Владимир Лим. Пылающий 16+
Журнальный гид
Владимир Ильич Лим – прозаик, журналист, родился в 1948 году в посёлке Кировский Соболевского района Камчатской области. В 1966 году окончил школу № 7 в Петропавловске-Камчатском, затем Литературный институт. Работал в газетах «Камчатский комсомолец», «Камчатская правда», «Комсомольская правда». Автор книги «Горсть океана» (2016), «Цунами» (2022).
Владимир Лим. Пылающий : Роман // Дружба народов. – 2023. - № 9. – С. 7 – 117.
Обычно действие книг писателя разворачивается на Дальнем Востоке или Камчатке, в маленьких поселках. Но роман «Пылающий» посвящен современному Крыму. Сюжет наполнен мистикой, что придает обычной истории флер загадочности. Беременная журналистка расследует похищения женщин, в которых явно прослеживается украинский след. Все достаточно банально: ее вместе с группой других женщин берут в заложники и запирают в пещере, угрожая взорвать, при невыполнении требований террористов. Здесь и начинается мистическая линия сюжета: пещера, в которой происходят события, оказывается живой, и помогают найти выход видения еще не рожденного ребенка журналистки. Довольно много места Владимир Лим отводит философским рассуждениям о смысле жизни женщины после убийства не рожденного ребенка, о возможности получить прощение.
Предлагаем вашему вниманию отрывок из романа:
Стала чувствовать себя как-то странно, сейчас я к этому привыкла, но тогда, осознав впервые, даже испугалась, — то был суеверный и бессильный страх. И дело не в начавшейся беременности, это лишь совпадение: признаков беременности — тошноты, головокружения, звона в ушах, неудержимого животного аппетита — и ощущения неизбежности всего происходящего.
Чувство такое, будто всё стремительно и неотвратимо меняется вокруг — столкнули в пропасть, и я лечу, и в то же время стою на краю, вижу, как лечу, такое раздвоение. Меня же тошнит, я ем жадно, много; сплю, всё время чего-то хочу — не дела, не книг, не стихов, а есть. И в то же время будто не меня тошнит, а другую, и за нею наблюдаю — с предубеждением, осуждая, не любя.
Стала обострённо чувствовать запахи, миллион оттенков, запахи преследуют, как будто вспоминаю постоянно; стала осязать кожей — тепло, холод и тысячу отличий между ними. Прикосновения — как удар, как грешное.
Что-то просыпается, раскрывается, как цветок, как ручной зверь, таившийся во мне, в светлой темнице долгие годы.
Иногда чувствую себя болезненно слабой, может, от его любви?
Хочу быть хорошей для него.
Так хорошо, и ничего нет, только свежесть пола, солнце в пустых ярких комнатах, чистое тепло с еле слышным запахом краски — тёплый праздничный запах новоселья. Когда иду коротким тёмным коридором, ногам становится холодно, но почувствую спиной тёплую руку Ёси — и всё хорошо.
В первый день мне не понравился вид из окна: там, в конце улицы, перед лугом был бревенчатый крепкий дом в ветхих резных наличниках, я подумала — чужой, и в окне чьё-то чужое неясное лицо, как тень прошлого. Потом из дома вышел старик и сел на высокую скамью.
Я встаю поздно и всегда вижу старика сидящим, и теперь мне кажется, что он никогда не покидает скамьи.
Чувствую, становится холодно спине там, где была тёплая рука Ёси. Я опять забыла о нём! Он улыбается, но странная у него улыбка сейчас; когда он так улыбается, мне делается грустно, я не понимаю, но чувствую что-то в ней — не плохое, нет, во всём, что относится ко мне, чувствую любовь, но всегда с любовью бывает ещё что-то, странное, чужое — не ко мне.
Я ревную?
Он стоит с обвисшими хлопчатобумажными крыльями рубашки, со странной улыбкой на устах. С лёгкой болью вижу я не любовь и то, что не ко мне. Он поднимается на порожек, становится рядом, близко, и я понимаю вдруг, что звала его, не осознавая.
Теперь кажется странным, что дом Елисея показался мне таким холодным и чужим.
В тот день Иосиф ушёл на привокзальный рынок, а я почувствовала тошноту, запах яичницы, вышла в сад; и луг, освободившийся от снега, позвал меня.
