узнали о дореволюционной азбуке и попробовали прочитать отрывок из сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка, напечатанной в старом стиле, писали в прописях перьевыми ручками и чернилами, познакомились с русской системой мер и решили несколько задачек из старинного учебника.
      В библиотеке №18 была проведена познавательная беседа «Мы растем, стараемся, ума-разума набираемся». В ходе мероприятия дети познакомились с тем, как и когда в Нижнем Тагиле появилась первая школа, кто в ней учился, какие были учебники и какие предметы ребята изучали 300 лет назад.
      С профессией учителя младшие школьники познакомились в библиотеке №6 на встрече «Грамматист и кифарист». А в библиотеке №9 прошла встреча с заслуженным педагогом В.В. Кибиревой «Педагог не звание, педагог – призвание». Незнакомые для современных школьников предметы (чернильница-непроливайка, промокашка, перочистка) принесла с собой гостья. Валентина Васильевна рассказала о том, как учились дети в 40-50 годы, как трудно, но дружно жили люди во время войны и после ее окончания, а также почему она решила стать учителем.
     Всего за год по темам краеведческой игры «Я – тагильчанин» прошло 296 мероприятий, в которых приняли участие 7464 участника.

      В начале 2021 года реализовывался этап игры, который назывался «Тагильский характер».
      На различных библиотечных встречах, например, беседа «Сделано в Тагиле» (библиотека №18), краеведческий экскурс «Талантлива тагильская земля» (библиотека №4), мастер-классы «Секреты тагильских мастеров. Подносы и бураки» (библиотека №7), младшие школьники знакомились с жизнью и деятельностью знаменитых тагильчан, тагильскими промыслами. 
     С января по апрель проведено 248 мероприятий, их посетило 5927 чел.

     Игра 2021-2022 учебного года называлась «Город моего детства» и посвящалась 300-летию Нижнего Тагила.
     Сборник  информационно-библиографических материалов в помощь игре "Город моего детства".
     В библиотеке №3 во время беседы «Мой город – моя гордость» ребята познакомились с интересными фактами, связанными с Нижним Тагилом, а потом составили коллаж о том, что вызывает гордость за родной город. В заключение сделали поделку – велосипед Ефима Артамонова. Немного пофантазировав, дети придумали новый дизайн этого изобретения.
     Путешествие в прошлое «С чего город начинался» помогло читателям библиотеки №11 узнать историю освоения горных богатств тагильской земли.
     За период своего существования город обрел много разных легенд и мифов. И во время экскурсии в прошлое «Легенды города N» (библиотека №13) ребята узнали несколько самых распространенных легенд. В качестве обратной связи в библиотечной группе ВК публиковались творческие работы участников.
     Во время беседы «Ваше заводское благородие» читатели библиотеки №18 познакомились с представителями династии Демидовых, узнали об их вкладе в развитие города. А краеведческий час с элементами игры «Семь чудес Тагила» познакомил с семью значимыми объектами города, например, сторожевой башней на Лисьей горе, Музеем-заводом, паровозом Черепановых. В игровой части детей ожидала физкультминутка «Кто шагает по проспектам?», игра «Конверт памяти», а также интерактивная викторина «Прятки» на знание исторических зданий города.
     В помощь к игре была подготовлены книжные выставки, например, «Книжный Тагил» (библиотека №1), «Тагил – ты дорог нам и мил!» (библиотека №4), «Город, в котором живу и мечтаю» (библиотека №9).
      Всего за год по темам краеведческой игры «Я – тагильчанин» прошло 472 мероприятия, в которых приняли участие 11531 участник.

