Обзор книги «Русские богатыри. Лучшие былины русского народа» 12+
Уважаемые посетители!
Предлагаем продолжить знакомство с интересными изданиями из фондов МБУК «ЦГБ»
в цикле «Книга открывает тайны, или Рассказы библиографа».
В очередном обзоре представляем вашему вниманию книгу «Русские богатыри. Лучшие былины русского народа».
Она вышла в московском издательстве «Олма Медиа Групп» в 2015 году в серии «Классика в иллюстрациях». Текст представлен по первоисточнику конца XIX века.
Есть такое выражение: «Былины – былая судьба народа». Былины – это исторические памятники: предания, сказания, летописи, – это те остатки прошлого времени, по которым мы знакомимся с историей своего народа, его судьбой. Они рисуют народ в его раннем возрасте, дают нам представление о том, каким он был в далёкие-далёкие времена. Наша русская жизнь сложилась ещё сравнительно недавно: в истории всего человечества тысячелетие всё равно, что год. Но и мы богаты памятниками народной жизни, и у нас, как и у других народов, есть древняя устная и письменная словесность. И с частичкой этого народного богатства мы предлагаем вам познакомиться, полистав книгу «Русские богатыри». |
Кто же такие богатыри? Богатыри – это герои былин и сказаний, отличающиеся большой силой и совершающие подвиги религиозного и патриотического характера. Они стояли на страже древней Руси, на границах государства. Богатыри обладали общими для них свойствами: силой и молодостью. Некоторые сюжеты, связанные с богатырями, восходят к историческим событиям.
Долгое время, пока не появилось книгопечатание, былины (а их раньше называли старины, с ударением на первый слог) передавались в устной форме.
В сборник вошли лучшие былины о могучих богатырях, которые предстают перед читателями в древних сказаниях, прославляющих силу, мужество, верность долгу и родной земле.
В книге несколько разделов: «Старшие богатыри». «Младшие богатыри», «Заезжие богатыри», «Новгородские богатыри и бытовые былины», «Как на Руси богатыри перевелись», «Богатыри с точки зрения истории и науки».
|
А знакомы ли вам такие богатыри как Ставр Годинович, Чурило Пленкович, Сухмантий Одихмантьевич, Микула Селянинович, Соловей Будимирович, Дюк Степанович.
В начале повествования о богатырях перед читателями предстаёт народ-младенец, народ, только что начинающий развиваться. Пока в нём преобладает грубая сила, она борется, побеждает, хвалится своими победами и олицетворяет силы природы, с которыми ему приходится сталкиваться. Этот народ стремится одолеть всё враждебное, поклоняется всему благоприятному.
Первый раздел книги называется «Старшие богатыри». Здесь читатели познакомятся с былинами – «Вольга Буслаевич», «Микула Селянинович», «Святогор», «Михайло Потык».
|
Богатырь Святогор – могучий воин – один из самых древних героев русского фольклора. В былинах он символизировал языческую силу, которая оказалась не нужной с наступлением христианства. Святогор вынужден жить на территории Святых гор, так как сама земля не может выдержать его могучей силы. Исследователи считают, что прототипом Святых гор были вершины Кавказа, а жили там кочевники–печенеги. Потом их вытеснили половцы. Считается, что в былинах богатырь Святогор олицетворял собой некогда могущественный народ, вынужденный навсегда покинуть родные земли.
Богатырь-земледелец Микула Селянинович, которому физическая сила служит только средством самозащиты, помогает управиться с природою и направить её в свою пользу, потому что он умеет хорошо понимать язык птиц, рыб и зверей. Он олицетворяет крестьянскую силу.
|
Наконец оседлая жизнь с её требованиями приводит народ к жизни общественной, к установившимися законами. Физическая сила не только применяется как средство самозащиты в борьбе с окружающим миром, но служит и помощью ближнему. Ею управляет сила нравственная, сила разума, который освещает поступки и желания.
Появляются богатыри, стоящие за общественные нужды, которые используют свою силу, унаследованную от старших богатырей, на служение общим интересам людей. Если они и убивают, как, например, Илья Муромец – в битве с татарами, с Идолищем и с Соловьём-разбойником, то делают это по необходимости, убивают грабителей и разорителей.
Если они и увлекаются порывами гнева как Добрыня, то достаточно разумного слова и напоминания о долге, и они умеют сдерживать себя: «Не убей брата меньшего!» напоминает Добрыне Илья Муромец, и у того руки опускаются. Они не могут ослушаться заповедей, в которых сказано, что старший брат слушает во всём младшего.