Когда проходила мимо, старик быстро и неожиданно обернулся, будто клюнул, как большая худая птица. Вспомнила детское: из глубины двора на меня смотрит круглыми злыми глазками серый хромой журавль с подрезанными крыльями. Там, в нелюбимом детстве, он мне снился человеком; и, что странно, как птицу, я понимала журавля и любила, а как человека — боялась.
Старик торопливо спросил: «Ты с Камчатки? Сказали, журналистка, знала моего Елисея».
«Какого Елисея?» — испугалась я.
«Елисея Аренского, погиб он три года назад!» — уточнил старик.
Я покраснела, молча, быстро повернулась и пошла прочь. Было так больно, словно предала их всех: Елисея, старика Аренского…
Этот детский страх перед грозой: неведомые силы с грохотом и гневным сверканьем раздирают необъятные небеса, смыкается кольцо неотвратимой судьбы.
Я вбежала в дом, закрыла окна, двери и села на порожек. Было что-то ужасно горькое в том, что, уехав так далеко, я встретила отца Елисея, и им оказался первый встречный, который заговорил со мной.
Серафим сказал, что Иисус и пророк Елисей — братья, а я задумалась, как это может быть, ведь между ними пропасть в девятьсот лет. Или там, откуда он, время ничего не значит и отец их един, и имя ему Космос?
Пророк Елисей одним взмахом милотью остановил Иордан и перешёл реку посуху, накормил двадцатью хлебами сто страждущих, воскресил ребёнка, очистил щепотью соли отравленные ключи в городском колодце Иерихона.
Но этот мудрец, проповедник единобожия, так и не стал мессией, хотя владел умами не только иудейских царей, но и народов.
Странным образом идею единобожия почти тысячу лет отвергали не только цари Рима, но и императоры, хотя она как нельзя более соответствовала идее единовластия.
И кто тот гениальный пиарщик, переписавший Ветхий Завет, сложивший пазлы в великую картину, в центре которой сакральная жертва и бессмертная идея сострадания? С тех библейских времён по сегодняшний день ни один государственный переворот не обходится без убийства и вознесения пророков. А недавняя революция в соседней стране насчитала их целую сотню. Почему не девяносто девять или сто десять небесных воинов?
Жду малыша, он приходит не всегда; боюсь, а вдруг не придёт совсем?
Он приходит вместе с болью. И потому он для меня — забирающий боль.
Впервые я встретила его у этого пруда, на плотине, со старой бамбуковой удочкой в руках. На нём была длинная простая хлопчатобумажная, а может, льняная рубаха, мокрая, ниже колен, должно быть, от утренней росы. И от него исходило тихое, до слёз, очарование, оно было как утренний мягкий свет, и я вдруг поняла, что знаю его, знаю давно, и что он был всегда, как и всё вокруг: этот овраг с ручьём, эта деревня с колокольней и это поле с могучей сосной. И без него, возможно, весь этот мир исчезнет, оставив только боль.
— Как тебя зовут? — спросила я, улыбаясь.
— Серый, — ответил малыш, не глядя на меня, пытаясь привязать к леске мелкий, на карасей и уклеек, крючок.
— Серый — это значит Серёжа?
— Нет, Серафим, — ответил малыш, поднимая на меня глаза, обнимая тёплым ангельским взглядом.
У него не получилось привязать крючок. А я помнила от папы простой узел — обмотать цевьё три раза, просунуть в петельку и затянуть.
Серафим всегда стоит близко, рядом, должно быть, тоже боится — вдруг уйду. Он и у пруда садится поближе, касаясь.
Караси в пруду двух цветов: серебристые и, редко, попадаются золотистые; выудив такую рыбку, малыш счастливо смеётся, целует её украдкой и опускает в ведёрко. Караси бьют хвостами, поднимая брызги, стараются выпрыгнуть на берег. Они живучие, могут плавать в ведре несколько дней.
Серафим несёт ведро к плотине, изогнувшись под тяжестью, откинув руку на сторону, острая лопатка ходит под белой тонкой туникой, тревожно оглядывается на меня. Нести не даёт, кричит: «Я сам!» Он очень самостоятельный, не любит, когда помогаю. Очень сильный и добрый.
Малыш долго выпускает рыбок, каждую отдельно, пряча в маленьких ладошках, что-то шепчет и целует.
«Двадцать один!» — кричит от плотины.
Невозможно объяснить, но с тех пор, как он и боль приходят ко мне, самое глубокое чужое прошлое открывается ярче моего вчерашнего дня…
Это он мне раскрывает время?