Инвалидам по зрению Вернуться на старую версию сайта
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Игра-квест, посвященная 1.jpg 
М.Ю. Лермонтову
в рамках проекта
«Герой вне времени»

Общие правила квеста:
1. Квест - это командная игра, участвовать в которой может любой желающий.
2. Участники формируют команды от 1 до 5 человек. Минимальный состав команды – два человека.
3. Территориальное ограничение локаций – зависит от ваших возможностей.
4. Продолжительность квеста - от 2 до 4-5 часов, в зависимости от сложности игры или удаленности выбранных территорий. При равном количестве баллов лучшим считается результат команды, затратившей меньшее время на прохождение дистанции.
5. Цель квеста – за минимальное количество времени выполнить максимальное количество заданий.

Организатор игры:
Центр развития и профессиональных коммуникаций; «Университет «Библиотекарь читающий».

Цель игры:
В форме литературной квест-игры обобщить знания биографии и творчества М.Ю.Лермонтова.

Задачи игры:
Пробудить интерес к личности М. Ю. Лермонтова, используя различные виды искусства: литературу, живопись; Способствовать развитию коммуникативных отношений, творческому содружеству коллектива; Создать эмоциональную атмосферу для реализации творческих и интеллектуальных способностей сотрудников библиотеки.

Материалы:
Маршрутный лист команды
Лист с заданием  (Приложение № 1)

Правила игры:
Формируется 6 команд. Каждой команде выдаются карточки с заданием и маршрутные листы квест-игры своего цвета.
Большое здание (2 этажа) позволило внести в маршрут квеста 6 пунктов в разных кабинетах Центральной библиотеки:
«О грезах юности томим воспоминаньем» (детство, юность поэта);
«Не могу на родине томиться» (Лермонтов – солдат, путешественник);
«Моя любовь – мне оборона от гордых дум и суеты…» (любовная лирика);
«Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть…» (светская жизнь 18 века);
«Взлелеянный на лоне вдохновенья..» (творчество поэта);
«Всевышний произнес свой приговор…» (дуэль)
Творческим заданием игры стало стихотворение М.Ю. Лермонтова «Совет», где было необходимо вставить пропущенные слова.
Результатом успешно выполненного задания на каждом этапе считается получение кодового слова. Добыв слово, команда вносит его в лист с заданием. Победителем считается команда, первой собравшая загаданный текст полностью.
На каждом из уровней организаторы игры предусмотрели подсказки и дополнительные бонусы в помощь командам.
Квест-игра проходит в штурмовой последовательности, то есть все команды получают задания одновременно. Последовательность движения команд определяется маршрутным листом.
Игра завершается в заранее установленное время, указанное в маршрутном листе.
Продолжительность игры – 1 ч. 45 мин. Время для пунктов – 10-15 мин.

Старт игры:
В 2014 году исполняется двести лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Одинокий, непокорный, как парус в бушующем море, - таким остался поэт в памяти современников, таким дошёл до нас, в ХХI веке.

Михаил Юрьевич, пожалуй, - одна из двойственных фигур в литературном мире. Кто-то отмечал его горделивый характер, капризность и нервозность, кто-то знал его как любезного и веселого человека. Он был не только одарен творчески, но и обладал духом мятежника, бесстрашного солдата и путешественника. Поэтому и форму игры по его творчеству мы выбрали познавательную, но вместе с тем созидательную, активную.

Говорят, Михаил Юрьевич обладал даром пророчества. Достаточно вспомнить, что он предсказал даже собственную смерть. Еще в юности он собственноручно сделал книгу предсказаний. Все, что нагадал по ней на одном из светских балов, сбылось в мельчайших подробностях. Давайте же спросим у поэта, чего нам ждать от сегодняшней игры. (Гадание по стихам Лермонтова: участники называют страницу и номер строки наугад).
Получив напутствие поэта, объявляется старт игры и начинается отсчет времени.

Подведение итогов:
Победившая команда награждается.
В качестве поощрения для всех участников становится собранное в результате квест-игры стихотворение Лермонтова «Совет». Оно зачитывается вслух каждой командой по четверостишию, начиная с команды-победителя.
В дальнейшем проводится обсуждение игры, ее наиболее интересных или сложных моментов.
DSC02639.JPG
В качестве финальной точки можно снова провести «гадание по стихам».
Вот что сказал Михаил Юрьевич на вопрос о том, как ему наша сегодняшняя игра:
«Я снова меж людей явился
С холодным, сумрачным челом;
Но взгляд, куда б ни обратился,
Встречался с радостным лицом!»

P.S. Все приложения даны для скачивания.

«О грезах юности томим воспоминаньем»
(детство, юность поэта)

Долгалева Т.М., Ершов А.А.

Форма: электронная викторина (Приложение № 2)
DSC02610.JPG

Основатель рода
Слайд 2
. Ответьте на вопрос: «Кто является основателем рода Лермонтовых?»
Правильный ответ – 4 – Георг Лермонт.

