МОСИН К. И. СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЫ ПОСЁЛКА «УРАЛЕЦ»
В начале 30-х годов прошлого века наиболее трудолюбивые и зажиточные крестьяне подверглись преследованию и материальному разорению.
Безвинных людей лишали политических прав, раскулачивали и ссылали на так называемые спецпереселения под надзор НКВД.
Часть раскулаченных крестьян Пермской области, весной 1931 года, была привезена в Висимский район Свердловской области. Первоначально их расселили по всему району на жительство в разных пустующих, непригодных для жилья зданиях, дражных бараках, складских помещениях, в заброшенных домах. Там наскоро делались двухъярусные нары, грубо сколоченные столы и скамейки. Семьи отгородились друг от друга каким-либо пологом, старым одеялом или половиками.
Большинство мужчин и незамужних женщин направили на строительство поселка, названного в честь Белой горы – «Белогорским», у подножья которой он и строился.
Дома строились и заселялись быстро, несмотря на то, что стены были еще сырыми, пол просто набросан, часто под ним стояла вода. Одна из бывших выселенок рассказывала: «Пришел комендант и сказал, чтобы полы быстрее стелили сами, а то дети утопнут или замерзнут».
Дома строились все одинаковые, как две капли воды похожие друг на друга, размером 6x6 метров, рассчитанные на две семьи. Посередине разделены дощатой перегородкой, на выходе общая кухня, в центре русская печь, по бокам два камина. Семьи были большие, 5-6 человек и больше, так что на одного жителя жилой площади приходилось не более 2-3 метров.
На родине, в деревнях, откуда прибыли переселенцы, тоже жили не в хоромах, так что на тесноту особого внимания не обращали. Было хуже другое, в 1932 - 1933 годах в стране разразился неурожай и голод. В деревнях и рабочих поселках люди умирали целыми семьями. Выселенцы к тому времени не успели еще разработать огороды и завести какую-нибудь скотину. На хлеб, муку и другие продукты были установлены строгие нормы. Хозяйки, при выпечке хлеба, в муку подмешивали молотую кору деревьев и даже мелкие опилки осины, чтобы хлеба получалось больше, но это был двойной обман себя самих. Умирало много, особенно старики и дети.
В поселке собрались разные по характеру и поведению люди, но, в основном, это был трудолюбивый, честный и добросовестный народ, В первое время их объединяла главная задача - как выжить? Первое и самое надежное решение - это обеспечить себя овощами. Все приступили к разработке огородов. Почва каменистая, вдоль грядок росли гребни камней. Второе, на что сразу обратили внимание - это лес. Поняли, что он не только может обогреть зимой, но и прокормить. Летом и осенью в туесках и корзинах понесли ягоды и грибы. Сахар был дорогой, поэтому дары природы сушили и солили. Наконец, стали заводить скотину. Сначала коз, позднее коров. Купить было дорого, некоторые с разрешения коменданта поехали на родину и оттуда, кто как мог, везли или вели скот сюда. Семен Васильевич Возжаев пешком, за 400 км, привел из деревни Хорьки Пермской области корову. Гнал ее 28 суток. Федор Егорович Колобов, из Ильинского района привез попутным транспортом суягную козу, которая уже мало давала молока, поэтому хозяйка наливала его в блюдце, а дети макали в него кусочком хлеба и ели. Позднее на две семьи купили одну корову.
Постепенно жизнь налаживалась. Главным для всех стала работа на производстве. На прииск требовались рабочие разных специальностей и спецпереселенцы охотно стали осваивать профессии слесарей, станочников, плотников, трактористов и другие. Дети пошли в школу, а молодежь по вечерам в клуб. В домах появилось электрическое освещение, и жизнь не стала уж казаться такой безысходной. Поселок постепенно оживал. Жители стали обеспечивать себя овощами, почти в каждом доме появилась коза или корова. Дети после окончания школы-семилетки на Красном Урале (Уральце), поступали в техникумы и даже в институты. Реабилитировали переселенцев после войны, в 1947 году. Все получили паспорта и полную свободу, многие уехали в родные края, но неизвестно ни одного случая, чтобы кто-нибудь вернулся в родную деревню и вступил в колхоз.
С ликвидацией прииска в 1953 году остальное население разъехалось кто куда, поселок опустел. Сейчас там живут в основном дачники из Нижнего Тагила.
Очень часто дети организуют встречи всех жителей поселка. На фотографии изображена одна из таких встреч - дружное веселое застолье. Организатором их стала Новикова Н. А. и писатель-краевед, бывший житель Мосин К. И. Теперь это стало традицией: собираться один раз в 5 лет.
