Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Уважаемые посетители!
Предлагаем продолжить знакомство с интересными изданиями из фондов МБУК «ЦГБ»
в цикле «Книга раскрывает тайны, или Рассказы библиографа».

В очередном обзоре представляем вашему вниманию книгу «Я вас люблю…», выпущенную московским издательством «Олма Медиа Групп» в 2012 году в серии «Классика в иллюстрациях». Авторы-составители книги А. Ю. Кожевников и Т. Б. Линдберг. 

 obl.jpg



В этой книге собраны самые страстные и нежные, печальные и искренние признания в любви, когда-либо выходившие из-под пера русских поэтов XIX – начала XX века.

Я вас люблю!.. Всем известные слова, которые, как и всякие другие, когда-то были произнесены впервые… Это было так давно, что их возраст, если сравнивать с нашей человеческой жизнью, сопоставим, пожалуй, с одной только вечностью. Однако, услышав в свой адрес: «Я вас люблю!» – и тем более услышав эти слова из уст любимого человека, мы искренне верим, что родилась эта фраза именно сейчас и предназначена только нам. 

Иногда мы с сожалением замечаем, что люди опошлили слово «люблю», превратив его в банальный штамп. «Я вас люблю!» – затёртая, обыденная и привычная формула. Но, тем не менее, то, что «трудно первый раз сказать: я люблю», – хорошо знакомо каждому из нас. И знакомо не только в качестве крылатой фразы из полузабытой песни.


Эти три слова и вдохновляют, и возвышают, и дают больше, чем может предложить целый мир, а молчание в ответ способно опрокинуть, растоптать и уничтожит. Самая древняя и самая молодая – фраза-мантра, фраза-заклинание, фраза-оберег, фраза-жизнь…

 6_0002.jpg


Конечно же, такой силой мог наделить человеческие слова лишь тот, кто послан был в наш мир «глаголом жечь сердца людей»: первый влюблённый – первый поэт…

В книге собраны лучшие поэтические произведения отечественных авторов, относящихся к любовной лирике XIX–начала ХХ века. В ней произведения пятидесяти одного поэта. Имена некоторых авторов хорошо известны, чьи-то фамилии, может быть, когда-то слышали, о других знаем мало, либо совсем ничего.

Любовная лирика XIX века считается в России одной из самых впечатляющих по своим масштабам и глубине изображаемых чувств. Это время получило название «Золотой век поэзии».

Никогда раньше и никогда позже не было таких поэтов, никогда любовная лирика не занимала такого обособленного места в литературе, никогда ею ещё так не гордились и не восхищались.

 14_0003.jpg


Любовная лирика XIX века, принесла миру творчество таких знаменитых российских поэтов, как Николай Карамзин, Василий Жуковский, Константин Батюшков, Евгений Баратынский, Фёдор Тютчев, Аполлон Григорьев, Афанасий Фет и других. Их стихотворения на долгие годы стали эталоном русской поэзии и литературы, а сами поэты небезосновательно были признаны классиками.

Особняком, конечно, здесь стоит имя «самого гениального русского поэта». Это Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837).

Любовная лирика XIX века стала такой, какой мы её знаем, во многом именно благодаря ему. Донжуан и ценитель женской красоты, тонко чувствующий поэт и вечно влюбчивый юноша, Пушкин на протяжении всей своей жизни не уставал писать лирические произведения о любви, посвящая их своим дамам. Его любовная лирика стала образцом для подражания многих последующих поколений поэтов-лириков, показав им как нужно любить, как нужно вкладывать душу во всё, что ты делаешь и создаёшь.

Лирика Пушкина переплетается с любовью постоянно, резко и страстно. Таковы и его первые влюблённости: краткие, острые, бурные. Полячка Сабаньская и графиня Воронцова, Амалия Ризнич и Наталья Оленина – полыхнув яркими зарницами, они вскоре погасли. Однако две женщины оставили неизгладимый след в судьбе и в поэзии поэта. Это Анна Керн и Наталья Гончарова.

     34_0004.jpg


«Пустое вы сердечным ты она, обмолвясь, заменила,
 И все счастливые мечты в душе влюблённой возбудила.
 Пред ней задумчиво стою; свести очей с неё нет силы;
 И говорю ей: как вы милы! И мыслю: как тебя люблю!»

В книгу вошли 13 лучших стихотворений поэта о любви. Среди них и хорошо известные широкому читателю произведения, такие как, «Я помню чудное мгновенье…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Письмо Татьяны к Онегину», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Мадона». И другие – «О дева-роза, я в оковах…», «Признание», «Циклоп», «Ты и вы», «Что в имени тебе моём?..», «Письмо Онегина к Татьяне», «Простишь ли мне ревнивые мечты…», «Ты богоматерь, нет сомненья…».