Слайд 3. Информация о Томасе Лермонте.
Фамилия Лермонтов образована от шотландского имени Лермонт. По одной из версий, оно восходит к древне-скандинавскому слову leir – «глинистая почва» и французскому mont – «высокая гора, гора с острой вершиной». Согласно другой гипотезе, в основе этого имени лежат древне-английские слова lear – «море» и mouth – «рот; устье». Наконец, нельзя исключить, что имя Лермонт является одним из вариантов шотландского имени Ламонт («законодатель»).
Согласно распространенной версии, Лермонтовы ведут свой род от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен при осаде крепости Белой и затем осевшего в России. А началось все в 1057 году, когда Малькольм, сын короля Дункана, воевал с Макбетом. Среди двадцати соратников Малькольма, список которых сохранился в архивах Шотландии, двенадцатым по счету числится некий Лермонт. Тогда и возник дворянский род Лермонтов. В течение нескольких веков этот род был очень известен в Шотландии. В шотландских дворянских семьях все наследовал старший сын, младшим же приходилось искать себе службу.
В начале XVII века, когда Шотландия переживала смуту. Георг Лермонт с несколькими соотечественниками покинул родину и поступил на службу к польскому королю Сигизмунду. Ратная служба и привела Георга в составе наемного отряда в крепость Белую для защиты ее от наступающих русских войск.
В августе 1613 года полки князя Черкасского окружили крепость. Гарнизон оказался в безвыходном положении. Отряд шотландских добровольцев начал переговоры с русскими и перешел на службу к московскому царю. В их числе был и Георг Лермонт. «Шацкий» (шотландский) воин был принят с почестями и признанием дворянского достоинства. Георг стал именоваться Юрием. В 1617 году он вновь в числе «бельских сидельников» защищает крепость. Теперь уже от поляков.

Сохранилась челобитная Лермонта царю: «Мы холопы твои с выезда Бельского по се поры твоими царскими великипоместными окладами и готовым денежным жалованием не верстаны... К сей челобитной руку приложил поручик шоцкой роты Юшко Лермонт».
Царь Михаил принял поручика Лермонта в русское подданство и «верстал его поместным и денежным окладом»: в Галичском уезде он получил девять деревень с пустошами. Георг Лермонт служил верой и правдой новому отечеству. Он сражался под Белым, Можайском и в Москве у Арбатских ворот, куда прорвались отряды королевича Владислава.

Георг (Юрий) Лермонт погиб в сражении под Смоленском в 1634 году. После его смерти осталось трое сыновей. Средний из них — Петр окончательно обрусел, принял православную веру. Его сыновья Евгений и Петр уже были в чине стольников. Лермонт, со временем получил фамилию Лермонтов.

Слайд 4. Место рождения Лермонтова.
М. Ю. Лермонтов родился 15 октября 1814 года. А в каком месте? Правильный ответ – Москва.

Слайд 5. Мать М. Ю. Лермонтова.
Необходимо назвать девичью фамилию матери Лермонтова, расшифровав ребус.
Правильный ответ – Арсеньева. Отгадка (даны 3 изображения): «артиллерия» - отнимаем 8 букв, «сень», «Ева».

Слайд 6. Как звали бабушку Лермонтова.
Ответ – Елизавета Алексеевна.

Слайд 7. Какими европейскими языками владел Лермонтов?
Ответ – французским, немецким, английским.

Слайд 8. Каким искусствам обучался М. Ю. Лермонтов?
Необходимо перечислить виды искусства по изображениям – декламация, музыка, живопись, лепка.

Слайд 9. Какой район Российской империи изображен на рисунке Лермонтова?
Ответ – Кавказ.

Слайд 10. Название стихотворения, отрывок из которого приведен на слайде.
Ответ – «Казачья колыбельная».

Слайд 11. Одна из сильных любовных привязанностей Лермонтова (на слайде даны поэтические строчки).
Ответ – Наташа Иванова.
Слайд 12. Наташа Иванова, дочь драматурга Ф. Ф. Иванова, девушка удивительной красоты; юный Лермонтов был в неё без памяти влюблён, но Наталья Федоровна предпочла ему одного из его друзей.

Слайд 13. С кем из русских писателей Лермонтов учился в Московском университете?
Слайд 14. Портреты писателей.
Ответ – Герцен, Огарев, Белинский.

Слайд 15. В каком из перечисленных учебных заведений учился Лермонтов?
Ответ – Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
4 ноября М. Ю. Лермонтов держит экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Через десять дней он был туда зачислен на правах вольноопределяющегося унтер-офицера лейб-гвардии гусарского полка. Ещё через две недели с ним произошёл несчастный случай в манеже: одна из лошадей расшибла ему до кости ногу ниже колена. Только в середине апреля он вернулся в школу.
8 июня он выдерживает экзамены в старший класс Школы, в июле находится в летнем лагере юнкеров под Петергофом. В начале 1834 года М. Ю. Лермонтов принимает участие в рукописном журнале юнкеров «Школьная заря». Здесь были помещены «Гошпиталь», «Петергофский праздник», «Уланша» и другие «юнкерские» стихотворения.

«Не могу на родине томиться»
(М. Ю. Лермонтов – солдат, путешественник)

Глошина И.Ю., Савинцева Е.А.

1. Ведущий:
Боюсь не смерти я. О нет.
Боюсь исчезнуть совершенно
Я воин больше чем поэт,
Служу своей Отчизне верно.
Где б ни был я, где б ни скитался,
На мне всегда дворянский герб.
В России я навек остался,
Здесь Род мой, прадед мой и дед.
Я здесь живу, я здесь болею,
Болезнями своей страны.
Готов сражаться за идею,
Когда другие сражены!
Так было и всегда так будет,
За ночью будет и рассвет,
Коль сердце Родину полюбит,
Любовь продлиться сотни лет. (16 мая 1830 г. )

Эти строчки написаны юным Лермонтовым в 16 лет. Ему оставалось прожить всего 11 лет. За это время ему предстояло стать великим поэтом, достойным преемником Пушкина, сделаться легендой Кавказской войны и так же как Пушкин погибнуть на дуэли.
Необходимо отметить, что центральными мотивами поэзии Лермонтова — были мотивы странничества, изгнанничества, скитальчества, не удивительно, что одним из ключевых образов становится образ дороги. М. Ю. Лермонтов был одним из первых писателей, который ввёл в русскую литературу образ дороги и показал её столь многосторонне и неоднозначно.

