Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

05.02.2025

Уважаемые посетители сайта!
Предлагаем вам познакомиться с журналами, поступившими во втором полугодии 2024 года
в отдел специализированной литературы (ОСЛ) Центральной городской библиотеки

«Творчество народов мира» – популярный журнал, адресованный широкому кругу читателей – любителей искусства и народного творчества. В нём представлена широкая палитра истории и современной культурной жизни разных стран и народов. Пение и танцы, музыка и костюм, праздники и обряды – это далеко не полный перечень тем, которые находят отражение на страницах журнала. 

Журнал выходит один раз в месяц. Издаётся с 2004 года. Категория пользователей – 12+.

 10004.jpg  10006.jpg  10003.jpg


Авторы материалов – историки и краеведы, учёные, студенты, путешественники и молодые талантливые журналисты. Журнал сотрудничает с широким кругом учреждений и организаций, реализующих самые разнообразные проекты в области культуры.

Постоянные рубрики журнала: «Азбука стилей», «Знаки и символы», «Традиция». А также – «День сегодняшний», «Движение в веках», «Звуки музыки» и «Шедевры».

Знакомьтесь!

«Альбарелло» – так называется материал Льва Смирнова в рубрике «Азбука стилей». Альбарелло или во множественном числе альбарелли – маленькие аптекарские сосуды, которые предназначались для хранения мазей, трав и различных лекарств.

В переводе с итальянского альбарелло означает «ячейка», также известно, как «кувшин для лекарств из майолики» (майолика – оловянная глазурь итальянского происхождения). В основном они использовались как медицинские банки для хранения лекарственных снадобий, а также сухофруктов, сухих трав и бальзамов.

В XV век альбарелли производили почти все керамические мастерские в Италии. Какие краски использовали для оформления этих маленьких сосудов, почему они имели цилиндрическую форму и были сужены посередине, об этих и других интересных подробностях читайте в журнале (2024 год, № 7, стр. 2-5).

В этой же рубрике интереснейший материал Романа Саджадиева «Чудеса сотворенного» – это особый жанр исламской классической литературы. Его основы были заложены ещё в VI-VII веках, сразу после появления ислама.

Мусульманские учёные (особенно иранцы) в те времена принялись много путешествовать в поисках новых знаний. Они видели чудеса природы и произведения рук человеческих, записывали увиденное и услышанное в своих путевых заметках. И только в XII веке многочисленные заметки и трактаты стали объединять в масштабные произведения, посвящённые описанию мира и мироустройства, географии, космогонии – то есть рассказам о чудесах, сотворённых Создателем.

Один из наиболее видных представителей данного жанра – Закария Казвини (1203-1283). Задолго до европейцев он доказал, что Земля имеет форму шара, а его научные труды изобилуют мифическими и сказочными персонажами. Он не столько использовал свои наблюдения, сколько собирал информацию из других источников. Он создал иллюстрированную энциклопедию «Чудеса сотворенного и диковинки существующего» (1258 год) и снабдил её картами.

Именно после этой работы Казвини данный жанр стал невероятно популярен. Первая часть книги посвящена сверхъестественному, божественному миру, вторая – миру земному. Об ангелах, несущих трон Бога, архангелах-хранителях, о способах исчисления времени, различных календарях, о четырёх стихиях, об искусстве украшения текста – тасхиб (золочение), а также о том, какое значение имели такие книги в исламском мире, а главное – какими красочными иллюстрациями их украшали (это при том, что в исламе запрещены изображения живых существ и человеческого тела), вы узнаете из статьи в журнале (2024 год, № 8, стр. 2-7).

Рубрика журнала «Знаки и символы» представлена материалом Ивана Ромова «Судьба цветов». В ней речь идёт об античной символике цветов, которая была отвергнута на заре христианства, а потом обрела новые значения и новые смыслы в искусстве позднего Средневековья, а затем Возрождения и достигла совершенства в «цветочном натюрморте» XVII века.

В Римской империи такой цветок как роза считался символом гибели и смерти, поэтому был запрет на изготовление головных венков из роз. А после падения Римской империи в эпоху раннего христианства цветы как декорация и сюжеты для живописи были вообще отвергнуты, и поэтому культура цветов и садов пришла в упадок.