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) – русский поэт, прозаик, драматург и художник. За 26 лет жизни он успел создать столько произведений, сколько не каждый человек сможет за полную жизнь.

Любовная лирика Лермонтова отличается трагичностью и драматизмом. Это в первую очередь связано с личной жизнью поэта, которая, как известно, сложилась не очень удачно. И всё же она ещё и отличается своей неповторимой красотой и глубиной.

 46_0005.jpg

На протяжении всего своего творческого пути поэт нежно и бережно воспевает любовные чувства. Многие его стихи адресованы реальным прототипам красавиц, к которым Лермонтов воспылал неугасаемым чувством любви. И хотя посвящена она разным музам, всё же она одинакова в своей горячности и пылкости, в своей огненности и все поглощаемости.

«Расстались мы; но твой портрет я на груди моей храню:
 Как бледный призрак лучших лет, он душу радует мою.
 И новым преданный страстям, я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный – всё храм, кумир поверженный – всё Бог!» 

В книгу вошли 15 стихотворений поэта о любви: «Благодарю!», «Зови надежду – сновиденьем…», «Измученный тоскою и недугом…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Как небеса твой взор блистает…» и другие одни из лучших его стихов.

Владимир Григорьевич Бенедиктов (1807-1873) – известный русский поэт XIX века. Никто из его близких людей не подозревал, что он увлекается стихами, пока один из друзей Бенедиктова не застал его за написанием стихов и не попросил почитать. Друг был изумлён его талантом, о котором прежде и не подозревал, и восхищён неожиданной красотою его поэтических созданий.

 62_0006.jpg  


Принято считать, что он был одним из первых, кто принёс в русскую поэзию настоящий гламур, хотя в те времена и не было такого слова. Блеск, сверкание, шорох и шелест – всё это изумило и обрадовало его поколение. Его лирический герой всегда любуется грудью и кудрями красавицы, мечтает о страстных поцелуях, любуется природой. Но даже, когда он любуется природой или танцем, в котором паркет изнывает под ножкой красавицы, он и здесь замечает любовное томление.

Перед Пушкиным Бенедиктов благоговел, и даже подарил ему свою книгу. Однажды собрался к нему с визитом, но встретил поэта по дороге. Пушкин вежливо его поблагодарил за подарок и сказал: «У вас удивительные рифмы, ни у кого нет таких рифм».

 74_0007.jpg



В книге 4 стихотворения Владимира Бенедиктова: «К очаровательнице», «Холодное признанье», а также – «Люблю тебя» и «Я не люблю тебя». Сравните последние два. Это интересно.

Дмитрий Владимирович Веневитинов (1805-1827) – русский поэт, прозаик, переводчик и критик, художник, композитор и редактор журнала.

Он прожил всего 21 год. Таких ранних гениев литература не знала ни до, ни после. Умереть в 21 год и остаться в истории! 

 90_008.jpg  


Одна из знакомых его семьи вспоминала: «Это был красавец в полном смысле слова. Лицо его имело кроме красоты какую-то ещё неизъяснимую прелесть. Громадные голубые глаза, обрамлённые очень длинными ресницами, сияли умом». «Он был самым красивым из русских, да, пожалуй, и зарубежных писателей. Красоту и благородство его лица можно сравнить, пожалуй, только с Байроном…», – писала знаток иконографии литераторов М. Ю. Барановская.

Но это, конечно, не главное. Главное, он обладал ни много ни мало «талантами, достойными титанов Возрождения». В детстве, он, почти мальчик, писал так, будто знал о жизни нечто, порой неведомое и старикам. А. Пушкин называл его «чудным поэтом». Веневитинов с Пушкиным по материнской линии были четвероюродными братьями.


В 1826 году, за год до смерти, он просто потерял голову от любви. Несчастный влюбился в красавицу княгиню Зинаиду Александровну Волконскую, которая была старше его на 16 лет. Княгиня всё прекрасно понимала, желала прекратить и утешить безнадежное чувство молодого человека так, чтобы не травмировать его. Однако, чувство юноши не угасли до самой смерти.

Он умер в 1827 году от банальной простуды. После бала, едва накинув шинель, перебегал по двору в мартовский мороз из дома в дом. Свою раннюю смерть поэт сам предсказал, когда однажды написал такие строки: «Душа сказала мне давно всё чувствовать дано, // Но жизнью ты не насладишься…».

Через 36 лет после смерти Веневитинова в далёком Риме скончается – также от простуды! – княгиня Зинаида Волконская, «царица муз и красоты», по словам Пушкина. В холодный вечер, по дороге домой, она встретит продрогшую нищенку и отдаст ей свой плащ. Разве это не скрещение судеб?!

В книге 3 стихотворения поэта: «К моей богине», «О, будь благословенна, мною!» и «Элегия».

Константин Константинович Случевский (1837-1904) – русский поэт, писатель, драматург, переводчик.

