«Домострой»
Уважаемые посетители! Предлагаем продолжить знакомство с интересными изданиями из фондов МБУК «ЦГБ»
в цикле «Книга открывает тайны, или Рассказы библиографа».
В очередном обзоре представляем вашему вниманию книгу «Домострой», которая вышла в московском издательстве «Олма Медиа Групп» в 2012 году в серии «Классика в иллюстрациях». Перевод книги выполнен по списку (то есть по тексту) Общества истории и древностей российских, составленному в XVI веке. Список хранится в фондах Российской Государственной библиотеки.
|
«Домострой» – это памятник русской письменности XVI века, энциклопедия семейной жизни, домашних обычаев, традиций русского хозяйствования. Это уникальный сборник житейских советов и рекомендаций, направленных на достижение праведности, укрепление семьи, здоровья, рациональное ведение домашнего хозяйства, создание и поддержание изобилия в доме, который создавался в Древнем Новгороде на протяжении XV века.
«Домострой» был широко распространён и известен в Древней Руси как общедоступное руководство к «правильному устроению жизни». Это бесценный источник истории русского языка и русской жизни XV – XVI веков. И, безусловно, он заслуживает быть представленным широкому кругу людей. |
Точный перевод слова домострой с греческого языка означает «домашние дела, заведование хозяйством» от глагола – «заведовать, управлять». В греческом языке слово ойкос – это дом, а слово номос – это закон, отсюда слово экономика, то есть домоводство или домостроительство. И, таким образом, Домострой по сути – это экономика, экономия средневекового быта во всей его сложности и противоречивости.
В Средние века текст составлялся долго, обрастал деталями и подробностями, становился понятным путём постоянного обновления устаревших слов. В эти времена не было точного авторства, и всякий, кто хорошо умел владеть словом и речью, становился его автором. Главным было понять слово, оценить его и точно использовать.
Домострой как регламент семейной, хозяйственной и религиозной жизни складывался именно так, и авторов у него было много. Особенно в одном из первых рукописных текстов, который сложился в древнем Новгороде в конце XV века. Он был популярен в домах новгородской знати. В его основу легли старинные сборники подобных поучений, например, «Измарагд» (по-гречески – это «изумруд») – древнерусский сборник поучений, «Златоуст», «Поучение от отцов духовных», «Книга учения христианского». Постепенно свод этих правил и законов обогащался новыми рекомендациями и советами, а со временем в него вошли правила семейной жизни.
Пополнялся Домострой и текстами из западноевропейских источников, например. «Парижский хозяин» – французское средневековое руководство по ведению домашнего хозяйства. Много переводов было сделано именно в Новгороде с латинского, немецкого и польского языков. Однако, было много и оригинального новгородского текста.
|
В начале XVI века при царствовании Ивана Грозного московский церковный деятель, духовник и сподвижник царя протопоп Сильвестр (настоятель Благовещенского собора Московского Кремля), выходец из богатых купцов Великого Новгорода перенёс Домострой в Москву, приспособив его для нужд московской жизни. Он сделал текст более сжатым, по-купечески деловым, основанный на опыте собственной жизни. Для создания полного свода правил он использовал уже существующие произведения, как русского происхождения, так и европейского. Именно в его редакции «Домострой» получил широкое распространение в России с середины XVI века и использовался как практическое руководство семейной жизни в течение почти 200 лет. |
Сильвестр собрал все тексты воедино. И новую книгу Домострой поделил на три части. В первой говорилось о том, как молиться и вести себя в церкви, во второй – как чтить царя, в третьей – как жить в семье и вести хозяйство.
«Домострой» читали князья и бояре, купцы и небогатые грамотные горожане. Ведь в основе поучений этой книги лежали христианские ценности, а именно – помогать нуждающимся, больным и голодным, не хвастаться своими добрыми поступками перед другими и уметь прощать обиды.
Предлагаем вам познакомимся с этой замечательной книгой – одним из самых известных памятников древней русской письменности. Перевод с древнерусского языка этой книги сделан профессором Владимиром Колесовым.
В книге несколько разделов. В первом разделе «Этика экономики» вступительная статья доктора филологических наук В. В. Колесова, который обращается к читателям не поддаваться эмоции отрицания, присущей современному человеку: «Всё не так как у нас сейчас, и, значит, всё очень плохо».
|
Не надо забывать, пишет автор, что текст книги, составлялся постепенно, в его основе лежат высказывания тысячелетней давности, особенно заимствованные из Слов Иоанна Златоуста. Домострой XVI века стал одной из первых книг, посвящённых быту. Он выдержал множество переизданий, и даже три столетия спустя регламентировал жизнь старообрядцев, городских купцов и зажиточных крестьян.