По-новому она стала развиваться только в VIII веке при Карле Великом. Во время крестового похода в мавританскую Испанию он увидел арабские сады, в которых каждый цветок имел своё значение. В этих восточных садах император узрел воистину прообраз рая небесного на земле.

Читатели узнают какое символическое значение приписывалось цветам по ассоциации с разными признаками – с формой, цветом, по созвучию с названием цветка, по месту его произрастания. Все белые цветы означали чистоту и непорочность, в особенности белые розы и лилии, красные цветы были символом Страстей Христовых (особенно розы), крови, пролитой святыми и мучениками. Цветы всех оттенков синего, голубого, сиреневого – колокольчики, васильки, фиалки, ирисы, незабудки – напоминали о небесной синеве. Интересно будет узнать и о том, как языком цветов пользовались жёны в гареме (2024, № 8 год, № 9, стр. 6-12). 

Из материала «Странные флаги» Семёна Потапова можно узнать о том, что свой флаг имеют не только государства, а и вообще любые более или менее значительные человеческие сообщества: регионы, населённые пункты, виды войск, коммерческие компании, международные организации и учебные учреждения. Всем хочется выделиться и придумать такой флаг, чтоб он точно был уникальным. В результате полёт фантазии приводит порой к очень неожиданным формам и цветам флага.

 Men.jpg


Остров Мэн – коронное владение Великобритании, расположен в Ирландском море. Его флаг представляет собой красное полотнище, в центре которого расположен трискелион – это соединённые вместе три бегущие ноги в рыцарских поножах и стальных сапогах со шпорами.

Флаг острова Мэн один из старейших в мире, последние изменения были внесены в середине XIII века при короле Магнусе III.

 siziliya.png

Флаг Сицилии – итальянской автономной области, был принят ещё в 1282 году. Здесь тоже изображён трискелион, но в центре ещё изображена голова Медузы горгоны с тремя колосьями пшеницы, которые символизируют три крайние точки острова Сицилия.

Впервые флаг был принят ещё в 1282 году после событий Сицилийской вечерни в Палермо. В настоящее время женское лицо, изображённое на флаге, уже не принято ассоциировать с Медузой горгоной.

    Nepal.gif

Как правило, многие флаги прямоугольные. А вот флаг государства Непал обращает на себя внимание сразу: он один из немногих – не прямоугольной формы. Он состоит из двух своеобразных вымпелов, символизирующих две династии Рана, бывших правителей государства.

До 1962 года вымпелы использовались отдельно. А вообще для индийской культуры характерна треугольная форма знамени, например, такие есть в некоторых штатах Индии.

 ogaio.png


Интерес представляют и флаги некоторых американских штатов. Например, один из государственных символов американского штата Огайо, единственный из флагов штатов США, имеющий непрямоугольную форму.

Для него даже разработаны специальные правила надлежащего свёртывания для сохранности.

 mozambik.png

Хотите познакомится с уникальными флагами других стран, например, африканского государства Мозамбик, Демократической республики Конго (ранее называлась Заир) и прочими, и узнать интересные факты о них, читайте журнал (2024 год, № 11, стр. 11-13).


В рубрике журнала «Традиция» материал Елены Фроловой «Любимицы». Как вы думаете, о ком идёт речь? Попробуйте догадаться!

Они долго шли к этому успеху. И пришли. Самые популярные животные планеты Земля теперь именно они. Их полмиллиарда. Их обожают, ими любуются, ими умиляются. На них тратят много денег. Миллионные наследства оставляют на безбедную жизнь. И почти ничего не требуют взамен. Их просто любят. Догадались, кто это? Конечно, наши любимицы – кошки!!!

Но так было не всегда. В давние времена в человеческом обществе кошка просто купалась в почитании. Египтяне, например, кошку сделали ответственной за безопасность дома и урожая. Появилась и первая «женщина-кошка» – богиня Баст. Существовал даже в те времена популярный фестиваль в честь этой богини-кошки. На счастье, египтяне даже делали амулеты в виде кошки. А умершие кошки становились мумиями и погребались на специальных кошачьих помостах.