Жизнь и творчество Константина Константиновича Случевского – это история, наполненная страстью и силой духа, отражающая непростую эпоху и характеризующая сложные времена. Его стихи исследуют глубины человеческой души и приглашают нас заглянуть в светлое и тёмное, великое и тревожное. Читая его стихи, погружаешься в мир, полный красоты и трагизма, и невозможно остаться равнодушными перед его творчеством.

 102_09.jpg    

Константин Случевский запомнится, как великий поэт и страстный любовник слова, оставивший неизгладимый след в истории русской литературы. В книгу вошли 3 его стихотворения. Вот одно из них:

«Я люблю тебя, люблю неудержимо,
 Я стремлюсь к тебе всей, всей моей душой!
 Сердцу кажется, что мир проходит мимо,
 Нет, не он идёт – проходим мы с тобой.
 Жизнь, сближая этих, этих разлучая,
 Шутит с юностью нередко невпопад!
 Если искреннее обниму тебя я –
 Может быть, что нас тогда не разлучат…».

Единственный поэт в книге представлен не под фамилией и именем, а только инициалами – «К. Р.». 

Три из четырёх стихотворений здесь имеют посвящения разным женщинам, например: С. А. Философовой, принцессе Елизавете Саксен-Альтенбургской, а также Великой Княгине Анастасии Михайловне, Великой Герцогине Мекленбург-Шверинской. И это не простые дворянки, а женщины, приближённые к высшему свету и к императорскому дому. И возникает вопрос: «Кто он – этот поэт?!», написавший такие строки:

«В душе моей загадочной есть тайны, которых не поведать языком,

 И постигаются случайно они лишь сердцем, не умом».

 110_010.jpg  

Автор этих строк Константин Константинович Романов (1858-1915) – талантливый поэт, переводчик и драматург, внук Николая I и двоюродный дядя Николая II. Он обладал тонкой душевной организацией, часто находился в поисках вдохновения и искал ответы на вопросы о свете и тьме, жизни и смерти, духе и плоти.

Константин Константинович – первый и последний член дома Романовых, чьё душевное призвание было связано с поэтическим поприщем. Он публиковался под псевдонимом «К. Р.» и часто пребывал в терзаниях, почему его стихи не выходят столь же прекрасными и гениальными, как у Пушкина и Шекспира.

На самом деле его стихи были талантливыми, и многие признанные поэты и писатели одобряли творчество князя. Среди его поклонников были Афанасий Фет, Аполлон Майков, Иван Гончаров и другие представители того времени. Он прекрасно играл на фортепиано и дружил с композитором Петром Чайковским, который сочинил несколько романсов на его стихи, хорошо ложившиеся на музыку.

Но истинное восхищение у поэта К. Романова вызывало творчество Фёдора Достоевского. Он находил в произведениях писателя ответы на важные для себя вопросы, а порой они трогали его даже до слёз. Он искал встреч с Достоевским, посещал авторские чтения его произведений, и почти всегда находился под большим впечатлением личности этого русского классика.

 138_0011.jpg



Стихи великого князя Константина Константиновича Романова красивы и душевны. Вот строки одного стихотворения К. Р. из книги:

«Я вам не нравлюсь... Вы любили
Лишь дружбу, не любовь мою;
Мои надежды вы сгубили,-
И всё-таки я вас люблю!»

Ещё один представитель любовной лирики XIX века, чьи стихи есть в этой книге – Алексей Николаевич Апухтин (1840-1893), Ещё сто лет назад во всех публичных библиотеках страны книги с его стихами были всё время на руках.

 142_0012.jpg



Да и в советское время его творчество не обходили стороной, хотя и критиковали за излишнюю слащавость. В те годы многие знали или слышали романс на стихи Апухтина «Ночи безумные…», были и другие известные романсы на стихи этого русского поэта. В годы жизни поэта, и сразу после смерти сборники его стихотворений расходились большими тиражами.

Апухтин был не только известным поэтом своего времени, но и замечательным прозаиком. Его повесть «Архив графини Д.» привела в восторг  императора Александра III. После её прочтения царь заявил, что её нужно тотчас опубликовать.

 146_0013.jpg  

Несмотря на душевный пессимизм в связи с перипетиями в его жизни (он часто и долго болел), борьба и ненависть не были спутниками Апухтина. В книгу вошли 7 стихотворений поэта, вот одно из них:

«Я ждал тебя… Часы ползли уныло,
 Как старые, докучные враги…
 Всю ночь меня будил твой голос милый
 И чьи-то слышались шаги…
 Я ждал тебя… Прозрачен, свеж и светел,
 Осенний день повеял нал землёй…
 В немой тоске я день прекрасный встретил
 Одною жгучею слезой…
 Пойми хоть раз, что в этой жизни шумной,
 Чтоб быть с тобой, – я каждый миг ловлю,
 Что я люблю тебя безумно… Как жизнь, как счастие люблю!..