Второй раздел книги самый объёмный, состоящий из 67 подразделов, называется «Домострой».
В первую очередь в него входит самый большой – религиозный подраздел, в котором рассказывается об отношении к Церкви и к царской власти, например, – Как всею душой Господа возлюбить и близкого своего, страх божий иметь и помнить о смертном часе; – Как причащаться тайнам божьим и веровать в воскресение из мёртвых и Страшного Суда ожидать и как прикасаться ко всякой святыне – Как почитать отцов своих духовных и повиноваться им во всём: отрывок из книги: «Приискать отца духовного доброго, боголюбивого, и благоразумного, рассудительного и твёрдого в вере, который подаст пример, а не потаковщика пьяницу, не сребролюбца, не гневливого…»; |
– Как людей посещать в страдании – в монастырях, в больницах и в темницах: отрывок из книги: «Подавай милостыню; что попросят; вглядись в беду и страдания и помогай, как сможешь тем, кто страдает в бедности и нужде; нищего не презирай, пригласи в свой дом, напои, накорми, согрей с любовью и с чистой совестью приветь; их молитвами получишь от Бога милости и грехов отпущение…»;
– Как царя или князя чтить и во всём им повиноваться, и правдой служить им во всём, в большом и в малом, а также больным и немощным – любому человеку, кто бы он ни был; и самому всё это обдумать;
– Как дом свой украсить святыми образами и в чистоте содержать жильё;
– Как мужу с женою и с домочадцами в доме своём молиться Богу;
– Как с домочадцами угощать благодарно приходящих в твой дом: отрывок из книги «Когда перед кем-то ставишь ты еду и питьё, или же перед тобой ставят их, хулить (ругать) не следует, но подобает дар божий – любую еду и питьё – похвалить и с благодарностью есть, тогда и Бог придаст пище благоуханье и превратить её в сладость. А уж если еда и питьё никуда не годятся, накажи домочадцев, того, кто готовил, чтоб наперёд подобного не было…»;
– Как христианам врачеваться от болезней и от всяких страданий – и царям, и князьям, и всяких чинов людям. И священникам, и монахам, и всем христианам; отрывок из книги: «Если Бог нашлет на кого-то болезнь или какое страданье, врачеваться следует божией милостью да молитвою и слезами, постом, подаянием нищим да истовым покаянием, с благодарностью и прощением, с милосердием и нелицемерной любовью ко всем…»
– Как в церкви божии и в монастыри приходить с дарами…и так далее. Это только часть наставлений относительно отношения к Церкви.
В этом же разделе заслуживает внимания интересный материал «О волхвовании и колдунах», в котором есть наставления и правила о том, как поступать с теми, кто нарушает заповеди святых отцов. В толковании это звучит так: «Те, которые следуют пагубному колдовству, ходят к волхвам и колдунам или приглашают их в дом свой, желая узнать через них неизреченное нечто, будут на шесть лет лишены причастия, как и те, кто водит медведей или другого какого зверя на развлеченья толпе и для заработка, кто предсказывает судьбу и родословную по звездам и подобными речами вводит народ в заблуждение. Если же не исправятся они и после отлучения и языческого обмана не оставят, то из церкви – везде и всегда – пусть изгоняются. А тот, кто пошел на обучение вредной мудрости к волхвам, колдунам и чародеям пусть будет наказан как преднамеренный убийца…». |
Это только небольшая часть заповедей из религиозного раздела книги.
В следующем подразделе книги идут наставления, которые посвящены внутрисемейным отношениям. Наставления из этой части «Домостроя» долгие времена чтили как полезный свод правил, следуя которому люди обретали богатство, уважение и семейное счастье.
В средневековой Руси преобладали традиционные представления о семейных ценностях. Христианская модель брака подразумевала большую семью с множеством детей и патриархальным укладом жизни. Людей, которые оставались одинокими до зрелого возраста, считали неполноценными, а сознательный отказ от брака рассматривали как уклонение от воли Божьей. И даже осуждали тех, кто оставлял своих близких, чтобы уйти в монастырь.