2. Ведущий:
Сейчас мы покажем вам фрагмент из поэтической киноверсии жизни М. Ю. Лермонтова. (Приложение № 3)
В этом фильме он предстаёт страдающим, радостно взволнованным, одухотворенным, мятежным, в глубоких размышлениях, в смелых и дерзких поступках.
  Задача указать название этого кинофильма, его режиссёра и исполнителя главной роли. P.S. Если затрудняетесь с ответом: в помощь – ресурсы Интернет. Ответ: ("Лермонтов", режиссер и исполнитель главной роли - Николай Бурляев).

1. Ведущий:
Чёрный ящик: угадайте по строчкам из произведения Лермонтова, что находится в чёрном ящике?
Лилейная рука тебя мне поднесла
В знак памяти, в минуту расставанья,
И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла,
Но светлая слеза — жемчужина страданья.
Ответ: кинжал; строки из стихотворения "Кинжал".
DSC02614.JPG

2. Ведущий:
Сейчас вы на экране увидите известную битву, в которой принял участие Лермонтов. (Приложение № 3) Задание: назовите, что это за сражение? И какое произведение было ему посвящено?  Ответ: "Валерик".
Валерик - речка в Чечне (приток Сунжи), в районе которой 11 июля и 30 октября 1840 г. произошли сражения русских отрядов под командованием генералов А.В. Галафеева, а затем П.Х. Граббе с войсками горцев под командованием имама Шамиля. В боях на этой «речке смерти» Шамиль потерпел поражение. Его войска были вынуждены покинуть Чечню и отойти в Аварию. Кстати, в обоих сражениях на Валерике участвовал поручик Тенгинского пехотного полка М.Ю. Лермонтов. Знаменитый поэт воспел это сражение в известном стихотворении «Валерик».
После дуэли с сыном французского посла Эрнестом де Барантом поручик Лермонтов, по решению императора, был послан в одну из самых «горячих точек» Кавказа с сохранением чина, хотя гвардейские офицеры при переводе в армейские полки получали обычно повышение на два чина. (По предложению А.Х. Бенкендорфа, Лермонтова хотели, лишив чинов и дворянства, «записать в рядовые», т.к. сочувствие верхов, конечно же, было на стороне заносчивого иностранца).
В составе отряда генерала А.В. Галафеева поэт участвовал в целом ряде стычек с горцами, а 11 июля 1840 г. принял самое деятельное участие в большом сражении у речки Валерик.

1. Ведущий:
Верхом помчался на завалы
Кто не успел спpыгнyть с коня.
«Ура!» - и смолкло. «Вон кинжалы,
В приклады!» - и пошла резня.
И два часа в струях потока
Бой длился. Резались жестоко.
Как звери, молча, с грудью грудь,
Ручей телами запрудили.
Хотел воды я зачерпнуть...
(И зной и битва утомили
Меня), но мутная волна
Была тепла, была красна.

2. Ведущий:
Царские войска, понесшие большие потери, были остановлены. По официальным, сильно заниженным данным, отряд Галафеева потерял убитыми, ранеными и пропавшими без вести 30 офицеров (из них 6 убитыми) и 316 нижних чинов (из них 65 убитыми). Численность и потери участвовавших в сражении чеченцев неизвестны, так как чеченцы стреляли в основном из-за завалов и укрытий и тела погибших не оставляли. (Не желая лишаться наград за свои «победы», Галафеев солгал в реляции, что чеченцы оставили на поле боя 150 мертвых тел.)
Отчаянная храбрость Лермонтова, удивлявшая даже старых кавказских джигитов, и столь ценная в кавалеристе "непоседливость" доставили ему начальствование над конными охотниками отряда Галафеева, и Лермонтов оказался образцовым начальником летучего отряда. Впоследствии отряд поручика Лермонтова, наводивший страх на чеченцев, был назван ими «черной сотней».

1. Ведущий:
Как докладывалось затем при представлении поэта к награде, поручик Лермонтов «несмотря ни на какие опасности, исполнил возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших солдат ворвался в неприятельские завалы». И еще раз докладывалось позже: «…Всюду поручик Лермонтов везде первым подвергался выстрелам хищников и во всех делах оказывал самоотвержение и распорядительность выше всякой похвалы».
"Всегда первый на коне и последний на отдыхе", — так характеризовал Лермонтова кн. Голицын.

«Моя любовь – мне оборона от гордых дум и суеты…»
(любовная лирика М.Ю. Лермонтова)

Кистер Ю.В., Рыженкова Л.Ю.

Первую, по словам самого поэта, настоящую любовь он испытал в 10 лет, затем - в 12. Оказавшись среди кузин и их подруг, 16-летний Мишель, как он представлялся, влюблялся в них поочередно. Любовь 17-летнего юноши не принесла ожидаемой радости, а сердечные раны долго не заживали. В 18 лет, наконец, пришла любовь, которую он пронес через все, часто неожиданные, повороты своей короткой жизни.
Чувство одиночества, жажда любви терзали поэта, его, порой, не понимали, не отвечали ему взаимностью. Юноша воспринимал это как обиду и вооружался против «обидчиков» насмешками, сарказмом и иронией. Эта борьба светлых и темных сил в душе поэта, дисгармония человеческих отношений, страстность перешли в его стихи, письма, заметки, темой которых была любовь. Но размышления о любви почти всегда сопровождались мыслями об обществе и окружающем мире, о смысле жизни, смерти и бессмертии.