 10007.jpg

Закат Египта стал концом вольготной жизни кошек. Позже в усатых-полосатых стали усматривать нечто дьявольское. Вот тут-то и началась горестная полоса в кошачьей истории. Известно, что страшным гонениям кошек подвергали только католики (они жестоко мучили и убивали этих животных). Ни мусульмане, ни православные люди ничего против кошек не имели. Кошка считалась священным животным у викингов, так как скандинавы верили, что она связана с богиней любви Фрейей.

По одной из легенд именно кошка спасла Ноев ковчег, а тем самым и всё живое на земле, от вымирания: она поймала мышь, которая пыталась по внушению дьявола прогрызть дыру в дне судна.

Не смотря на гонения в Средние века со стороны суеверных людей без котов никак было не обойтись, пока в эпоху Возрождения их милый нрав наконец не оценили. Они становятся домашними питомцами и любимчиками не только простых людей, но и знаменитостей. Их можно увидеть на картинах знаменитых художниках, в популярных киносериалах, на фото с великими людьми разных времён. О них можно прочитать интересные факты. Самым удачливым удалось прославиться на долгие времена (2024 год, № 8, стр. 58-68).

Всемирный день кошек ежегодно празднуют 8 августа. Эта традиция появилась в 2002 году по инициативе Международного фонда по защите животных. В настоящее время этот праздник объединяет владельцев пушистых любимцев по всему свету.

Впрочем, во многих странах мира есть свой собственный праздник, посвящённый кошкам. А вот в какой стране, какого числа и какой это праздник можно узнать в журнале в рубрике журнала «День сегодняшний» из материала Светланы Никодимовой «Кошкин день» (2024 год, № 8, стр. 69-74).

Большой интерес представляют материалы рубрики «Движение в веках». Что такое танцы? Много ли мы о них знаем? Одни скажут, что это вид искусства, другие – что это выразительные движения под музыку и так далее. И те, и другие будут правы. Ольга Татьяничева в статье «От полонеза до ча-ча-ча» пишет: «Танцы – это коллективное достижение человечества, сочетание музыки и движений, собранные со всех уголков планеты». А что говорят нам название танцев, и что мы о них знаем? Давайте познакомимся с историей некоторых из них.

 10002.jpg

Полонез – это торжественный, изначально свадебный танец, появился в Польше ещё в XV веке (на французском языке «польский» звучит именно как «полонез»). В самой Польше он назывался «ходзоный» (от слова «ходзи» – «ходить», был очень медленным и степенным, что, по сути, является чётко структурированной ходьбой. В XVII веке он стал популярным по всей Европе, с него начинались все балы, Полонез был настолько торжественным, что прекрасно подходил для открытия мероприятий и стал танцем для привилегированных классов.

Вальс – танец, который пришёл к нам из Франции, а туда попал из Германии, где его название происходит от глагола «вальцен» («вращаться»). Считается, что вальс родился в XVII веке в Германии, но получил известность в XVIII веке в Вене. До сих пор быстрый вариант вальса называется именно венским.

Первоначально «кружащиеся» парные танцы считались сомнительными с точки зрения морали из-за близости партнёров, обнимающих друг друга, и юбок, задирающихся при кружении. Поэтому вальс неоднократно запрещали в разных странах. После того, как вальс попал в Вену и другие города танец «облагородился», из него исчезли некоторые фигуры, за исключением собственно поступательно-кругового движения, тогда как музыка, напротив, усложнилась. И в начале XIX века вальс превратился в самый популярный танец во всех слоях европейского общества, распространившись при дворах разных стран.

Полька, как ни странно, не польский танец, а чешский, хотя название у него польское, но переводится оно как «половина». Это сказано тем, что танец очень быстрый, и нужно переступать с ноги на ногу так, что не получится сделать полноценный шаг – только половинку. В Россию полька попала в 1840-е годы, где надолго заняла прочное место на балах.