|
На Руси принято было заключать браки по договорённости. Спутника жизни выбирали родственники, и часто речь о взаимной любви между будущими супругами не шла. Выбирать себе невесту самостоятельно и самостоятельно вести переговоры о будущей свадьбе могли только женихи в возрасте. Браки расторгали в редких случаях. Семья считалась ценностью, которую следовало оберегать всю жизнь. По Домострою семья представляла собой единый организм: муж – это добытчик, он работал и приносил в дом пропитание; жена вела домашнее хозяйство; дети беспрекословно подчинялись родителям, даже когда вырастали. Отношения между членами семьи были чётко обозначены. Это во многом снижало вероятность ссор и конфликтов, так как каждый знал своё место и обязанности. |
По правилам Домостроя жена должна была быть «чиста и послушна», выполнять свои обязанности – вести хозяйство и воспитывать детей. Ей предписывалось быть молчаливой, доброй, трудолюбивой, и во всех делах советоваться с мужем. При этом супруг как глава дома должен был учить и воспитывать не только детей, но и жену. В Домострое женщину называют «государыней дома». Главное её дело – «Богу и мужу угодить». Жена в доме следила за обучением детей, присматривала за работой слуг, контролировала пополнение запасов еды и распределяла обязанности между членами семьи. Все домочадцы, за исключением мужа, обязаны были повиноваться ей и помогать. В семье не поощрялось хозяйке быть праздной и подавать слугам плохой пример: всё свободное от забот по дому свободное время она должна была проводить за рукоделием. Даже бесцельный разговор считался грехом. |
Вот несколько интересных по содержанию глав из книги, касающихся мужа и жены: – Наказ мужу и жене, и детям, и слугам о том, как следует им жить: отрывок из книги – «Следует тебе самому, господин, жену и детей, и домочадцев учить не красть и не блудить, не лгать, не клеветать и не завидовать, не обижать и не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать и не бражничать (пьянствовать). Никого не высмеивать и не помнить зла, ни на кого не гневаться. К старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым…»; – Похвала мужьям: отрывок из книги: «Если подарит кому-то Бог жену хорошую – дороже это камня многоценного. Такой жены при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь. Жена добрая, молчаливая – венец своему мужу, если обрёл мужу такую жену хорошую – только благо выносит из дома своего; |
– Если муж сам не учит добру, то накажет его Бог, если же и сам творит добро, и жену и домочадцев тому учит – примет от Бога милость;
– Как мужу воспитывать свою жену в том, чтобы сумела и Богу угодить и к мужу своему приноровиться, чтобы могла дом свой лучше устроить и всякий домашний обиход и рукоделье всякое знать, и слуг учить и самой трудиться;
– О мастерицах хороших жёнах, о запасливости их и о том, что кроить, как сохранить остатки и обрезки;
– Как повседневно хозяйке дома надо приглядывать за слугами в домашнем обиходе и рукоделии, а самой ей – всё сохранять и приумножать;
– Как жене с мужем советоваться каждый день и обо всём спрашивать: и как в гости ходить и к себе приглашать, и с гостями о чём беседовать.
– Как хозяину дома делать припасы на год и товар закупать;
– Как жить человеку по средствам своим. И так далее.
Много внимания на страницах Домостроя уделено воспитанию детей. Домострой приписывал растить детей в строгости: дети должны быть «всегда успокоены, сыты и одеты, и в тёплом дому, и всегда в порядке». Обязанности по их воспитанию возлагались и на мать, и на отца. Следить за сыновьями и дочерями следовало, пока они не вступят в брак. Правила Домостроя включали несколько аспектов: «Учение «страху Божию», знанию, вежливости, ремеслу и рукоделию».
Дети с раннего возраста начинали помогать взрослым, труд был одной из главных христианских добродетелей. С семи-восьми лет матери учили дочерей шитью, а отцы сыновей – своему ремеслу, например, кузнечному или гончарному делу. Однако грамота, хотя и приветствовалась, считалась необязательной. Писать и читать ребёнка учили, если планировали отдать его на государственную службу или в духовники. Смех и баловство считали грехом, и родителям советовали даже не улыбаться во время игр с детьми. Также по Домострою предписывалось обучать детей приличному поведению, или «вежеству» (образованность, вежливость). В одной из глав книги даны советы, как держать себя детям в чужом доме: «В носу пальцем не ковырять, не кашлять, не сморкаться, вежливо стоять и по сторонам не оглядываться». Детям предписывалось лишнего не болтать и не подслушивать (так стремились защитить дом от сплетен и ссор с соседями). |
Ответственность за детей возлагалась на родителей. Считалось, если дети нагрешили по недосмотру родителей, то мать и отец будут держать ответ в день Страшного суда.
Однако и у детей были обязанности перед родителями. Воспитанные дети в старости должны были заботиться о родителях, когда те заболеют или «оскудеют умом». Родителей нельзя было ругать – иначе перед Богом будешь проклят. В книге написано так: «Кто бьёт отца или мать – тот отлучён будет от церкви и от святынь. И пусть умрёт он лютою смертью от гражданской казни. Потому сказано: «Отцовское проклятие иссушит, а материнское искоренит».