Каждый раз влюбляясь, поэт надеялся, что одиночество его души можно преодолеть любовью. И тогда стихи наполнялись надеждой. Потом - сомнения, уверения в любви, раскаянье, неверие… Имена возлюбленных поэта вошли в историю литературы.
Два из них мы предлагаем вам воскресить в памяти, послушав строчки, посвященные дамам сердца, и назвать их имена. Если память подводит, вы можете воспользоваться книгами или Интернетом.
Запись стихотворения «Она не гордой красотою». (Приложение № 4)

Это одна из самых глубоких сердечных привязанностей поэта. Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно и сильно... Ее образ, который он пронес через всю жизнь, присутствует и в самом последнем поэтическом произведении гения «Нет, не тебя так пылко я люблю». О ком идет речь? (ответ - Варвара Александровна Лопухина).
Запись стихотворения «Я не унижусь пред тобою». (Приложение № 4 )

О романе Лермонтова к этой женщине в окружении поэта никто не догадывался, поэтому долгое время стихи, помеченные ее инициалами, которых за полтора года в общей сложности набралось более 30, оставались посмертной тайной поэта. Расшифровать имя таинственной незнакомки, в которую был влюблен Лермонтов, лишь в середине прошлого века удалось литературоведу Ираклию Андронникову, который и пролил свет на трагическую историю любви юного поэта. Кто эта женщина? (ответ - Наталья Федоровна Иванова).
Разгадать тайну имени Натальи Ивановой удалось благодаря рукописным альбомам. Традиция их создания пришла в Россию в середине 18 века. Первоначально в Европе, да и в России вплоть до конца XVIII века, составлением альбомов занимались преимущественно мужчины. Впоследствии традиция ведения альбомов окончательно закрепилась за женщинами. Альбом очень скоро стал непременным спутником юных барышень и важным элементом домашней, семейной культуры. Владение искусством писать стихотворные экспромты и набрасывать рисунки стало одним из необходимых навыков светского человека. В помощь тем, кто не обладал поэтическим даром, в журналах печатались образцы альбомных стихотворений для разных адресатов. Эти тексты переписывали из альбома в альбом, изменяя лишь имя.

И как драгоценна становится со временем эта книжка! Перебирая листки ее, мы переносимся в прошедшее – вспоминаем о людях, которые тут писали... При жизни Лермонтова был опубликован лишь один его поэтический сборник. Остальное восстанавливалось по крупицам и дошли до нас благодаря девичьим альбомам. Он часто писал в альбом своей кузины Александры Верещагиной, сопровождая тексты рисунками. Только в 1830 году он записал в ее альбом 8 своих избранных стихотворений.

Подвести итог нашей беседе о Лермонтове, как любовном адресате и трагическом герое, мы предлагаем стихотворением «И скучно и грустно», которое Лермонтов написал за год до смерти.
Запись стихотворения «И скучно, и грустно». (Приложение № 4)
DSC02624.JPG
А теперь мы предлагаем вам перенестись в другую эпоху и самим вписать в альбом свои поэтические строки (игра в буриме).
Задание команде: составить небольшое четверостишье по заданным рифмам.

1. …….резва,

……….летом,

……… слова,

……….приветом.

2…….нельзя,

……… привычка,

………змея,

………птичка.

3. …….чело,

……….горе,

……….светло,

……….море.

4. ……всё,

………ложно,

………её,

……....невозможно.

В конце игры все придуманные участниками четверостишья были сложены в одно стихотворение и зачитаны организаторами площадки. Так же прозвучал сам оригинал - стихотворение М.Ю. Лермонтова «К портрету».

«Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть…»
(светская жизнь 18 в.)

Русакова Т.Г., Чистякова С.В.

Светская жизнь Лермонтова началась в Петербурге. В пору учебы в школе прапорщиков юный Мишель, человек молодой порывистый, горячий, любознательный, с душой, открытой для всего прекрасного, любил балы и светские развлечения. С радостью танцевал, нередко выступал на музыкальных вечерах, играя на скрипке. Да и где бы еще дворянин умный, прекрасно образованный мог показать себя и свои таланты. Такая жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами, продолжалась вплоть до 1840г. он быстро понял цену светского общества. На балу у графини Лаваль сын французского посла Эрнест де Барант приревновал М. Ю.Лермонтова к красавице княгине М. А.Щербатовой. И Лермонтов, и Э. де Барант увлекались ею, а красавица, по свидетельству современников, отдала «слишком явное предпочтение» Лермонтову.
Состоялась дуэль, окончившаяся полным примирением, однако дело получило огласку. Э. де Барант уехал на Родину. Поэта снова отправляли на Кавказ, в действующую армию.

Светская жизнь, что мы о ней знаем? По сути это частая жизнь дворянина в свободное от государственной службы время, но не дома в частном быту, а «намиру»; жизнь и общение дворян в обществе себе подобных. Чем развлекались дамы и господа? Посещали театры, светские приемы – «наносили визиты», маскарады, литературные салоны, клубы, музицировали, писали стихи в альбомы, выезжали на конные прогулки и гуляли по набережной Невы, играли - в карты, в фанты, в ручеек, сплетничали и плели интриги. М.Ю. Лермонтов любил играть в «Кошки – мышки». Светская жизнь велась круглый год, но активный сезон «выхода в свет» начинался с Рождества до последнего дня Масленицы и возобновлялся после весеннего Великого поста. Светская жизнь была, преимущественно ночной. Режим дня был таков: под утро в 4-7 утра - возвращение с бала, 11 часов - раннее утро, 16 - обед. В семь часов выезжают в театры, в восемь приезжают к знакомым „запросто“, посидеть и выпить чашку чая. В десятом едут на вечера, в одиннадцатом - двенадцатом — на балы“.