Безвинных людей лишали политических прав, раскулачивали и ссылали на так называемые спецпереселения под надзор НКВД.
Часть раскулаченных крестьян Пермской области, весной 1931 года, была привезена в Висимский район Свердловской области. Первоначально их расселили по всему району на жительство в разных пустующих, непригодных для жилья зданиях, дражных бараках, складских помещениях, в заброшенных домах. Там наскоро делались двухъярусные нары, грубо сколоченные столы и скамейки. Семьи отгородились друг от друга каким-либо пологом, старым одеялом или половиками.
Большинство мужчин и незамужних женщин направили на строительство поселка, названного в честь Белой горы – «Белогорским», у подножья которой он и строился.
Дома строились и заселялись быстро, несмотря на то, что стены были еще сырыми, пол просто набросан, часто под ним стояла вода. Одна из бывших выселенок рассказывала: «Пришел комендант и сказал, чтобы полы быстрее стелили сами, а то дети утопнут или замерзнут».
Дома строились все одинаковые, как две капли воды похожие друг на друга, размером 6x6 метров, рассчитанные на две семьи. Посередине разделены дощатой перегородкой, на выходе общая кухня, в центре русская печь, по бокам два камина. Семьи были большие, 5-6 человек и больше, так что на одного жителя жилой площади приходилось не более 2-3 метров.
На родине, в деревнях, откуда прибыли переселенцы, тоже жили не в хоромах, так что на тесноту особого внимания не обращали. Было хуже другое, в 1932 - 1933 годах в стране разразился неурожай и голод. В деревнях и рабочих поселках люди умирали целыми семьями. Выселенцы к тому времени не успели еще разработать огороды и завести какую-нибудь скотину. На хлеб, муку и другие продукты были установлены строгие нормы. Хозяйки, при выпечке хлеба, в муку подмешивали молотую кору деревьев и даже мелкие опилки осины, чтобы хлеба получалось больше, но это был двойной обман себя самих. Умирало много, особенно старики и дети.
В поселке собрались разные по характеру и поведению люди, но, в основном, это был трудолюбивый, честный и добросовестный народ, В первое время их объединяла главная задача - как выжить? Первое и самое надежное решение - это обеспечить себя овощами. Все приступили к разработке огородов. Почва каменистая, вдоль грядок росли гребни камней. Второе, на что сразу обратили внимание - это лес. Поняли, что он не только может обогреть зимой, но и прокормить. Летом и осенью в туесках и корзинах понесли ягоды и грибы. Сахар был дорогой, поэтому дары природы сушили и солили. Наконец, стали заводить скотину. Сначала коз, позднее коров. Купить было дорого, некоторые с разрешения коменданта поехали на родину и оттуда, кто как мог, везли или вели скот сюда. Семен Васильевич Возжаев пешком, за 400 км, привел из деревни Хорьки Пермской области корову. Гнал ее 28 суток. Федор Егорович Колобов, из Ильинского района привез попутным транспортом суягную козу, которая уже мало давала молока, поэтому хозяйка наливала его в блюдце, а дети макали в него кусочком хлеба и ели. Позднее на две семьи купили одну корову.
Постепенно жизнь налаживалась. Главным для всех стала работа на производстве. На прииск требовались рабочие разных специальностей и спецпереселенцы охотно стали осваивать профессии слесарей, станочников, плотников, трактористов и другие. Дети пошли в школу, а молодежь по вечерам в клуб. В домах появилось электрическое освещение, и жизнь не стала уж казаться такой безысходной. Поселок постепенно оживал. Жители стали обеспечивать себя овощами, почти в каждом доме появилась коза или корова. Дети после окончания школы-семилетки на Красном Урале (Уральце), поступали в техникумы и даже в институты. Реабилитировали переселенцев после войны, в 1947 году. Все получили паспорта и полную свободу, многие уехали в родные края, но неизвестно ни одного случая, чтобы кто-нибудь вернулся в родную деревню и вступил в колхоз.
С ликвидацией прииска в 1953 году остальное население разъехалось кто куда, поселок опустел. Сейчас там живут в основном дачники из Нижнего Тагила.
Очень часто дети организуют встречи всех жителей поселка. На фотографии изображена одна из таких встреч - дружное веселое застолье. Организатором их стала Новикова Н. А. и писатель-краевед, бывший житель Мосин К. И. Теперь это стало традицией: собираться один раз в 5 лет.