Одна из глав Домостроя посвящалась будущему браку дочерей.
Родителям советовали заранее собирать в приданое дочери одежду и утварь:
– Как воспитывать дочерей и с приданым замуж выдать: отрывок из книги: «Если дочь у кого родится, то благоразумный отец заранее позаботится о её приданном, и все годы, пока будет она расти, ей в особый сундук или в короб кладут и платье, и уборы, и мониста, и утварь церковную, и посуду медную и оловянную, и деревянную, добавляя всегда понемножку, каждый год, а не вдруг, себе не в убыток…»; Воспитанию детей в семье в Домострое рассказывают отдельные главы: – Как воспитывать своих детей в поучениях разных и в страхе божьем: отрывок из книги: «Если пошлёт Бог кому-то детей, то заботиться отцу и матери о чадах своих, обеспечить их и воспитать в доброй науке…» |
– Как детям почитать и беречь отца и мать и повиноваться им и утешать их во всём: отрывок из книги: «Любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всём, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите. И благо вам будет, и долголетними прибудете на земле…».
– Как детей учить и страхом спасать: отрывок из книги: «Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей».Один из самых печальных разделов книги посвящён телесным наказаниям детей, жены, слуг. Обычным средством воспитания были телесные наказания, хотя бить палками или розгами можно было только в крайних случаях. Телесные наказания имели место в Средневековье и были распространены не только на Руси. Насилие в семье в те времена расценивалось ещё и как способ «учить». Если дети, жена и слуги провинились и вразумить их словами не удаётся, Домострой советовал хозяину дома «плетью постегать, по вине-смотря» (то есть, учитывая степень вины провинившегося). |
Домострой рекомендовал телесные наказания детей, однако бить разрешалось только мальчиков: «…если жезлом накажешь его, не умрёт, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти…». Мальчиков наказывали, полагая, что так будущего воина готовят к военным тяготам и закаляют его характер.
Девочек за провинность полагалось лишь строго ругать: «Если дочь у тебя, и на неё направь свою строгость, тем сохранишь её от телесных бед…» – так предписывал Домострой.
Бить жену – это была хоть и допустимая, но крайняя мера. Наказание жены следовало «за великое и страшное ослушание». При этом нельзя было бить жену по важным частям тела, чтобы не сделать её калекой. Наказание не должно было привести к увечью жены. Домострой рекомендовал учить жену советом, любить и хвалить её. А если уж и пришлось «учить плетью», то делать это надо было наедине.
Интересно и то, что в Домострое чётко прописано о том, чего делать ни в коем случае было нельзя. «За любую вину ни по уху, ни по глазам не бить. Ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить. Бить палками или розгами Домострой советовал в крайних случаях, если беседы не подействовали».
Правила поведения Домостроя касались не только хозяина дома, его жены и детей, но и всех домочадцев, в том числе слуг и людей, которые жили на иждивении хозяев.
Есть в этом разделе «Домостроя» главы, в которых рассказывается о том, как положено хозяевам общаться с прислугой, как учить их вести хозяйство в доме, ухаживать за скотом, как наставлять их и заботиться о них. Слуг также следовало воспитывать и наказывать. Причём не только хозяину-супругу, но и его жене. Вот некоторые главы из книги: – Как слуг держать при себе и как о них заботиться; – Наказ господина ключнику, как готовить блюда постные и мясные и кормить семью в мясоед и в пост; – Кто без присмотра содержит слуг: отрывок из книги: «Каждому человеку следует слуг держать по доходу своему, столько, сколько можно их прокормить и одеть и во всём остальном удовлетворить их, да в страхе божьем и в поученье добром всех их держать»; |
– Как слуг наставлять, посылая их на люди с чем-то, и велеть им не болтать лишнего;
– Как повседневно хозяйке надо приглядывать за слугами в домашнем обиходе и рукоделии, а самой ей – всё сохранять и приумножать.
В книге даны советы о том, как похвалить слугу или служанку за хорошо исполненную работу. Или как проучить за неисполнение работы, за лень и нечистоплотность. Какие-то главы этого раздела рассказывают о том, как вести себя мужу, жене и другим членам семьи в гостях и как приглашать гостей к себе в дом, и о чём беседовать с гостями. А также – как сохранять порядок в доме и что делать, если придётся у людей чего попросить или людям своё одолжить.