Бал – совершенно особое, важное и интересное событие в жизни человека 18-19 веков. Попасть на них было не так-то просто – приглашали людей «своего круга». Приглашения рассылались не менее чем за 10 дней до бала, главным образом для того, чтобы у дам была возможность подготовить соответствующий наряд; на бал необходимо было являться в новом и модном платье. Получив приглашение, дамы и кавалеры в течение двух дней письменно должны были ответить согласием принять участие в предстоящем событии или выразить сожаление о невозможности посетить его, но для отказа нужна была веская причина. У балов был свой этикет, традиции, правила, которые касались и поведения на балу, и, конечно же, нарядов. Посещение балов было трудной работой – иногда в один вечер приходилось бывать на 2-3 балах, что требовало от танцоров немалых сил и здоровья. К тому же балы заканчивались под утро, а на следующий день необходимо было делать визиты и готовиться к грядущим увеселениям. Бальный внешний вид строго регламентировался. Важнейшим атрибутом было наличие безукоризненно чистых и белоснежных перчаток. Перчатки никогда не снимались, даже если они лопнули – в этом случае рекомендовано было иметь с собой запасную пару. Важной составляющей дамского бального костюма являлся … ? (веер), служивший не только для создания свежего дуновения, но и в качестве языка общения, ныне почти утраченного.

Пластины веерного каркаса чаще всего делали из слоновой кости, перламутра, черепахи, золота. Экран из бумаги, шелка, кружева, бархата. Веер украшали росписью, драгоценными камнями. На обратной стороне экрана дамы не редко писалистихи, ноты, афоризмы, которые исполняли роль любовных посланий. А сейчас попробуем понять язык веера.
DSC02627.JPG

Что означает:
Несколько раз махнуть на себя открытым веером?
+ приглашение к танцу; - отталкивание; -подать надежду на свидание

Приложить веер к правой щеке левой рукой?
-нет; +да; - не знаю

Правой рукой указать закрытым веером на сердце:
-вы мне безразличны; +"Я вас люблю"; -"Я вас не люблю"

Сделать закрытым веером движение:
- вы мне безразличны; -"Я вас люблю"; +"Я вас не люблю"

Приложить веер к левой щеке прав - да; + нет; - не знаю

Подать человеку веер верхним концом:
-ждите известий; + «расположение, симпатия, любовь»; - отталкивание

Подать веер нижним концом (ручкой вперёд):
- подать надежду; - выразить симпатию; + выразить презрение

Дотронуться до левого уха открытым веером:
+ за нами следят; - я вас не слышу; - я вас не вижу

Коснуться закрытым веером губ:
- я вас не слышу; - я вас не вижу;  + нас подслушивают.

Быстро сложить веер и держать его между рук:
- любовь; + огорчение; - дать надежду.

На балу существовал и определенный порядок танцев. Дамы, отправляясь на бал, брали с собой бальную книжечку –карне или агенд, - куда напротив списка танцев записывались имена кавалеров. Книжечки прикреплялись к поясу платья и служили памяткой – дать обещание двум кавалерам на танец не только считалось дурным тоном, но и могло привести к дуэли.
- Как вы думаете, что танцевали на балах в эпоху Лермонтова? (Ответ: полонез, мазурка, вальс, кадриль, полька).
DSC02628.JPG
- Музыкальный отрывок из какого танца сейчас прозвучит? (Играется музыкальный фрагмент польки).
Спасибо за игру.
(Если позволяет место и время, то под «Польку» можно поиграть с участниками в «Кошки – мышки»).

«Взлелеянный на лоне вдохновенья..»
(творчество М.Ю. Лермонтова)

Гулякина И.Г., Сарыгина Н.В.

Форма проведения: игра «За шестью печатями».

Правила: игроки выбирают печать, отвечают на вопросы, за правильные ответы имеют право вскрыть печать. На обороте каждой печати написано слово (буква), все открытые печати составят фразу «Я ищу свободы и покоя!»
Михаил Юрьевич Лермонтов – человек необыкновенный, талантливый. Его творчество известно всем, но одну его стихотворную строчку мы скрыли за пятью печатями. Чтобы узнать ее, нужно провести целое расследование.
DSC02635.JPG

Первая печать - лирика
Лучшая биография поэта – лирика. Она – правдивое зеркало его души, самый честный летописец его настроений, душевных переживаний. Как бы ни пытался он скрыть от читателя книгу своей жизни – страницы ее ярко отражаются в его стихах.

Из каких произведений эти строки:
1. «Увы, - он счастия не ищет
И не от счастия бежит!» (Стихотворение «Парус»)

2. С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно»? (Стихотворение «Родина»)

3. «Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок»? (Стихотворение «Смерть поэта»)

Черный ящик (достать предмет и сказать из какого произведения: перчатка, штык, платок).
Подсказка:
1. Герой отобрал этот предмет у диких зверей. (баллада «Перчатка»)
2. Герой этот предмет «точил, ворча сердито, кусая длинный ус» . (Штык «Бородино»).
3. Этот предмет, подарок Калашникова жене Алене Дмитриевне, остался в руках у Кирибеевича. (Узорный платок).