Во втором разделе «Младшие богатыри» читатели познакомятся с Сухмантием Одихмантьевичем, Дунаем Ивановичем, Алёшей Поповичем, Добрыней Никитичем, Иваном Игнатьевичем. Это могучие герои киевского былинного цикла.
|
Если о таких богатырях как Алёша Попович и Добрыня Никитич современники знают, или слышали о них, то очень мало или совсем не знают о Сухмантии Одихмантьевиче, Дунае Ивановиче, Иване Игнатьевиче. Все они – древнерусские богатыри, герои киевского былинного цикла.
Дунай Иванович – один из популярных богатырей в русских былинах. Однако, в отличие от трёх главных былинных героев (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича) – персонаж трагический. Подробнее об этих и других богатырях читатели могут узнать из книги.
|
|
Одно время считалось, что Илья Муромец – выдуманный персонаж. Но исследования учёных позволили сделать вывод о том, что у этого богатыря был реальный прототип, живший в XII столетии. В нашей стране о Муромце снято несколько мультипликационных и художественных фильмов. Есть и компьютерная игра о нём. Его образ представлен также в живописи и в музыке.
|
Вот краткое содержание былины «Три поездочки и смерть Ильи Муромца». В ней речь идёт о трёх поездках богатыря и трёх подвигах, которые он совершил.
Это единственная былина, в которой встречается описание внешнего вида богатыря, когда месяц осветил его воинское снаряжение и его самого. Богатырь с могучими плечами, хотя он уже не молодой, а умудрённый опытом воин. Илья богато одет, на нём дорогой шлем, у него и конь дорогой, в гриву которого вплетены яхонты (драгоценные камни): «Заблистал в сорок тысяч шлем…», «Засияли камни-яхонты».
В былинах часто говорится о «старом казаке» Илье Муромце, однако, в данном случае слово старый не значит «обременённый годами», а имеется в виду – возмужалый и опытный в военном деле.
Он оказывается на распутье, перед ним три дороги, и он должен выбрать, по какой из них продолжить путь. В итоге он сначала идёт по дороге, где ждёт его смерть. На ней он сражается и побеждает разбойников.
|
В былинах Илья Муромец всегда предстаёт как образец отваги, который обладает невероятной проницательностью и силой. А знаете ли вы, что Илья Муромец – герой не только древнерусских былин? Например, этот богатырь встречается в германских поэмах XIII века. В германском эпосе Илья служит князю и очень тоскует по своей родной земле.
Один из не менее интересных разделов книги называется «Заезжие богатыри». Кто такие заезжие богатыри, и что мы о них знаем?
«Заезжие богатыри» – это богатырский эпос киевского цикла. В XII веке на Руси начался период феодальной раздробленности. И к этому времени некоторые отдельные княжества стали богаче столицы Руси – Киева. Это отразилось и в былинах. Появились предания о «заезжих» богатырях, жителях Галиции, Волынца, Корелы, Новгорода или просто «далёких царств».
|
К «заезжим» богатырям относятся Дюк Степанович, Чурило Пленкович, Ставр Годинович, Соловей Будимирович.
Вот, например, Чурило Пленкович. В былинах он представлен как типичный щёголь-красавец «с лицом, будто белый снег, очами как у ясного сокола, а бровями как у чёрного соболя». А ещё как бабский (женский) угодник и заезжий Дон-Жуан. У него была более мощная дружина (войско), чем у самого князя киевского Владимира.
Или богатырь Дюк Степанович, которому богатую одежду ежедневно приносил его конь из Индии. У читателей может возникнуть вопрос: «Причём здесь Индия?». А притом, что Дюк Степанович, согласно сказаниям, был родом из Индии. В былинах описано не только его щегольство, но и необыкновенное богатство его дома.
Однажды киевский князь Владимир решил проверить, насколько богат Дюк Степанович и послал в его земли своих людей. Выяснилось, что все сокровища богатыря невозможно описать. Чтобы купить бумагу и чернила для их описи, пришлось бы продать Киев и другие города Руси.
Ставр Годинович – былинный персонаж, более известный как черниговский боярин. В былинах он играет роль чисто страдательную. А действительным героем повествований является его жена Василиса Микулишна (старшая дочь былинного богатыря Микулы Селяниновича). Когда Ставр попадает в немилость, а затем в темницу князя Владимира Красное Солнышко за хвастовство своими богатствами, красавицей и умницей женой, то она жертвует своими прекрасными косами. Умная девушка обрезает их, переодевается в татарское платье и под видом посла из Золотой Орды отправляется в Киев выручать хвастливого мужа. Благодаря своей смекалке и прочим уловкам Василиса Микулишна сумела освободить Ставра из погребов тюремных.