Кроме религиозной, назидательной и поучительной частей, Домострой содержит важную информацию о социальном устройстве с множеством подробностей о быте и повседневной жизни боярского и купеческого сословия на Руси. Русская пословица гласит: «Дом вести – не лапти плести». Самый большой раздел книги – это подробные советы о том, как управлять хозяйством, чтобы добро наживать, а не в долги влезать.Интерес представляют главы книги, посвящённые быту и ведению домашнего хозяйства. Практические советы из Домостроя касались разных сфер жизни. |
Здесь можно было узнать о том, как вести себя в гостях, как делать впрок соленья и заготавливать провизию, как ухаживать за скотиной, ремонтировать сани и домашнюю утварь, как кроить платья из обрезков (что остатки ткани не пропадали даром), вести учёт содержимого погребов, варить пиво и делать пожертвования нуждающимся. Упоминается в тексте и этикет деловых отношений.
– Как закупать продукты и расплачиваться с лавочником; – Как устраивать двор или лавку, или амбары и деревеньку; – Как огородом и садом заниматься; – Как сохранить припасённый впрок всякий припас постный; – Как всё сохранять в погребе, на леднике и в сарае: отрывок из книги: «А в погребах, на ледниках и в кладовых хранить всю еду. А сколько всего в них поставлено – всё то было б сосчитано и перемерено… Да было бы то всё чисто, и покрыто, и не задохлось, не заплесневело, не протекло, не сгнило и не прокисло…» |
– Правила о всех овощах различных как их обрабатывать и готовить. И так далее.
Интересно познакомиться с последним подразделом этой главы, который называется «Свадебный чин».
Свадебный чин часто включали в тексты Домостроя. Он представляет собой руководство по правильному проведению свадьбы. В тексте XVI века отражены христианские и языческие традиции, которыми руководствовались молодожёны того времени. А ещё – Свадебные чины – это роли, распределяемы между гостями на свадьбе у восточных славян. Руководство Свадебный чин даёт чёткие указания организаторам свадьбы о том, как правильно устроить свадебное место для жениха и невесты, для гостей. Расписаны правила особенного поведения новобрачных и приглашённых, и «другой порядок свадьбы». Даны советы об оформлении помещения, где состоится свадебный пир, о том, как расставить столы, где и кого посадить, а также о том, какие правила должны соблюдать новобрачные, их дружки, родители, гости и даже слуги, кого и чем и в каком порядке угощать во время свадебного пира. |
А далее очень подробно расписано о том, как проводится сватовство, кому, когда и какие говорить речи, какие традиции соблюдать девушкам и юношам и как устроить свадьбу по свадебному чину.
И главное в Свадебном чине – это не только рекомендации и указания, а ещё и обучение всех тех, кто будет участвовать в подготовке и проведении церемоний до свадьбы, во время свадьбы и после свадьбы. А это и сами новобрачные, их родители, друзья и подруги, распорядители свадьбы, родственники и гости.
В книге есть подраздел «Свадебный пир краткий». А заканчивается «Свадебный чин» текстом «О свадебном распорядке». Здесь много интересных моментов, которые удивят и заинтересуют читателей. Оказывается, некоторые обычаи и традиции сохранились и дошли до наших времён.
Следующий раздел книги называется «Малый Домострой». Здесь представлено послание и наставление отца сыну – попа Сильвестра возлюбленному сыну Анфиму.
Ещё один раздел Домостроя носит название «Из лечебника» и представляет не меньший интерес для знакомства с ним. И вот что можно узнать из этого раздела. В XVI веке с западноевропейских языков на русский было переведено несколько врачебных и гигиенических текстов, которые постоянно пополнялись собственными «указами» и рецептами.
В России они бытовали под общим названием «Прохладный Вертоград», то есть аптекарский цветник, в соответствии с названием одного из латинских первоисточников – Hortus Amoenus; позже появилось собирательное название Лечебник.
Лечебник «Прохладный Вертоград» был переведён на русский язык с польского Симеоном Полоцким для дочери царя Алексея Михайловича царевны Софьи.
По этой книге проходили обучение в первой русской школе лекарей, учреждённой царём Алексеем Михайловичем. Ученики этой школы, окончив её, распространяли свои знания по всей Руси.
С течением времени Лечебник подвергался изменениям. Те части книги, которые его переписчикам казались устаревшими, отбрасывались и вносились более новые и актуальные лечебные сведения. До наших дней дошло около сотни экземпляров, большей частью рукописных.
Эта книга стала одним из самых популярных медицинских сочинений, так как все сведения в ней систематизированы.
Лечебник содержит сведения о лечении болезней всеми доступными для того времени методами и средствами. И благодаря ему современные люди могут получить представление о медицине XVI-XVII веков.