Вторая печать – стихотворные посвящения
Определить, кому посвящены строки стихотворений Лермонтова:

1. В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран (Кутузову)

2.Почти приветом остров одинокий,
Где часто, в думу погружен,
На берегу о Франции далекой
Вспоминал ? (Наполеон)

3.Отравлены его последние мгновенья.
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он – с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд. (Пушкину)

Третья печать – поэмы
Жанр поэмы — один из любимейших в творчестве Лермонтова. Он написал около 30 поэм, законченных и незаконченных, не считая нескольких редакций одной и той же поэмы и несохранившихся поэм. Эти произведения различаются по тематике, сюжетам и стилю. Сам Лермонтов опубликовал 3 поэмы «Песню про … купца Калашникова», «Тамбовскую казначейшу» и «Мцыри». В 1835 году без ведома автора напечатана поэма «Хаджи Абрек».

Большинство поэм не были опубликованы при жизни Лермонтова, несмотря на их внешнюю завершенность. Дело в том, что именно жанр поэмы стал постоянной творческой лабораторией поэта. После 1837 г. он печатал почти все, что было создано им в лирике и прозе, но продолжал писать поэмы, которые заведомо не предназначались для печати. Это поэмы «для себя», «поэмы-наброски», художественный резерв, служивший Лермонтову эквивалентом записной книжки. То, что другие писатели обычно хранят в форме отдельных коротких записей, строк-фрагментов, он хранил в форме завершенных произведений. В поэмах Лермонтов много экспериментировал, осваивая образный словарь романтизма, учился мастерству сюжетосложения и психологических характеристик.

Среди поэм Лермонтова выделяются три произведения, ставшие классикой жанра, какие это поэмы мы сейчас выясним:
1.1. Знаете ли вы полное заглавие «Песни про ... купца Калашникова»? («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»).
1.2. Гостями в Древней Руси называли купцов (отсюда «гостиный двор»). Слово гостить означало торговать. Чем торговал купец Калашников? (Торговал шелками, которые привозили из Средней Азии и Ирана.)

2.1. «Мне случилось однажды, в Царском Селе, уловить лучшую минуту его вдохновения,- пишет современник М. Лермонтова, А.Н. Муравьев. – В летний вечер я к нему зашел и застал его за письменным столом, с пылающим лицом и огненными глазами, которые были у него особенно выразительны. «Что с тобою?» - спросил я. «Сядьте и скушайте»,- сказал он и в ту же минуту, в порыве восторга, прочел мне, от начала до конца, всю свою великолепную поэму (по – грузински – послушник), которая только что вылилась из-под его вдохновенного пера». О какой поэме идет речь? («Мцыри»).
2.2.Каким природным явлением сопровождался побег Мцыри из монастыря? (Грозой)

3. Мистические герои есть во многих литературных произведениях, так мы с вами знаем:
Сатана (поэма «Потерянный рай» Джона Мильтона);
Люцифер (драма «Каин» Джорджа Байрона);
Мефистофель (трагедия «Фауст» Гёте);
Воланд (роман «Мастер и Маргарита» М.Булгакова);
А у Лермонтова…? («Демон»)

Четвертая печать – роман «Герой нашего времени»
Литературный путь Лермонтова начался в конце 1820-х гг. в период господства поэтических жанров в русской литературе. Начав как поэт, Лермонтов приходит к прозе сравнительно поздно; его прозаические опыты, отразив процесс становления русской прозы в целом, явились одним из наиболее значительных достижений русской литературы в жанре повести и романа.
История «Героя нашего времени» начинается с 1839 году, когда в «Отечественных записках» появилась повесть «Бэла» с подзаголовком «Из записок офицера с Кавказа». В конце того же года в том же журнале увидела свет последняя часть будущего романа – «Фаталист». В 1840 году там же была напечатана «Тамань». Вслед за этим вышло и отдельное издание романа в его полном составе.

1. Угадайте, героя:
«Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только при долгом наблюдении можно заметить следы морщин. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные. У него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза»? (Ответ: Печорин.)
· Что украл у героя слепой? (шкатулку, шашку с серебряной оправой, дагестанский кинжал).
· Какие главы романа “Герой нашего времени” автор обнаружил в "Журнале Печорина". ("Тамань"."Княжна Мэри, "Фаталист").
· Ваш герой утверждал, что к дружбе не способен. Почему? ("Из двух друзей всегда один раб другому, хотя ни один из них в этом себе не признается; рабом – я быть не могу, а повелевать – труд утомительный, потому что у меня. есть и лакеи и деньги").

2. Угадайте, героя:
«И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу» (Ответ: Бэла).
· Каким образом она попала к Печорину? (Печорин договорился с Азаматом обменять Бэлу на коня.)
· Как ласково называл ее Печорин? (Моя джанечка – перев. «душенька».)
· При каких обстоятельствах погибла героиня? (вышла к реке, где Казбич и схватил девушку. Максим Максимыч и Печорин возвращаясь с охоты заметили Казбича и была Бэлу. Максим Максимыч, ранил Казбича, тот ранил кинжалом Бэлу. Через несколько дней она умерла).