Румба – этот танец родился на острове Куба, а название происходит от испанского слова «румбо» («курс, направление»). В русском языке, кстати, это слово тоже есть: «румб» – одно деление компаса, термин используется в ориентировании. На Кубу его привезли африканцы, и здесь в последствии существовали различные виды румбы. Этот танец впоследствии распространился по всему миру и завоевал сердца нескольких поколений танцоров и просто ценителей латиноамериканской культуры.

Пасодобль – танец, который напоминает бой с быками. Такие бои появились ещё до нашей эры на острове Крит. А наследницей этого мероприятия стала Испания. Название «пасодобль» переводится с испанского как «двойной шаг». Танец пасодобль в виде, близком к современному, сформировался на рубеже XIX-XX веков. Сегодня он входит в программу латиноамериканских бальных танцев.

В статье можно познакомиться подробнее с такими танцами как танго, фокстрот, джайв, ча-ча-ча, бачата и сальса. Вы узнаете истории их появления и происхождение названий, а также интересные факты о них (2024 год, № 9, стр. 13-31).

В этой же рубрике статья Сергея Елистратова «По коням!». Здесь рассказывается о первых попытках приручения лошадей, которые начались ещё 6000 лет назад. Первоначально люди и не думали ездить на этих животных верхом. Их разводили ради шкур, мяса и молока. На то, чтобы обнаружить другое полезное свойство лошади – её способность быстро бегать с всадником на спине, – ушло ещё как минимум тысячелетие.

Зато сегодня поклонники этих животных говорят, что именно лошадь и собака сделали человека человеком. Вот так!

 10005.jpg

Материал познакомит читателей с историей развития конного спорта, с искусством выездки. Рассказывается и о первом упоминании участия лошадей в Олимпиаде в 680 году до нашей эры. А также о том, как развивался конный спорт в Римской империи и создавалась испанская школа верховой езды. И ещё – о процветании конного спорта в Средние века в Европе, преимущественно в форме рыцарских турниров. Один из разделов «Спорт и кони» рассказывает об истории соревнований по конному спорту и много ещё интересного (2024 год, № 10, стр. 31-41).

В рубрике журнала «Шедевры» можно познакомиться не только с людьми, которые оставили свой след в области искусства, в фотографии, в литературе, но и с уникальными книгами (поистине шедеврами).

Например, статья Надежды Иониной «Холод» расскажет о Рокуэлле Кенте, который за свою жизнь овладел десятком профессий – от плотника до архитектора, от учёного-географа, до штурмана на парусном корабле, от романиста до политического оратора, от мастера стенных росписей до иллюстратора. Он писал замечательные книги – и стал одним из интереснейших писателей; он рисовал картины – и стал одним из значительных живописцев Америки (2024 год, № 7, стр. 66-76).

Статья Игоря Резникова «Персей и Медуза» познакомит с Бенвенуто Челлини (1500-1571) – прославленным скульптором-маньеристом своего времени, ювелиром, музыкантом и писателем. Его автобиография переведены на многие языки мира, в том числе и русский. Полная приключений жизнь и разносторонняя деятельность Бенвенуто Челлини в полной мере отражает дух итальянского Возрождения (2024 год, № 11, стр. 63-70).

Познакомиться с уникальной книгой «Большой конный гербовник Золотого руна» – бургундский гербовник середины XV века можно в статье Льва Скокова «Реестр рыцарей». Книга содержит более 1000 гербов европейского дворянства, но наиболее знаменита серий красочных иллюстраций конных рыцарей в парадных доспехах и в гербовом облачении (2024 год, № 10, стр. 70-76).

BKG.jpg
Интересные материалы можно найти в рубрике журнала «Движение в веках». Автор Елена Иванова представляет статью «Фиджитал-спорт».

Физический и цифровой сразу, фиджитал-спорт – это сочетание элементов физической активности и взаимодействия с виртуальной средой, видеоигр и традиционных спортивных дисциплин. Это своеобразное двоеборье: участники соревнуются в видеоигре и её реальном аналоге. Например, в симуляторе футбола и на площадке для настоящего мини-футбола.