Соловей Будимирович также герой известной русской былины. В былине из книги «Русские богатыри» рассказывается о том, как богатый гость из заморских стран Соловей Будимирович приезжает в стольный град Киев к князю Владимиру Красное Солнышко. Он просит князя отдать ему в жёны племянницу Владимира Забаву Путятичну.
|
|
С новгородской бытовой жизнью знакомят читателей две былины этого раздела книги: «Садко богатый гость» и «Василий Буслаевич». Перед читателями предстаёт жизнь большого торгового города, жизнь свободная, широкая, своеобразная.
|
В отличие от былин киевского цикла и былин общерусских, где время было условное, как и враги, которых побеждали богатыри, в новгородских былинах очень точно и подробно описан быт на Руси XII–XV веков.
Самыми известными новгородскими былинными персонажами считаются Садко и Василий Буслаевич, они упоминаются в летописях.
Садко – это один из наиболее известных персонажей былин. В книге «Русские богатыри» представлена былина – «Садко богатый гость». В ней рассказывается о том, как он побывал в гостях у Морского царя и сумел вернуться домой целым и невредимым.
В данном случае слово гость означает – купец, торговец. Его происхождение не вполне ясное.Предполагается, что он выходец из низших слоёв. В некоторых былинах Садко в самом начале предстаёт как профессиональный гусляр. Играет на гуслях и поёт. Потом с помощью ума, смекалки, хитрости и немного везения к нему приходит успех, и он становится одним из самых богатых людей Новгорода.
В отличие от былинных богатырей киевского цикла, Садко не совершал подвигов и не защищал русскую землю. Он прославился как торговый человек, отличался щедростью, умением расставаться с нажитым добром, честностью и незаурядными музыкальными способностями. Садко был удачлив, умел оказаться в нужное время и в нужном месте.
Однако из былин можно узнать о его слабых чертах характера – это хвастовство и азартная натура, которые чуть было не стоили ему жизни.
Ещё один из новгородских богатырей Василий Буслаев (или Буслаевич) – коренной житель Древнего Новгорода был богатырского сложения, силы немереной: «Некуда девать Василию силушки, одолела молодца удаль богатырская, в жилах кровь молодецкая ключом кипит, в глазах свет застилает, руки чешутся, ноги с места несут, стоять не дают». Так описывают героя в былинах, сложенных в XII веке.
Одна из былин раздела книги о новгородских богатырях называется «Аникавоин». Как и другие богатыри Аника воин описан как очень сильный и могучий человек. Его имя происходит от греческого слова «аникетос», что буквально переводится как «непобедимый». В то же время в былинах об этом богатыре описаны и дурные качества его характера – хвастовство и даже трусость. Аника постоянно рассказывает о своих подвигах. Однако известно, что не всегда он добивался славы в битвах, а порой и нападал на беззащитных и слабых, грабил города, разорял церкви, сжигал иконы и убивал священников.
Последняя из былин этого раздела «Горюшко серое и Упава молодец». Она впервые была опубликована в 19 веке и сначала называлась «Горюшко». Единственный сын родителей Упава жил с батюшкой и матушкой, был красавец молодец. И захотелось ему погулять на чужой дальней сторонушке, на людей посмотреть и себя показать. Перед тем, как уйти из родного дома, родители благословили сына и дали ему наказ, чтобы не заходил он в питейные заведения и не пил зелена вина. Не послушался сын наказа родительского и в одном из кабаков на чужой стороне повстречался с Горюшком. И стало Горюшко молодца учить, как ему дальше жить. Много советов надавало Горюшко Упаве, только все они привели молодца к смерти.
|
|
Из неё читатели узнают, что богатыри перевелись потому, что вздумали спорить с небесною силою–высшей силой, с которою не совладать силе физической, составляет уже переход к исторической эпохе.
|
|
Например, богатырём не считается ни князь Владимир «Красное Солнышко», ни такие чудовищные существа, как Идолище поганое и Жидовин. Текст этой главы составлен по материалам, взятым из Энциклопедического словаря Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона 1890-1907 годов издания.
|
В реальной истории государства основу войска Древней Руси составляли дружинники – храбрые витязи и богатыри – военная элита русских земель и княжеств, тяжело вооружённые конники и пехотинцы. Дружина – это княжеское войско, и она была таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь.
Большая часть богатырей группировалась около князя Владимира в Киеве. С личностью Владимира в памяти народа связано воспоминание о ласковом и добром князе. Понятие о нём смешивается с древним понятием о боге солнца, тоже добром и ласковом. Оттого князя Владимира и называют Красным Солнышком.
Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка в княжестве, так и для обороны от внешних врагов.
Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою. А также они были советниками князя и могли использоваться для решения административно-экономических задач – как судьи, управленцы, сборщики податей, послы и т. д.
Дружина помогала князю, поднимала значение князя в глазах народа. А для народа князь, который сумел сгруппировать вокруг себя наибольшее количество храбрых и искусных воинов, является наиболее надёжным защитником своего княжества. И это имело громадное значение в эпоху постоянной напряжённой борьбы с чужеземцами. Поэтому и князья, в свою очередь, ценили свою дружину, берегли её и всегда щедро одаривали дружинников.
В книге «Русские богатыри» параллельно основному тексту на полях некоторых страниц идёт рассказ об устройстве древнерусского государства. Читатели могут познакомиться с бытовым укладом русичей, с постройками того времени, которые в основном были деревянными. И дворцы Великих Князей тоже были деревянными, хотя в летописях и упоминается о каменных хоромах княгини Ольги в Xвеке.
Рассказывается в книге и о внутреннем убранстве московских дворцов в XVвеке, и как было развито в древней Руси знахарское дело (они заменяли больным людям врачей).
Из обычаев того времени: сильные попойки до того были распространены в старину, что считалось неприличным отпустить гостей, не напоив их допьяна. Невесту в древние времена на Руси было принято похищать, что тогда называлось умычкой. Женихи покупали себе жён. А заневестой принято было давать приданое.
Музыку в старину заменяло пение. Кроме простых обыкновенных песен, пели песни церковные. Из числа древних инструментов были такие – гудок, гусли, балалайка, волынка, свирель, дудка, рожок, а ещё на свадьбах простых людей били в тазы и сковороды.
Самым щёгольским нарядом наших предков был кафтан. Кафтаны были летние и зимние: летние кафтаны шили из атласа и шёлка, а зимние кафтаны подбивали мехом. И такой кафтан назывался кожухом.
Эту и много другой интересной и познавательной информации можно найти на страницах этой книги.
Знакомясь с былинами и легендами о богатырях нельзя не упомянуть об оружии, которым они сражались, и доспехах, которые их защищали.
Книга «Русские богатыри» вышла в серии «Классика в иллюстрациях». На её страницах читателям предоставлена уникальная возможность не только увидеть богатырские доспехи и познакомиться с их подробным описанием, но и узнать их старинные названия.
К доспехам богатырей и воинов относятся: наличие и тул (колчан для стрел); старинные бахтерцы (дощатые латы), древнерусские конные наколенники; кольчуги, тростниковые и булатные щиты, кинжалы, мечи и сабли.
А ещё мисюрки (тип шлема с кольчужной бармицей), шлемы и шишаки, которые носили русские воины, а также булавы русских князей и царей.Представлены иллюстрации с изображением знамён русского воинства прошлых веков.
Книга красочно оформлена произведениями живописи русских художников.Это шедевры отечественной живописи 18-го и 19-го веков.Читатели увидят произведения Виктора и Аполлинария Васнецовых, Ивана Билибина, Михаила Врубеля, Константина Маковского, Андрея Рябушкина, Андрея и Сергея Ивановых, Алексея Максимова, Клавдия Лебедева, Генриха Семирадского
Богатыри отличаются от вымышленных героев сказок. Некоторые из богатырей – это реальные герои, которые жили на Руси много веков назад. Народ сложил о них былины и легенды– удивительные песни-сказания, которые передавались из уст в уста, от поколения к поколению.
Богатырей в народе с незапамятных времён называли защитниками родной земли. Знакомясь с былинами, современные люди в первую очередь должны видеть в них олицетворение целой эпохи народной жизни, черты народного творчества, которые уцелели и дошли до нас в том виде, какими их создал народ.
Жизнь, подвиги, дружба, битвы и походы… История и легенды сплелись во всех повествованиях о героических событиях и доблести богатырей в Древней Руси. Книга «Русские богатыри. Лучшие былины русского народа» даёт читателям возможность познакомиться с известными, малоизвестными и неизвестными богатырями.
Через былины о богатырях мы видим, что народ любил и что он ненавидел, видим и сам народ с его хорошими и плохими качествами. Они рассказывают нам, как надо служить Родине, защищать её, как воспитывать в себе выносливость и храбрость. Из былин мы узнаём о подвигах воинов, о верности воинскому долгу, о стремлении народа ко всему незаурядному, исключительному и красочному.
Хочется надеяться, что книга «Русские богатыри. Лучшие былины русского народа» привлечёт внимание читателей. Поможет больше узнать о том, как строилось древнерусское государство, какими были устройство и быт городов, и наш народ в ранний период своего существования.
Подготовил библиограф справочно-библиографического отдела
Центральной городской библиотеки Стаканчикова О. А.