Пятая печать – художник, музыкант
Лермонтов был наделен не только поэтическим гением, писательским даром вообще. Ему была присуща удивительная музыкальность – играл на скрипке, на фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи. До нас дошли блестящие образцы его живописи, пейзажи, портреты, рисунки. Вернее будет сказать так: Лермонтов был наделен единым даром – гением художника, в котором сливалось все: и слово, и музыка, и цвет.
Задания команде (по выбору):
- исполнить романс на стихи поэта или выразительно прочитать (в крайнем случае перечислить);
- определить, какие из представленных работ принадлежат М. Лермонтову (выбрать несколько рисунков Лермонтова)

Шестая печать – переводы
Лермонтов Михаил Юрьевич был очень умным, образованным и любознательным человеком. Он без труда владел французским, английским и немецким языками, умел читать на латыни. Также изучал татарский и хотел изучить грузинский, поэтому одну из своих известных поэм назвал «Мцыри».
Переводы М. Лермонтова из иностранной поэзии и прозы немногочисленны, но являются органической частью его наследия.
Прозаических переводов всего пять и они относятся к раннему творчеству М. Лермонтова.
Стихотворные переводы составляют около 30 стихотворений с выявленными источниками, но есть еще, по всей вероятности, и скрытые переводы с неустановленными оригиналами. Он занимался переводами в течении всей жизни, хотя и эпизодически. Переводы Лермонтова большей частью не столько воспроизводят оригинал, сколько являются вариацией на мотивы зарубежного автора или так называемым вольным подражанием.

1. Назовите авторов, чьи произведения переводил Лермонтов.
(Лермонтов переводил или интерпретировал в форме «вольного перевода» стихи Шиллера, Гете, Гейне, Байрона, Мицкевича, перевел начало немецкой народной песни. Среди названных поэтов более значительным числом стихотворений представлены только Шиллер и Байрон, остальных Лермонтов взял не более одного-двух стихотворений, а из Бёрнса им переведено всего одно только четверостишие, стоящее эпиграфом к поэме Байрона «Абидосская невеста» и, таким образом, связанное для него, по-видимому, прежде всего с Байроном.)

2. Лермонтов переводил многих европейских поэтов. Вам предлагается два стихотворных перевода Бориса Пастернака и Афанасия Фета. Кому принадлежат оригиналы и как эти стихи звучат в переводе М. Лермонтова.

На севере дуб одинокий

Стоит на пригорке крутом;

Он дремлет, сурово покрытый

И снежным, и льдяным ковром.

Во сне ему видится пальма,

В далекой восточной стране,

В безмолвной, глубокой печали,

Одна, на горячей скале.

Мирно высятся горы.

В полусон

Каждый листик средь бора

На краю косогора

Погружен.

Птичек замерли хоры.

Погоди: будет скоро

И тебе угомон.

перевод Гейне

Фет – « На севере дуб одинокий»

Лермонтов - «На севере диком

стоит одиноко...»

перевод Гёте

Пастернак – «Ночная песня странника»

Лермонтов – «Горные вершины...»

3. Какие две шиллеровские баллады перевёл 15-летний юноша вслед за Жуковским, учась у предшественника, но не подражая ему? («Кубок» и «Перчатка» (первое названо «Балладой»).

«Всевышний произнес свой приговор…»
(дуэль)

Берестова Е.В., Козиенко Т.М.

От организаторов:
На площадке игрокам была предложена электронная викторина состоящая из одиннадцати вопросов, организована выставка литературы «Стрелял ли поэт?», где были представлены дуэльные атрибуты. В процессе отгадывания викторины ведущие площадки поочерёдно приводили интересные факты из истории дуэли в России. Команды отличились глубокими знаниями, но некоторые вопросы всё-таки вызывали затруднения, например, кто из императоров выдал суду офицерской чести право назначать поединки, сколько раз стрелялся Лермонтов, имена известных людей, погибших на дуэлях в XIX веке, в каких художественных произведениях встречаются описания дуэлей, как называли скандалистов, провоцировавших дуэль. В девятом вопросе игроки должны были назвать стихотворение, в котором Лермонтов описывает свои последние минуты жизни. Ведущие заранее приготовили лист с напечатанным стихотворением, разрезали его на строфы и, кратко анализируя стихотворение, дали задание правильно расставить строфы и прочитать стихотворение. В процессе подготовки к квест-игре многие факты биографии Лермонтова стали понятнее.

(Приложение № 5. Презентация)

Вопросы викторины
Каким образом офицер или дворянин мог стереть с себя жгучее оскорбление, нанесенное обидчиком?
Ответ: кулачный бой; дуэль; драка на шпагах.
Порой случай ставит человека в такую сложную ситуацию, когда стерпеть обиду уже невозможно. Что делать? Каким образом стереть с себя жгучее оскорбление? Как наказать обидчика?.. Всего сто лет назад ответ был предельно прост и ясен – дуэль! Дуэль - в переводе с французского: «поединок», «борьба двух людей». Синоним – борьба, схватка, поединок, драка.
DSC02631.JPG

Откуда в Россию пришла сатисфакция или дуэль?
Ответ: Америка; Австралия; Европа
Император Петр I, смело «прорубивший окно в Европу», невольно впустил в это окно «сквозняк» с особым мнением офицерской и дворянской чести. Европейская зараза, сатисфакция, или дуэль, проникнув в Россию, распространилась и размножилась. Как обычно, все новое и западное приняло здесь гигантские, гротескные размеры. Дрались под любым предлогом, везде и всюду. Немало этому способствовала любовь к водке, азартным играм и кокетливым прекрасным дамам.
Но романтическое представление о том, что дуэли способствовали улучшению нравов и нормализации межличностных отношений, весьма спорно и неоднозначно. Различия боевого опыта, моральных и физических качеств участников никогда не делали дуэль абсолютно равной. Выходя к роковому барьеру, многие надеялись на «Суд Божий», на Высшую справедливость, благодаря которой обидчик обязательно понесет заслуженную, неотвратимую кару. Случалось так, бывало и иначе. Несомненным становилось одно – количество убитых на дуэлях росло.