     Игра 2019-2020 учебного года называлась «Победный марш Тагила» и посвящалась 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
     Сборник информационно-библиографических материалов «Победный марш Тагила».
     В октябре в библиотеке №1 для вожатых ОУ прошел семинар, на котором специалисты МБУК «ЦГБ» познакомили присутствующих с проектом «Тагил военной поры», литературой для детей о войне, формами работы библиотек по данной теме.
      На встречах «Тагильчане в борьбе за Победу» (библиотека №4), «И тыл в то время фронтом был» (библиотека №5), «Мой край не обошла война» (библиотека №8) и др. младшие школьники окунулись в историю нашего города в военные годы, познакомились с жизнью тагильчан в тылу и на фронте. В ходе беседы «Мой край не обошла война» в библиотеке №8 дети узнали о том, с какими трудностями столкнулись тагильчане в годы Великой Отечественной войны. В частности, как трудно было с жильем и продовольствием. Дети не остались равнодушными, когда им рассказали, что в годы войны люди работали на заводах по 24 часа в сутки и недоедали. Ребята вспомнили, какую военную технику производили в Нижнем Тагиле, обсудили картину «Седой Урал кует победу» и прослушали чтение рассказа Б. Никольского «О самом главном», а потом порассуждали, что для них самое главное в жизни.
     Юные читатели библиотеки №15 познакомились с вкладом в победу женщин-тагильчанок во время урока вдумчивого чтения «Мадонны в гимнастерках». В основу встречи был положен материал книги «Тагильские мадонны в гимнастерках», в частности дети познакомились с биографией Марии Ивановны Лагуновой, которая в годы Великой Отечественной войны училась в Нижнем Тагиле на курсах подготовки механиков-водителей танков. За свои подвиги была награждена орденом Красной Звезды. В нашем городе открыта памятная мемориальная доска Лагуновой М. И., а в музее на Уралвагонзаводе ей посвящена экспозиция. Затем прошло чтение и обсуждение рассказа Георгиевской С.М. «Галина мама». Для участников игры были оформлены книжные выставки ««Память нужна живым» (библиотека №1), «Славится героями тагильская земля» (библиотека №4), «Медаль за бой, медаль за труд» (библиотека №10) и др.


     Игра 2018-2019 учебного года называлась «Здоровые дети – будущее Тагила» и рассказывала о юбилеях известных врачей и медицинских учреждений нашего города.
     Был подготовлен сборник информационно-библиографических материалов «Здоровые дети – будущее Тагила».
     На встречах «Путешествие в историю тагильской медицины» (библиотека №4), «К здоровью наперегонки» (библиотека №5), «На страже здоровья» (библиотека №11), «Новые медицинские профессии Нижнего Тагила» (библиотека №15), «Путешествие на поезде Здоровье» (библиотека №16) и др. младшие школьники окунулись в мир прошлого своего города – изучили историю медицины и учреждений здравоохранения, физкультурно-массового движения, познакомились с биографиями тагильских врачей. А также открыли секреты здорового образа жизни.
     Юные читатели библиотеки №7 стали участниками увлекательного экологического квеста «Уральская целительная сила». Ребята разгадывали ребусы, шифровки, анаграммы о лекарственных растениях, прослушали отрывки из произведений Т. Крюковой «Лесная аптека», С. Козлова «Волшебная травка зверобой». Больше всего детей поразило необычное использование крапивы в ткачестве, о чем написано в сказке Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди». Также они познакомились с фитотерапией как методом лечения различных заболеваний человека, научились правильно собирать и сушить травы.
     Встреча с ветеранами медицины Дзержинского района А. М. Любимовой и Н. Н. Чернобай «Профессия – врач» прошла в библиотеке №10. Они рассказали детям об истории создания первой больницы в Дзержинском районе, о нелегком труде врачей, показали медицинские инструменты, которые применяются в работе врача, и показали, как ими работают.
     Для участников игры были оформлены книжные выставки «История медицины в Тагиле и не только…» (библиотека №1), «Уральский лес – зеленая аптека» (библиотека №4), «Здоровые дети – будущее Тагила» (библиотека №5), «Бесценный дар – здоровье» (библиотека №10), «Тагильская медицина: вчера и сегодня» (библиотека №18) и др.

     Игра 2017-2018 учебного года называлась «Культурное наследие Тагила» и была посвящена юбилеям художников, скульпторов нашего города, а также 100-летию ЦГБ.
      Цель – познакомить детей с биографиями тагильских художников и писателей, пишущих для детей; изучить историю картин, хранящихся в музеях нашего города, и городских скульптур, историю городской библиотеки.
      Были оформлены книжные выставки в помощь игре, например, «Тагил из века в век» (библиотека №1), «Архитектурный облик Нижнего Тагила» (библиотека №4). Прошли различные встречи: устный журнал «Творцы прекрасного все родом из Тагила» (библиотека №2), заочная экскурсия «Знакомый незнакомый Тагил: о культурных объектах города» (библиотека №5), виртуальная экскурсия «Сокровища культурного наследия Нижнего Тагила» (библиотека №6) и др.
      По итогам этапа «Культурное наследие Тагила» к 100-летию библиотеки юные тагильчане рассказывали истории о роли книги в своей семье, о домашних библиотеках, о своих любимых произведениях.
      В сборник «Моя книжная история» вошли лучшие творческие работы, созданные совместно с родителями, бабушками и дедушками. Сборник представлен на сайте библиотеки.


Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.