Если бы традиция переписывания Домостроя не пресеклась в XVI веке, не исключено, что отрывками из древнерусского Лечебника неминуемо пополнился и сам Домострой. Но на исходе XVI века закончился период Средневековья, и началось Новое время с его заботами и пристрастиями. Близость текстов Лечебника и Домостроя в том, что они одинаково подвержены средневековой вере в чудеса и существуют в символическом мире поверий.
В книгу, которую мы представляем, вошли несколько разделов из Лечебника «Прохладный Вертоград»: «О банном вхождении», «О хлебе ржаном», «О настойках из трав», «О животных», «О камнях драгоценных, ко многим делам пригодных, а также об их силе», «Об овсе» и «Сказал Моисей египтянину Александру, царю македонскому».
Большая часть «Вертограда» посвящена описанию целительных свойств различных продуктов питания и растений, минералов и других веществ. В книге рассказывается об их применении в гигиенических и врачебных целях. И все разделы заслуживают внимания.
Раздел «О банном вхождении» рассказывает о правилах поведения людей в бане. Вот несколько полезных советов для людей того времени: – «В баню ходим не стужи ради и холода. Тем, кто не трудится, и наедается всласть и с излишком пьёт вино или пиво, париться надо в сухом пару. Прочим же людям, работающим много и постоянно бывающим на жаре, до сильного пота – париться надо в бане с водой и пот смывать»; – «Каждому человеку полезно парить ноги тёплой водой, настоянной на ромашке, ибо это глазам и мозгу, и голове хорошо»; – «Голову парим лишь натощак. И не ходим в баню сразу после еды или выпивши. В бане же пить нельзя, тогда возникает в печени боль, да и после бани не сразу садимся есть и пить, пусть тело остынет»; |
– «Паримся же в среднем пару, а не в жарком, так как горячий пар не даст открыться всем порам тела, и станет пот между кожей и телом. Выйдя из бани, остужайся не сразу, так как станет нехорошо голове, костям и мозгу, возникнет судорога или грыжа»;
– «Умерено париться – телу радость. Некоторые любители париться начинают, когда ещё пища наполовину не переварена, отчего они сильно толстеют, и часто такое парение наводит на них болезни»;
– «Прежде чем в баню войти присядь или походи немножко. И пусть никто не пьёт в бане никаких напитков холодных, а после бани ни есть, ни перца, ни лука, ни чеснока, и ничего горячительного. Прилежно внимай совету, ибо иначе возникнет болезнь под названием «собачья ненасытимость»;
– «Банный пар от многого лечит, потому что пар размягчает нутро, отворяет поры и вредный пот, накопленный изгоняет. Но иногда и баня до болезней доводит, поскольку в ней силы телесные убавляются…».
Вот некоторые полезные советы, которые даёт македонскому царю Александру Моисей в разделе «Сказал Моисей египтянин Александру, царю македонскому»:
– «Александр, дам я тебе советы, и если исполнишь их – не нужны тебе будут врачи, разве что, в крайнем случае, ибо не должен лекарю излагать свои горести царь»;
– «Как только с постели поднимешься, немного походи, разомни свои члены безжалостно. Голову помой тёплой водой, расчеши волосы. После того окатись водою холодной. Это укрепит живот, и сохранятся желудок и внутреннее тепло, отчего и зрение улучшится, и душевная сила поднимется…».
Далее идут советы о чистке зубов древесной золой, о пользе прогулки на конях, которая укрепит шею, поможет размять мышцы и даже выбелит седину. А также советы о том, как правильно вдыхать благовонные запахи, учитывая времена года, что позволит развеселить сердце и кровь устремится в жилы.
– «Когда же возникнет желание пищу вкушать, размять и укрепить мышцы поможет борьба или езда на коне. Такие упражнения укрепят живот, устранят жар в желудке, всё лишнее из желудка вон изгонят и возбудят аппетит. И лишь после того принимай пищу, но хлеб при этом ешь лишь доспевший и пропечённый…»
– «Однако еду нужно прекращать, не дойдя до четверти сытости, ибо избыток пищи стесняет дыханье, желудок перегружается. А воды пить поменьше, да была бы вода та студёной»;
– «После еды походи немного тихонько и приляг на мягкое место на правом боку, да засни, а потом повернись на левый бок и тем заверши свой сон. Спать до еды – похудеешь, сон же после еды толстит…»;
– «Когда же настанет время и очень захочется есть – немедленно ешь, и если промедлишь – сильно потянет желудок, смешается пища и пропитает мозг вредоносными парами: потом хоть и станешь есть, да без радости, и желудку не в пользу».