Участники дуэли:
• Оскорбитель
• Оскорбленный
• Секунданты
• Врач
• Друзья и близкие дуэлянтов.

Но были еще и другие, косвенные участники дуэли.
• Как называли скандалистов или забияк, провоцировавших дуэли?
Ответ: секундант; бретер; дуэлянт.
В начале XIX века в России возник особый род дуэльного помешательства под названием бретерство (от французского «забияка»). В центре русских дуэлей всегда были бретеры. Это скандалисты, забияки, цель которых состояла в том, чтобы спровоцировать дуэли. В России, где на протяжении почти двух веков царил культ поединков, но не было дуэльного кодекса, бретеры считались носителями этих норм поведения. Бретеры пользовались всенародной славой, их дружбой гордились, их «подвиги» описывались знаменитыми писателями. Эти безумцы сделали дуэль самоцелью, поединок – неким алтарем, на котором они постоянно служили кровавую мессу. Их кредо: Дуэль – как дело всей жизни. Дуэль – как самовыражение. Имена бретеров – М. И. Лунин, Ф. И. Толстой-Американец, А. И. Якубович, Ф.Ф. Гагарин, Ф. А. Уваров-Черный.

• Как наказывали дуэлянтов?
Ответ: казнили; ссылали на Кавказ; предавали анафеме.
Петр I ввел смертную казнь для всех участников дуэли, но так никого и не повесил.
Конечно, государство не могло не бороться с дуэльной лихорадкой, захлестнувшей российскую армию и светское общество. Петр I , Екатерина Великая, Николай I издавали указы, в которых перечислялись наказания дуэлянтам.
Обычным наказанием за дуэль, в конце XVIII и начала XIX века было заключение в крепость на срок до года, разжалование в солдаты с правом выслуги, перевод в действующую армию на Кавказ, из гвардии в армию, увольнение со службы с отправкой в ссылку в свою деревню. Не служащим, дворянам чаще всего назначалось строгое церковное покаяние, ссылка в деревню и запрет въезда в столицы. Все эти меры никак не влияли на распространение дуэлей, участники которых пользовались одобрением и поддержкой общества.

• Кто из императоров выдал суду офицерской чести право назначать поединки?
Ответ: Петр I; Александр III ; Николай I.
13 мая 1894 года император Александр III выдал суду офицерской чести право назначать поединки. Дуэль по прежнему оставалась уголовно наказуемым поступком, но… тем, кто вышел к барьеру по решению общества офицеров, как бы, заранее гарантировалось высочайшее помилование. Поэтому отказ от дуэлей был весьма длительным, а борьба с ними со стороны государства – малоэффективной. Прекратились дуэли, потому что свобод стало больше или потому что понятие чести нивелировалось?

• Назовите имена известных людей, погибших на дуэлях XIX веке.
Ответ: Лермонтов М. Ю., М. И. Лунин, Ф. И. Толстой-Американец, А. И. Якубович, Ф.Ф. Гагарин, Ф. А. Уваров-Черный.

• Сколько раз стрелялся Лермонтов?
Ответ: 1 раз; 2 раза; 3 раза
Первая дуэль с Э. Барантом состоялась в воскресенье 18.02.1840 года на Пирголовской дороге за черной речкой.
Лермонтов дрался на дуэли с Э. де Барантом (18 февр.1840г) и Н.С.Мартыновым (27 июля 1841г).

· Назовите его оппонента в последней роковой дуэли.
Ответ: А. И. Якубович, Н. С. Мартынов, Ф.Ф. Гагарин (пояснения: причина дуэли, ее исход).

• Назовите произведения М. Ю. Лермонтова, в которых он описывает свои последние минуты гибели.
Ответ: «Родина»; «Выхожу один я на дорогу»; «Сон».
(Надо собрать строки этого стихотворения в единое произведение). Чтение стихотворения.
Это стихотворение написано в трудный для поэта период: дуэль, вторая ссылка на Кавказ. После некоторого срока прохождения воинской службы, Лермонтов был оставлен военным врачом в Пятигорске для лечения. И вот когда дни поэта были уже сочтены, когда его терзали роковые предчувствия, и он как будто предвидел приближающую к нему смерть, он пишет несколько последних стихотворений. Таким, например, было и произведение «Сон». Оно написано в 1841 году.
Оно не описывает биографических событий из жизни Лермонтова, а рассказывает о его настроениях на языке поэтических образов. Это как будто взгляд автора в свою собственную судьбу. Но с уверенностью можно сказать, что основной идеей произведения стала главная мечта автора - обретение душевной гармонии и истинной любви.
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я…
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины…
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж южных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена…
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.

• В каком городе находится дом, в котором жил последние месяцы поэт (Лермонтов)?
Ответ: Пятигорск; Кисловодск; Минеральные воды

• В каких художественных произведениях встречаются описания дуэлей?
Ответ: А. И. Куприн «Поединок»; А. С. Пушкин «Выстрел» («Повести Белкина»); М.Е. Салтыков- Щедрин «Господа Головлевы»; Ф.М. Достоевский «Идиот»;  М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»; А. С. Пушкин «Евгений Онегин»; Л. Н. Толстой «Война и мир»; И. С. Тургенев «Отцы и дети»; А.П. Чехов «Дуэль».

Назад

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.