Более известный нам поэт того времени – это Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873) – мастер пейзажных и любовных лирических произведений. Его стихи трогательные, светлые, трепетные.

Жизнь этого человека складывалась сложно, в ней было много и светлых, и печальных моментов. Он был человеком общительным, и до нашего времени сохранилось более 1300 его записок и писем, адресованных самым разным людям. Собственные стихи Тютчев помечал не подписью и не полным именем, а только разными буквами, которые присутствовали в ФИО. Чаще всего это были первые буквы фамилии и имени «Т» и «Ф».

 158_0014.jpg


Несмотря на заурядную внешность, Фёдор Тютчев очень нравился женщинам и имел у них огромный успех. И может быть, именно поэтому из-под пера этого человека выходили такие прекрасные любовные послания.

«Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое - 
И сердцу стало так тепло...»…

В книге 5 стихотворений поэта о любви. Вот одно из них:

«Ещё томлюсь тоской желаний, ещё стремлюсь к тебе душой –
И в сумраке воспоминаний ещё ловлю я образ твой…
Твой милый образ, незабвенный, он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный, как ночью на небе звезда…»

 

Николай Михайлович Языков (1803-1847) – русский поэт, один их ярких представителей золотого века русской поэзии. В своих стихах Языков создал самобытный, яркий и праздничный мир молодого раздолья и вольнолюбия, так называемый стиль «лёгкой поэзии». Его произведения были удивительно лёгкими и жизнеутверждающими, а сам Языков называл себя «поэтом радости и хмеля», а также «поэтом разгула и свободы».

 166_0015.jpg




Языков был закоренелым холостяком. Он прожил недолгую жизнь, а последние годы страдал от тяжёлой болезни, продолжая вести привычный, порой разгульный, образ жизни и сочинять лёгкие, эфирные стихи. Читая их, невозможно даже подумать, что эти строки принадлежат тяжело болеющему человеку.

Любовная лирика Языкова – неповторимая страница русской поэзии. Он создал замечательные стихи о любви! В книге 4 стихотворения, одно из них – «Элегия»:

«Она меня очаровала, я в ней нашёл все красоты,
 Все совершенства идеала моей возвышенной мечты» (отрывок).

Вот ещё одно его стихотворение, с названием «А. И.», посвящение женщине:
«Влюблён я, дева-красота, в твой разговор живой и страстный,
 В твой голос ангельски-прекрасный, в твои румяные уста!
 Дай мне тобой налюбоваться, твоих наслушаться речей,
 Упиться песнею твоей, твоим дыханьем надышаться!»

Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844) – один из самых значительных русских поэтов среди современников Пушкина. Поэт нового времени, романтик со сложным душевным миром, полным горести и скорби, вкладывавший в искусство большую личную страсть, был оригинален и трогателен.

 170_0016.jpg



Стихи Баратынского о любви наполнены тайной печалью. Он вносит в любовную лирику XIX века нотки основательности и драматизма. 

Его стихи больше похожи на старинные сонеты, на элегии, где все помыслы героя посвящены служению своей Даме. Пример тому стихотворение поэта из книги «К Алине».

 174_0017.jpg  


Некоторые поэты в книге представлены только одним стихотворением о любви, но каким!!! Таким, которое вошло в классику отечественной поэзии.

Это Гавриил Романович Державин и его стихотворение «Объяснение в любви»; Николай Михайлович Карамзин и стихотворение «К ней»; известный баснописец Иван Андреевич Крылов – стихотворение «Сонет к Нине»; Константин Николаевич Батюшков – стихотворение «Мой гений».

 178_0018.jpg  


А также – Пётр Андреевич Вяземский – стихотворение «Ты светлая звезда»; Евгений Абрамович Баратынский – стихотворение «К Алине»; Александр Иванович Одоевский – стихотворение «Мой непробудный сон»; Алексей Константинович Толстой и его стихотворение «Средь шумного бала, случайно…»; Павел Алексеевич Козлов – стихотворение «Глядя на луч пурпурного заката…». С произведениями остальных поэтов можно познакомиться в первой части книги «Я вас люблю».

Век XIX – век любви, век настоящей дружбы, век страстей и век искусства. Музыка, литература, живопись – всё было подчинено одному – любви и трогательному отношению друг к другу.

 190_0019.jpg  


Любовная лирика XIX очень различается между собой, так же, как и разнятся между собой поэты, её создававшие. Но это и понятно, ведь гармония достигается в дополнении контрастами друг друга. Она была восхитительной: у одних поэтов – бурной, радостной и страстной, у других – задумчивой и робкой, у третьих – с налётом философствования, психологизма и даже самобичевания. 

И, тем не менее, она со всей присущей ей силой и ясностью описывала самое прекрасное и возвышенное из человеческих чувств – любовь.