В разделе «О хлебе ржаном» есть интересные сведения свойствах ржаного хлеба, а также о том, что его можно есть здоровым людям, он придаёт силы; а больным же людям есть следует пшеничный хлеб, он лучше и питательнее.
Здесь же рассказывается о том, что ржаной хлеб выпекают трёх видов, о способах его выпечки и его действии на организм человека. Например, хлеб, испечённый на вишнёвом соке нужно прикладывать к гнойникам на теле (чирьям). Примочка из такого хлеба размягчит и легко раскроет гнойник, и даст гною вытечь из него. Хлеб, испечённый с отрубями, быстро переваривается, и для человека малопитателен. А ржаной кисель следует пить при болезни и натощак.
Раздел «Об овсе» рассказывает о том, что овёс – это еда для скотины, а не для человека, но при нужде (например – голод) из него можно испечь хлеб. И хотя он совсем не питателен, силы человеку он придаст, но кровь от него не рождается.
Далее в этом разделе можно прочитать о целебных свойствах овса, о том, как лечить им нарывы и раны, а также, как из овсяной муки сделать косметические средства, от которых лицо станет и белым, и чистым.
Раздел «О настойках из трав» знакомит с рецептами по приготовлению настоек из петрушки, из сельдерея, из цвета шиповника.
Настойка из петрушки поможет удалить камни из пузыря и почек, и облегчит испусканье мочи, прекратит боли в печени.
Настойка из сельдерея любой глазной болезни помощница. Закапывать её надо по правилам. Этой же настойкой надо полоскать рот, она уберёт гнилой запах изо рта, укрепит дёсны и зубную боль исцелит. Настойка из цвета шиповника называется гуфиля; пить её нужно тем, кто обессилел, она укрепляет сердце и кровь обновляет. Кислое вино пить надо натощак. Подогретое оно поможет тем, кто тяжело дышит. Если кислое вино смешать с солью, то оно поможет тем, кто в ярости или от боли теряет сознание. Отрывок из Лечебника: «Если же кто на полный желудок пьёт вино кислое, то оно способствует гниению пищи, а если пьёт натощак – тогда оно вяжет нутро». |
Есть в этом разделе Лечебника интересная глава «О животных».
Казалось бы, какое отношение имеют собаки и коты к лечению человека? Вот что написано в книге об их способностях.
«О собаке»: всех животных собака превосходит тремя свойствами: первое – узнаёт, второе – любит, третье – служит. Собака, своим языком облизывая, лечит и чужие раны. Очень полезно такое лекарство с собачьего языка.
«О коте»: от укуса кота или кошки наступит болезнь вплоть до позеленения тела. Тогда приложить надо дольку лука и это больного исцелит. Коты боятся травы руты и горьких миндалин. Их надо класть туда, где они гадят. Кал котов и кошек смешать с горчицей и мазать этим раствором коросту – всё пройдёт и волосы нарастут.
И последняя глава этого раздела Лечебника «О камнях драгоценных, ко многим делам пригодных, а также об их силе».
В ней приведены рецепты прошлого времени, рассказывающие о свойствах, которыми обладают алмазы, изумруды, аметисты и даже камень-магнит. Отрывки из книги:
– У того, кто носит при себе алмаз, он отгоняет ночные сновидения. Стоит держать при себе алмаз и тем, кто страдает лунатизмом. Он же укажет на того, кто травил: «Отравитель к алмазу приблизится – и запотеет камень».
– Истолчённый изумруд, если положить в питьё, уймёт смертоносный яд, излечит прокажённых, а также поможет облегчить болезни печени и желудка.
– Аметист отгоняет пьянство и лихие мысли, помогает от бесплодия, гасит отраву, а воинов оберегает от недругов, приводя к победе.
– Камень-магнит, если принять его истолченным с вином в сахаре, выведет изнутри кровь густую с мокротами. Мужу поможет узнать о том, верна ему жена или нет. А тот, кто его носит, обретёт громкий голос и радость получит.
Единственное условие ко всем советам этого раздела книги – все снадобья надо правильно готовить, следуя чётким указаниям рецептов. Все они характеризуют уровень медицины того времени.
Последний раздел книги «Домострой» – это «Словарь устаревших слов». В него вошли все слова, которые присутствуют в этом издании, и которые употреблялись в прошлые времена.