Определить конечное число дисциплин в фиджитал-спорте невозможно. Во-первых, это молодое направление: оно всё ещё развивается, а правила формируются в процессе. Во-вторых, организаторы турниров выбирают любые виды спорта или киберспорта и комбинируют их с аналогами в цифровом или реальном мире. Поэтому на крупных турнирах регулярно встречаются новые дисциплины.

Какие-то виды фиджитал-спорта уже сформировались и соревнования по ним проводятся регулярно, в них участвуют известные коллективы, а федерация закрепила официальные правила. Для других федеральный формат ещё не найден и меняется от турнира к турниру. Подробнее о фиджитал-спорте читайте в журнале (2024 год, № 8, стр. 38-46).

В рубрике «Звуки музыки» можно познакомиться с материалом Кирилла Казакова «Сам себе певец». Речь идёт о караоке – одном из самых популярных и весёлых способах хорошо провести время с друзьями и семьёй.

На Западе его справедливо считают японским видом развлечения, однако японцы приходят в караоке совсем не так, как привыкли мы. Они избегают компании и предпочитают караоке-будки или комнаты, в которых можно посидеть одному или в кругу близких людей. Но так было не всегда.

Из статьи можно узнать в какой конкретный момент караоке было изобретено, что само по себе означает слово «караоке», которое состоит из двух частей, кто был его изобретателем, какие стадии преобразования прошло караоке до настоящего времени, а также о том, что, начиная с 2000-х гг. стали появляться караоке для телефонов (появились сервисы, позволяющие петь караоке на телефоне) и много другой интересной и полезной информации (2024 год, № 7, стр. 23-31).

Рубрика «Традиция» представлена материалом Евгения Русакова «Барокко и бренд». Она познакомит читателей с миром моды и одним из самых влиятельных творцов в истории моды Кристобалем Баленсиага.

Произведениями этого кутюрье восхищались все мэтры индустрии, включая Габриэль Шанель, Кристиана Диора, Юбера де Живанши.

Гениальные наряды сына рыбака и швеи носили представительницы королевских семей и богатейшие женщины мира. Коко Шанель, другом которой был Баленсиага, отзывалась о нём так: «Только он умеет раскроить материал, собрать творение и сшить его вручную. Только Баленсиага – кутюрье в прямом смысле слова, а остальные – просто модные дизайнеры».

Всемирно известный модельер Кристиан Диор признавал гениальность коллеги, называя его «учителем всех нас». А чуть позже Диор сказал: «Высокая мода подобна оркестру, и дирижирует им Баленсиага. Мы, остальные кутюрье, музыканты, покорные его смычку».

Хотите больше узнать об этом человеке и его талантах в области моды, а также увидеть его гениальные творения, читайте о нём и смотрите уникальные фото в журнале (2024 год, № 12, стр. 61-71).

Мы познакомили только с небольшой частью материалов журнала «Творчество народов мира». Журнал небольшой по формату, однако в нём очень много интересного. Материалы, представленные здесь, не встретишь на каждом шагу. Все статьи действительно с изюминками. Каждый кто захочет почитать его, найдёт для себя что-то интересное. И, возможно откроет для себя что-то новое, и до сегодняшнего дня неизвестное. Итак, приятного вам прочтения.

Сайт журнала: http://www.tiofest.ru

«Искусство и образование» – научно-методический журнал: теория и методика художественного образования и воспитания.

Журнал выходит 6 раз в год (1 раз в 2 месяца). Издаётся с 1994 года. Категория пользователей – 16+.

 10001.jpg



Основные направления тематики журнала:

историческое развитие искусства как особой формы творческой деятельности человека;

взаимосвязь теорий искусства и методов художественно-эстетического образования; воздействие искусства на развитие личности, психология искусства;

методология художественного образования как основа системы освоения искусства в педагогически организованном процессе, самообразовании и художественно-творческой деятельности; совершенствование и разработка современных методов и технологий преподавания искусства в системе внешкольного, общего школьного и профессионального образования. 

Рубрики журнала: «Теория и практика искусства», «Исполнительское искусство», «Актуальная тема», «Искусство и личность», «Цифровые технологии», «Музыкальное образование», «Пластические искусства», «Информация, сообщения» и другие.

Предлагаем познакомиться с содержанием некоторых из них.