 194_0020.jpg  


Второй раздел книги представлен произведениями любовной лирики поэтов первой половины ХХ века. Этот период получил название «Серебряный век поэзии». И здесь читатели встретятся не только с произведениями хорошо известных поэтов, имена которых и сегодня на слуху, например, Анна Ахматова, Иван Бунин, Александр Блок, Борис Пастернак, Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Сергей Есенин. 

Но и с произведениями мало известных широкому кругу читателей поэтов, таких, как Михаил Кузмин, Саша Чёрный, Андрей Белый, Велемир Хлебников, Пётр Орешин, Владимир Нарбут и других.

 206_0021.jpg  


Одним из первых в этом разделе представлен своими стихотворениями популярнейший в начале XX века поэт и писатель Фёдор Кузьмич Сологуб (1863-1927).

Настоящая фамилия поэта и прозаика Тетерников. Он был самым странным поэтом Серебряного века. Многие современники считали его колдуном и сатанистом. Один хорошо его знавший знакомый говорил: «Нелюдимый надменный и подозрительный, он очень тяжело сходился с людьми».

Большинство стихов о любви Фёдора Сологуба не имеют своего адресата, Все обращения поэта не какому-то конкретному женскому образу, а к своей Музе. Однако, несмотря на то, что его стихи статичны, лишены каких-либо бурлящих чувств и не раскрывают всех переживаний лирического героя, они довольно певучие и мелодичные, например:

«Войди в меня, побудь во мне, побудь со мною хоть недолго.
Мы помечтаем в тишине. Смотри, как голубеет Волга.
Спокоен я, когда Ты здесь. Уйдёшь, – и я в тоске, в тревоге,
Влекусь без сил, размётан весь, как взвеянная пыль дороги,
И если есть в душе мечты, порой цветущие стихами,
Мне их нашёптываешь Ты бессмертно-лёгкими устами».

 222_0022.jpg

В книгу вошли 9 стихотворений поэта: «Я напрасно хочу не любить…», «Елисавета…», «Я долго счастья ждал…», «Я любил в тебе слиянье» и другие.

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) – русский поэт, писатель, переводчик, лингвист. Вместе с Максимом Горьким был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

Любовная лирика Константина Бальмонта наполнена тонким эротизмом и страстью. Его стихи о любви, о мимолётных впечатлениях и чувствах. Его называли певцом любви. Любви страстной, опаляющей, влекущей.
«Тебя я хочу, моё счастье, моя неземная краса!

 Ты – солнце во мраке ненастья, ты – жгучему сердцу роса!
 Любовью к тебе окрылённый, я брошусь на битву с судьбой,
 Как колос, грозой опалённый, склонюсь я во прах пред тобой.
 За сладкий восторг упоенья я жизнью своей заплачу!
 Хотя бы ценой преступленья – тебя я хочу!»

 226_0023.jpg  


Любовь всегда составляла основу мироощущения поэта. Поэт бежал от трагизма любви в дальние страны, много путешествовал и в одиноких скитаниях познал, наконец, счастье быть свободным от изматывающих чувств и разочарований. Смысл жизни Бальмонт видел в постижении человеческой сути и любви.

«Я ведал в жизни всё. Вся жизнь лишь блеск зарницы.

 Я счастлив в гибели. Я мог, любя, любить».

Строки его стихотворений хоть о любви, хоть о разлуке такие красивые, в них сила, в них слышится музыка. И через сотню лет они звучат прекрасно.

 242_0024.jpg

И даже финал своей жизни поэт ознаменовал стихотворением «Люби!». Оно вошло в книгу наряду с другими стихами поэта. Несколько строк из стихотворения «Люби!»:

«…Люби любовь. Люби огонь и грёзы. Кто не любил, не выполнил закон,
Которым в мире движутся созвездья, которым так прекрасен небосклон.
Он в каждом часе слышит мёртвый звон. Ему никак не избежать возмездья.
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он».

В книге 10 стихотворений поэта, среди них: «О, женщина, дитя, привыкшее играть…», «Я буду ждать», «Тебя я хочу, моё счастье…», «Я люблю тебя» и другие. 

Один из ярких представителей поэзии Серебряного века – Николай Степанович Гумилёв (1886-1921) – поэт, прозаик, критик, переводчик. Человек, создавший в русской литературе такое литературное направление, как акмеизм. Акмеисты считали, что их течение – это вершина поэтического творчества, расцвет поэзии. Наиболее талантливой представительница данного направления была Анна Ахматова, на которой Николай Гумилёв был женат.

 262_0025.jpg  

Известно, что Ахматова сначала отвергала ухаживания Гумилёва, а он был влюблён настолько, что чуть не покончил с собой из-за её отказов. После четырёх предложений руки и сердца Анна Ахматова всё же согласилась на брак. У пары не всё шло гладко в семейной жизни, и они довольно быстро разошлись.