Вот некоторые из них: Арака – пшеничная водка; бечет – драгоценный камень типа рубина; вечка – медная кастрюля; глезно – голень или лодыжка; дымье – пах; ельцы – разного вида фигурное печенье; камка – узорная шёлковая восточная ткань; колымага – закрытая повозка в виде шатра с кожаными шторами; кутук – угол; монисто – ожерелье из бус или монет, одевалось на шею; наузы – гадальные книги; потворные бабы – колдуньи; таган – железная подставка с ножками по кухонную посуду; усовники – лечебные книги; чумички – кухонные ковши с длинной ручкой; япанча – накидка или широкий плащ и так далее. В те времена, когда Домострой появился, его почитали, ведь он регулировал правила духовной жизни, семейно-бытовых отношений, а также взаимоотношения между людьми. |
До наших дней дошли десятки рукописных копий этого весьма объёмного сочинения. Домострой продолжали переписывать и в XVIII веке, когда Россия познакомилась с воспитательными методами Европы. Эту книгу считали душеполезной на протяжении более двух столетий, и она принесла Русской цивилизации немало добра.
Однако, не надо забывать, что в разные эпохи Домострой воспринимался обществом по-разному. Так в XIX веке Домострой стали обвинять в жестокости и необоснованной грубости. Его критиковали за мракобесие, пропаганду жестокого обращения с детьми, жёнами и слугами. А потом и вовсе позабыли о нём, иногда лишь упоминая самые нелицеприятные моменты. И даже некоторые православные священники и «христианские философы» негативно отзывались об этой книге, считая, что изложенные в ней нравственные принципы не соответствуют принципам христианским.
На самом деле «Домострой» – это не религиозная книга. Скорее – это хозяйственный сборник, который пытался охватить все основные стороны жизни людей своего времени. «Домострой» – книга вполне светская, к тому же написанная на живом, «простонародном» русском языке тех лет, хотя и смешанном с церковнославянскими элементами.
И по-видимому, именно поэтому «Домострой» пользовался относительно высоким спросом в русском обществе XVI – XVII веков.
Сегодня большая часть советов из книги уже не актуальна. Изменился мир и современное общество совершенно другое. Но для современных исследователей это обширный источник сведений о быте людей того времени, потому что из «Домостроя» мы узнаём, какой образ жизни вели наши предки, что именно они ели, как был устроен их быт, в какой одежде ходили и как её шили, какой посудой пользовались, в чём и как хранили домашнюю утварь, какие обычаи и правила соблюдали, как воспитывали детей и многое-многое другое. Поэтому, этот литературный памятник имеет неоценимое значение для русской истории.
Книга «Домострой» богато иллюстрирована произведениями живописи русских художников. Здесь работы таких художников как В. Суриков, П. Плешанов, М. Нестеров, С. Милорадович, В. Маковский, А. Васнецов, А. Венецианов, Б. Кустодиев, И. Шишкин и многих-многих других. А также миниатюры и произведения живописи неизвестных художников начала XVIII века. Благодаря этому читателям предоставлена возможность полнее погрузиться в атмосферу традиционного уклада Древней Руси.
В конце издания представлен полный список иллюстраций, включённых в книгу.
Список использованных источников:
Домострой / пер. с древнерус. и вступ. ст. В. В. Колесова. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 303 с. : цв. ил. – (Классика в иллюстрациях)
Домострой / Российская акад. наук; изд. подгот.: В. В. Колесов, В. В. Рождественская. – Санкт-Петербург : Наука, 2000. – 399 с., [12] л. ил.
Памятники литературы Древней Руси : Середина XVI века : [сборник текстов] / вступительная статья Д. С. Лихачева ; составление и общая редакция Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачева. – Москва : Художественная литература, 1985. – 625 с., [14] л. ил.
Пламенное слово : проза и поэзия Древней Руси / общая редакция и вступительная статья В. В. Кускова ; составление и примечания В. В. Кускова и С. С. Жемайтиса. – Москва : Московский рабочий, 1978. – 303 с.
Грачева И. В. «Стань передо мной – как лист перед травой...» : [традиции русского воспитания] // Природа и человек (Свет). – 2007. – № 1. – С. 66-68.
Домострой : протопопа Сильвестра / фото В. Ештокина // Фома. – 2016. – № 9. – С. 72-73 : ил., фот.
Локалов А. Дом построй – но не домострой : семейная жизнь наших предков дает богатую пищу для размышлений // Родина. – 2021. – № 7. – С. 41 : 2 фот.
Меньшиков В. Домострой как воплощение педагогического гения русского народа // Духовно-нравственное воспитание. – 2015. – № 2. – С. 16-34 : 2 рис.
Подготовила библиограф СБО МБУК «ЦГБ» Ольга Анатольевна Стаканчикова.