В рубрике журнала «Теория и практика искусства» материал Э. А. Дьяченко «О влиянии традиций фортепианного творчества П. И. Чайковского на музыкальное искусство конца XIX начала ХХ века».

Речь о том, как традиции великого русского композитора в полной мере отражаются в русском и западноевропейском музыкальном искусстве. Например, в творчестве С. В. Рахманинова, в раннем наследии А. Н. Скрябина, С. И. Танеевым от Петра Чайковского был воспринят прежде всего принцип симфонизма, А. К. Галазуновым – звуковая плотность, много плановость и полифоничность музыкальной ткани, А. Н. Лядовым – изысканная выразительность лирических миниатюр.

А среди зарубежных мастеров композиторское наследие П. И. Чайковского получило продолжение в музыке Э. Грига, И. Альбениса, Э. Гранадоса. Их обращение к своей яркой, самобытной национальной культуре берет начало от русского композитора Петра Ильича Чайковского (2024 год, № 4, стр. 9-15).

В рубрике «Исполнительское искусство» статья И. А. Карпенко и А. И. Филиппенко «Музыка как инструмент танцевального искусства», которая посвящена анализу взаимовлияния музыкального и хореографического вида искусства.

Авторы отмечают, что непосредственное влияние музыкального искусства на танец в большей степени обусловливает современный облик хореографического искусства. Делается вывод, что музыкальное искусство представляет собой основу, которая определяет пути развития средств хореографической выразительности. Приведена аналитическая и исследовательская работа в вопросе взаимодействия музыки и танца, как в ретроспективе, так и на сегодняшний день (2024 год, № 4, стр. 56-61).

В рубрике «Цифровые технологии» представлена статья Л. Л. Алексеевой «Музыкальное образование в условиях цифровой трансформации». В ней рассматриваются музыкальные вопросы отдельного образования в контексте цифровизации. Автор обращает внимание на важные аспекты, применяемых инновационных традиционных форм и методов обучения, воспитания и развития (2024 год, № 4, стр.101-109).

В этой же рубрике заслуживает внимание статья Н. В. Блохиной и Л. Н. Маковеевой «Использование цифровых инструментов в образовательной деятельности». Данная работа посвящена проблеме изучения использование цифровых инструментов в образовательной деятельности, в частности, роли аудио книг в формировании у учащихся творческого мышления и внимательности на уроках изобразительного искусства. На сегодняшний день само содержание и непосредственные направления цифрового развития применительно к развитию сферы общего образования (2024 год, № 4, стр. 126-131).

Рубрика «Искусство и личность» познакомит читателей с материалом И. А. Корсаковой и О. П. Радыновой «Возможности музыкального искусства в формировании семейных ценностей». 2024 год был объявлен в нашей стране Годом семьи. Формирование семейных ценностей является одной из приоритетных программ нашего государства. Музыкальное искусство является сокровищницей народной мудрости.

Семейные ценности служат прочным фундаментом развития российского государства, которое заботится о преемственности поколений, поддерживает материнство, отцовство, детство, способствует созданию благополучных многодетных семей.

И музыка играет огромную роль в формировании ценностного мировоззрения человека. А может ли музыка способствовать формированию семейных ценностей. Чтобы ответить на этот вопрос, авторы статьи обращаются к самим музыкальным произведениям. Об читайте в статье (2024 год, № 4, стр. 169-175).

В рубрике «Искусство и личность» можно познакомиться с материалом И. А. Корсаковой и Сунь Цинцюцзы «О формировании музыкально-слушательской культуры детей в современном обществе».

Вопросы, которые поднимают авторы статьи актуальны. Современная культура, пишут они, отличается преобладанием потребительских интересов, развлекательной направленностью, поверхностным восприятием информации – всё это ведёт к трансформации процесса восприятия. У детей преобладает клиповое сознание, что в конечном счёте оборачивается повышенной возбудимостью, стрессом и другими психологическими проблемами.