Гумилёв свободно владел английским и французским языками. И не только был увлечён поэзией. Он был одним из крупнейших исследователей африканского континента. Принял участие в нескольких экспедициях на восток и северо-восток Африки и привёз оттуда множество редкостей, переданных в петербургскую Кунсткамеру.

В годы Первой мировой войны Николай Гумилёв записался добровольцем в армию, а в 1921 году был арестован по подозрению в заговоре, спешно осуждён и расстрелян. Ни место его расстрела, ни место захоронения неизвестны. Официально реабилитирован был только в 1992 году.

Николай Гумилёв – истинный певец романтической любви. Его стихи о любви созвучны русским романсам, настолько они мелодичны и напевны. Образ возлюбленной в стихах Гумилёва – это торжество женственности. Особенное место в его поэзии занимают стихотворения, посвящённые Анне Ахматовой.

В книгу вошло 6 стихотворений поэта о любви: «Уходящей», «О тебе», «Лес», «Подражанье Персидскому», «Слонёнок». Вот строки стихотворения «М. М. М.», вошедшего в книгу:

«Я песни слагаю во славу твою затем, что тебя я безумно люблю,
Затем, что меня ты не любишь. Я вечно страдаю и вечно грущу,
Но, друг мой прекрасный, тебя я прощу за то, что меня ты погубишь.
Так раненный в сердце шипом соловей о розе-убийце поёт всё нежней
И плачет в тоске безнадёжной, а роза, склонясь меж зелёной листвы,
Смеётся над скорбью его, как и ты, о друг мой, прекрасный и нежный.

Ещё один представитель Серебряного века Владислав Фелицианович Ходасевич (1886-1939) – русский поэт, критик и переводчик, считался одним из лучших поэтов Серебряного века. Он занимался пушкинистикой (стремился правдиво рассказать историю Александра Пушкина), был участником и наблюдателем многих событий, происходивших в этой среде.

 274_0026.jpg



Стихи Ходасевича прозрачны и классичны по форме, глубоки и трагичны по смыслу. Большую роль в его творчестве сыграли жёны поэта. В книгу вошла 9 стихотворений Владислава Ходасевича: «Кузина плачет», «Закат», «К Лиле», «Метель, метель…» и другие. Вот одно из стихотворений поэта «Она»:

«Как неуверенно-невинна её замедленная речь!
И поцелуи у жасмина! И милая покатость плеч!
Над взором ласковым и нежным легко очерченная бровь, –
И вот опять стихом небрежным поэт приветствует любовь!»

В книгу «Я вас люблю…» вошли всего две представительницы Серебряного века – поэтессы Анна Ахматова и Марина Цветаева.

Анна Андреевна Ахматова (1889-1966) – известная русская поэтесса Серебряного века, литературовед и переводчица. Настоящая фамилия Горенко. В юном возрасте взяла себе творческий псевдоним – Ахматова.

Ахматова одна из наиболее значимых фигур русской литературы ХХ века. Была номинирована на Нобелевскую премию по литературе в 1965 и 1966 годах.

 202_0027.jpg



Любовная тема занимает основное место в лирике Ахматовой. Её стихотворения поражают глубиной чувств и переживаний. В них тесно переплетаются любовь и сострадание. Поэтесса считала, что любови без страданий не бывает. Читая её стихи невозможно оставаться равнодушным.

Анна Ахматова стала символом любовной поэзии ХХ века. Её творчество внесло неоценимый вклад в развитие русской литературы. Огромную славу принесли Ахматовой такие стихи: «Я научилась просто мудро жить», «Сжала руки под тёмной вуалью», «Двадцать первое. Ночь. Понедельник», «Не с теми я, кто бросил землю». 

В книгу вошли 11 стихотворений поэтессы о любви: «Песня последней встречи», «Приходи на меня посмотреть», «Смятение», «Я не знаю, ты жив или мёртв…», «Сослужу тебе верную службу…» и другие. Вот одно из стихотворений Ахматовой из книги:

«У меня есть улыбка одна: так, движенье чуть видное губ.
 Для тебя я её берегу – ведь она мне любовью дана.
 Всё равно, что ты наглый и злой, всё равно, что ты любишь других.
 Предо мной золотой аналой, и со мной сероглазый жених».

Яркой представительницей Серебряного века, чьи стихи вошли в книгу, была – Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) – русская поэтесса, прозаик и переводчица. Её первый поэтический сборник вышел в свет, когда ей было 18 лет. Назывался он «Вечерний альбом» и печатался за её счёт.

Любовная лирика Марины Цветаевой отличатся нежностью и органичностью. Её прямые и резкие заявления звучат как вызов: «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…», «Я вас люблю всю жизнь и каждый день», «Мне нравится, что вы больны не мною…» и так далее. Цветаева первой нарушила устоявшиеся традиции женской лирики и буквально «закричала» о любви на весь мир.

 134_0028.jpg  


Стихи Цветаевой о любви сильны и бескомпромиссны. Полумеры её не устраивали. Никаких быстротечных влюбленностей, симпатий, жалости – только настоящее, глубокое, необузданное и неуправляемое, словно океан, чувство. В своей жизни ей удалось познать такую любовь, которая принесла ей радость и страдание, чем поэтесса делится в своих стихах. Являясь, как и многие женщины, натурой противоречивой и чувственной, обладая пытливым умом, она стремилась понять любовь во всём многообразии её проявления. В её изображение это чувство всегда агрессивно и напористо:

«Когда я престану тебя ждать, любить, надеяться и верить,
 То я закрою плотно окна, двери и просто лягу умирать…» (М. Цветаева «О любви»).

Уверенность в своей незаурядности и умении ставить литературную деятельность на первое место в ущерб остальным сферам жизни – это то, за что нередко критикуют Цветаеву. Как бы то ни  было, во многом именно уверенность своим идеалам позволила Марине Цветаевой стать одной из наиболее известных литературных деятелей Серебряного века.

В книгу вошло 8 стихотворений поэтессы о любви: «Мы с тобой лишь два отголоска…», «Мне нравится, что Вы больны не мной…», «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…», «Вы столь забывчивы, сколь незабвенны…», «Пригвождена к позорному столбу…» и другие.

Игорь Васильевич Северянин (1887-1941) – русский поэт, искусный декламатор, который активно пропагандировал свои произведения. Настоящая фамилия поэта Лотарёв.

Именно Игоря Северянина называют первым эстрадным поэтом. Со своими поэтическими концертами он объездил много российских городов. В 1918 году Северянин получил почётное звание «Король поэтов» за участие в поэтическом вечере, который организовали в Петербургском политехническом музее. В числе литераторов, соревновавшихся за это высокое звание, был и Владимир Маяковский.

 186_0029.jpg  


Любовная лирика Игоря Северянина наполнена яркими красками и ароматами. Поэт напевно твердит о нежно-грустной любви, о томлении неразделённой страсти и жестокости разлуки. Вот строки одного стихотворения из книги.

«Вот и уехала. Была – и нет. Как просто всё, но как невыразимо!
 Ты понимаешь ли, как ты любима, какой в душе остался жгучий след?
 Переворачивается душа: Ещё вчера – вчера! – мы были двое,
 И вот – один… Отчаянье такое, что стыну весь, не мысля, не дыша.
 Мы всё переживали здесь вдвоём: природу, страсть, и чаянья, и грёзы.
«Ты помнишь, как сливались наши слёзы?» – спрошу тебя твоим же мне стихом.
 Ты из своей весны шестнадцать дней мне подарила.

Ты в эти дни так бережно любила… Я женщины ещё не знал нежней!».

В книгу вошло 6 стихотворений поэта: «Рондо ХХ», «Отличной от других», «Как хорошо…», «Искренний романс», «Вот и была…», «Места…».

Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) – русский советский поэт, писатель и переводчик. Имя при рождении – Борис Исаакович Постернак. Один из крупнейших русских поэтов ХХ века. Свои первые стихи опубликовал в 23 года.

В 1958 году Пастернаку присудили Нобелевскую премию по литературе – «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа (имеется в виду роман Пастернака «Доктор Живаго»). После травли и гонений со стороны советского правительства и ряда коллег Пастернак вынужден был отказаться от премии.

Любовная лирика Бориса Пастернака – одно из основных направлений гуманизма его творчества. В стихах, посвящённых любимым женщинам, поэт просит услышать его, понять и прочувствовать его внутренний мир, но не нарушать его покой. Его лирический герой всегда говорит о любви в прошедшем времени, но говорит с гордостью и уважением. Он считает, что любовь помогает избавиться от суеты мира.

182_0030.jpg   

В книгу вошло 10 стихотворений поэта, одно из которых, наверно, известно большинству граждан нашей страны. Музыку к нему написал композитор Микаэл Таривердиев, а звучит оно в известном кинофильме «Ирония судьбы или С лёгким паром». Начинается оно так:

«Никого не будет в доме кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проёме незадёрнутых гардин…».
Текст стихотворения отличается от песни всего на одну строфу, которая раскрывает личную на тот момент драму Пастернака.

Борис Пастернак отображал в своих стихах достоинство любви с философской глубиной. Он считал, что любовь равносильна разгадке смысла бытия. Своими стихами Пастернак смог заинтересовать не только людей того времени, но и современных читателей нашего времени.