Выход из сложившейся ситуации авторы статьи видят таким – возврат к классическому искусству, постижение которого предполагает вдумчивое чтение, внимательное прослушивание, эмоциональный отклик на художественное произведение. И воспитывать это необходимо с ранних лет. Более подробно об этом читайте в статье из журнала (2024 год, № 5, стр. 77-83).

Не менее интересны материалы рубрики  «Пластические искусства». Статья Э. Г. Швец «Композиция реалистической картины: принципы геометрии изобразительного искусства» привлечёт внимание не только специалистов, но и любителей искусства.

Автор обращает внимание читателей на то, что в исследовательской среде ранее не было предпринято аналитическое усилие, нацеленное на то, чтобы разработать аналитический инструментарий для создания типологической классификации композиционных схем и соответствующего языка описания.

На первый взгляд кажется, что тема сложная. Но автор статьи ставит задачу заполнить этот пробел на примере схем графического анализа композиции картин разных художников и произведений живописи разных времён. А как у него это получается судить вам, читателям (2024 год, № 5, стр. 204-220).

Журнал «Искусство и образование» в первую очередь представляет интерес для специалистов. Он входит в перечень рецензируемых научных изданий ВАК Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Он предоставляет специалистам в области педагогики искусства возможность публикации своих научно-методических работ.

В рубрике «Информация, сообщения» представлены резюме опубликованных статей на английском языке. После каждой статьи в журнале есть список, использованных материалов на русском и английском языках. Содержание статей в журнале также на двух языках – русском и английском.

Редакция журнала в своей деятельности руководствуется принципами научности, объективности, профессионализма, информационной поддержки наиболее значимых педагогических и специальных инновационных исследований, соблюдения норм издательской деятельности.

Сайт журнала: http://www.art-in-school.ru/

Журнал «Искусство в школе» – научно-методическое иллюстрированное издание, посвящённое не какой-либо отдельной художественной дисциплине, а совокупности проблем преподавания и освоения искусств в детском и подростковом возрасте. Это практически единственное такое издание в нашей стране.

Журнал выходит 6 раз в год (1 раз в 2 месяца). Издаётся с 1991 года. Категория пользователей – 16+.

 
10008.jpg

Журнал был основан русским композитором Дмитрием Борисовичем Кабалевским в 1982 году и выходил под названием «Музыка в школе». Со временем в связи с расширением тематики, он был переименован в «Искусство в школе».

Материалы журнала адресованы не только учителям общеобразовательной школы, но и педагогам дополнительного образования, школ искусств, специальных школ, воспитателям детских садов. Также, их используют в домашнем художественном воспитании.

На его страницах можно познакомиться с передовыми методами и опытом преподавания мировой художественной культуры, изобразительных искусств, музыки, театра, анимации, художественных ремёсел, литературы как предмета эстетического цикла, предполагающего литературное творчество самих детей.

В числе постоянных рубрик журнала: «Вопросы художественной педагогики», «Из опыта работы», «Понять человека», «Молодёжная редакция», «Не только в школе», «Экранные искусства», «Память культуры», «Дети и театр».

 10009.jpg

Рубрика «Вопросы художественной педагогики» знакомит читателей с материалом кандидата психологических наук С. Максимой «Роль игры в развитии творческого потенциала человека».

Здесь представлена модель развития творческой активности ребёнка. Автор рассказывает, как был разработан пакет трансформационных игр (Т-игра) для использования в образовании, и приводит примеры некоторых игр, например, Т-игра «Эмоциональный конструктор», где собраны 4 игры, направленные на развитие эмоционального интеллекта – важнейшего качества в современном мире, необходимого как в профессии, так и в жизни. Ещё одна игра «Гном творчества лайт» направлена на раскрытие творческого потенциала, выход из творческого кризиса, реализацию идей и проектов, умение поддерживать себя и других.

Здесь можно познакомиться с некоторыми другими трансформационными играми – «Лучик добра» (освоение приёмов выхода из конфликтов), «В чём моя сила» (Т-игра профориентационной направленности), игра «Зеркала» (помогает осознать свои негативные качества), Т-игра «Квантовый скачок» (помогает исследовать свой профессиональный путь) и другие Т-игры, о которых можно узнать на страницах журнала (2024 год, № 4, стр.7-10).