И в первом и во втором разделе книги некоторые поэты представлены только одним или двумя стихотворениями. Во втором разделе это Владимир Хлебников и его стихотворение ««И снова глаза щегольнули…», Пётр Орешин и стихотворение «Любовь», Владимир Нарбут и стихотворение «О бархатная радуга бровей!..». А ещё во втором разделе книги можно прочитать стихи Ивана Бунина, Валерия Брюсова, Осипа Мандельштама, Михаила Кузмина, Александра Блока, Владимира Маяковского, Сергея Есенина и других поэтов Серебряного века.

 114_0031.jpg


Вдохновенные строки знаменитых и гениальных поэтов из книги «Я вас люблю…» увлекут в страну возвышенных и земных переживаний, ведь недаром язык поэзии – это язык любви.

В книге представлено более 70 иллюстраций и фрагментов картин отечественных и зарубежных художников, таких как Рафаэль Санти, Ж.-О. Фрагонар, Ж.-А. Ватто, И. Н. Крамской, К. Брюллов, П.-О. Ренуар, А Хьюз, Б. Кустодиев, Э. Мунк, К. Сомов, К. Малевич и многие-многие другие.

Это шедевры отечественной и зарубежной живописи. Тщательно подобранные иллюстрации художников разных стран делают книгу привлекательной, украшают её и помогают лучше понять текст. Ведь благодаря иллюстрациям, как правило, и возникает интерес к книге. Полный список всех иллюстраций представлен в конце издания с указанием страниц, художников и названием картин.

Стихи о любви – это песня влюблённой души. Песня о красоте жизни и о величии любви. И неважно как высоко человек парит: в звёздах или над землёй. Важно само состояние полёта. Стихи о любви надо читать и перечитывать. Они такие разные, как и сама любовь: животрепещущие, полные щемящей тоски, нежные, страстные, возвышенные.

Предлагаем окунуться в чудесный мир «волшебных звуков, чувств и дум» и пожелать друг другу, чтобы рядом всегда был тот человек, кому хотелось бы сказать: «Я вас люблю!».

Надеемся, что посетители нашего сайта оценят и замечательные стихи о любви, и оформление книги.

Список использованных источников:

Ахматова А. А. Приходи на меня посмотреть / А. Ахматова. – Москва : АСТ, 2017. – 254, [1] с. – (Стихи о любви).

Чудное мгновенье : любовная лирика русских поэтов / сост. Л. А. Озеров. - Москва : Художественная литература, 1988. (Классики и современники. Поэтическая библиотека). – Кн. 1. – 1988. – 447 с. : ил.

Чудное мгновенье : любовная лирика русских поэтов / сост. Л. А. Озеров. - Москва : Художественная литература, 1988. (Классики и современники. Поэтическая библиотека) – Кн. 2. – 1988. – 431 с. : ил.

3000 строк для тех, кто влюблен : стихи русских поэтов XIX века о любви / сост. М. А. Нянковский ; худож. Е. А. Афоничева. – Ярославль : Академия развития, 2011. – 190, [1] с. : ил.

Мне нужен свет любви твоей : любовная лирика 80-90-х гг. XIX века / сост., авт. вступ. ст. и примеч. Н. В. Пращерук ; худож. Г. С. Метелев. – Екатеринбург : Средне-Уральское книжное издательство, 1992. – 379, [1] с. : ил. 

Недошивин В. Дмитрий Веневитинов. Перстень для поэта: [тайна единственного свидания молодого гения с царственной Зинаидой Волконской] / В. Недошивин // Родина. – 2024. – № 2. – С. 76-83.

Пушкин А. С. И жизнь, и слезы, и любовь... / А. Пушкин ; сост. А. Дмитриев ; предисл. Ю. Славянов ; рис. и автоф. А. С. Пушкина. – Москва : АСТ : Астрель, 2010. – 254, [1] с. : ил. – (Стихи о любви). 

Тютчев Ф. И. Еще томлюсь тоской желаний... / Ф. Тютчев ; [сост. и вступ. статья Е. Аркадьевой]. – Москва : АСТ : Астрель, 2010. – 255 с. – (Стихи о любви).

Фет А. А. Как будто вне любви есть в жизни что-нибудь... / А. Фет ; сост. и вступ. ст. Н. Фоминой. – Москва : АСТ : Астрель, 2012. – 254, [1] с. : ил. – (Стихи о любви).

Цветаева М. И. Мне нравится, что Вы больны не мной... / М.Цветаева ; сост. А. Дмитриев ; предисл. Е. Сухарева. – Москва : АСТ, 2018. – 254, [1] с. : рис., портр. – (Стихи о любви).

Я вас люблю... : [сборник стихотворений] / авт.-сост.: А. Ю. Кожевников, Б. Линдберг. – Москва : Олма Медиа Групп, 2012. – 303 с. : цв. ил. – (Классика в иллюстрациях).

 Подготовила библиограф справочно-библиографического отдела
Центральной городской библиотеки Стаканчикова О. А.

 


Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.