 40002.jpg

В рубрике «Из опыта работы» учитель музыки и хормейстер Е. Пахотина в статье «Колокольность – голос русской души» знакомит с собственной разработкой урока в 5 классе, посвящённого колокольной музыке.

В предлагаемом разработке приводятся возможные вопросы учителя и ответы учеников (2024 год, № 5, стр. 34-37).

Личным опытом работы на страницах журнала делятся также:

кандидат педагогических наук из Московской области О. Чернилевская в статье «О красоте внешней и внутренней» представляет разработанное занятие по программе «Культурный диалог: смысл образов как образ жизни» (2024 год, № 5, стр. 41-47);

учитель изобразительного искусства и руководитель мультстудии «Секреты мультипликации» Е. Чернякова из города Наро-Фоминска в статье «Вера в себя, или смелость творить» рассказывает о работе с детьми, которые сами создают мультфильмы (2024 год, № 5, стр. 57-60);

 40001.jpg

педагог дополнительного образования М. Радионова из Липецка в статье «Иллюстрация: от идеи до проекта» делится опытом работы с детьми по развитию у них способностей творческого самовыражения, в частности – создание иллюстраций к разным произведениям. Благодаря работе над иллюстрацией дети приобщаются и приучаются к чтению. Приведены примеры работы с иллюстрацией к сказкам (2024 год, № 4, стр. 16-19);

преподаватель высшей категории колледжа Гжельского государственного университета Е. Акав из Московской области в статье «Мастер-классы по нетрадиционным техникам изобразительной деятельности» рассказывает о роли мастер-классов в формировании у студентов навыков создания наглядных пособий в виде плакатов и образцов работ в различных техниках (2024 год, № 4, стр. 22-24).
 
И другие, не менее интересные материалы по обмену опытом между специалистами, тематика которых разнообразна и очень интересна.

В рубрике «Вопросы художественной педагогики» представлен широкий спектр обсуждаемых специалистами тем, например, зачем нужно массовое музыкальное образование, какую роль играют игры в развитии творческого потенциала человека, является ли творческое созерцание вызовом для педагогики искусства и другие (2024 год, №№4, 5).

В этой же рубрике можно познакомиться с материалом «Интерактив – новые возможности» кандидата педагогических наук Н. Сусловой. Речь идёт о перспективном направлении обучения на уроках музыки в школе, на которых, к сожалению преподавателей, большие музыкально-сценические произведения изучаются фрагментарно. Проблема давняя, но она не безнадёжная.

И одним из перспективных направлений такой работы может стать внеклассное чтение. О том, какие первые шаги специалисты уже сделали, воплощая такую идею в жизнь, читайте в статье (2024 год, № 5, стр.23-25).

В каждом номере журнала есть цветные вкладки, которые относятся к той или иной статье издания.

Авторы журнала «Искусство в школе» – это учёные-педагоги, искусствоведы, психологи, деятели искусств, священнослужители, связанные с педагогической практикой, родители, и в первую очередь – сами учителя из всех регионов страны, а также работники дошкольного образования.

Редакция предлагает специалистам присылать в журнал материалы о своём личном опыте: о пути в педагогику искусства, о трудностях и открытиях на этом поприще, о предпочтительных системах преподавания в школе, в детском саду, колледже, высшем учебном заведении.

Рассказывать об удачных (и о неудачных) уроках, о своих методических разработках и авторских программах, о тематических вечерах и праздниках, о том, как выстраиваются отношения с детьми, о трудностях, с которыми встречаются в деле творческого развития учеников, о творческих проектах учеников совместно с учителями и многом другом.

За все материалы, принятые журналом к публикации, авторы получат «Свидетельство о публикации». А материалы методического характера будут участвовать в конкурсах и получать призы.

Сайт журнала: https://art-inschool.ru/?ysclid=m6q0wx0tem621166405

Надеемся, что рекомендуемые издания заинтересуют вас. Приходите, знакомьтесь, листайте, читайте, узнавайте!

Обзор подготовила Стаканчикова О. А.,
библиограф СБО МБУК «ЦГБ».
Февраль, 2025 год.

 





Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.