Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Журнальный гид

Наталья Ключарёва – российская поэтесса, писательница, журналистка, автор современной прозы и романов для женщин,  родилась в 1981 году в Перми. Работала на телевидении редактором новостей, а также занималась редактированием материалов, который печатал ярославский литературный альманах «Игра в классиков». Свободное время Наталья Ключарёва посвящает написанию романов, стихотворений и рассказов. Работы писательницы были удостоены премии «Дебют», премии имени Юрия Казакова («Один год в Раю»), премии «Национальный бестселлер» («SOS»), а также премии «Ясная Поляна» («Деревня дураков»).

 Ключарева Н. Иванна – Жанна – Jeanne: Повесть / Н. Ключарева // Новый мир. – 2021. - № 1. – С. 4 – 63.

Книги Ключаревой никогда не оставались без внимания читателей и критиков. Они вызывают сильный эмоциональный всплеск. Герои новой книги бесконечно несчастны, но не знают об этом, они борются за свое будущее. Это проблемные дети, с трудностями в общении. Но, несмотря на общую тему безнадежности книга не вызывает печали. Герои молоды, полны сил и талантов, и у них возникает некая связь, позволяющая ощутить сопричастность к жизни других людей.

Предлагаем вашему вниманию отрывок из повести «Иванна – Жанна – Jeanne»:

Привет. Меня зовут Иванна. Ничего себе имечко, да? Обычно в книжках после подобных заявлений персонаж говорит: «Не знаю, что было в голове у моих родителей, когда они это придумывали». А я вот знаю.

У них в голове была Жанна д’Арк. Они оба на ней просто помешаны. Знаете, кто это? Такая храбрая французская девушка, которая воевала наравне с мужчинами. Люди тогда считали, что женщина должна заниматься только рождением детей и жаркой окороков, и такого равноправия стерпеть не смогли. Поэтому Жанне дали всех победить, а потом быстренько сожгли на костре.

Мама играла эту Жанну в своем театре. Любительском. Так-то она корректор. Нет, не коллектор. Ошибки исправляет, а не долги выколачивает.

А папа писал про Жанну диссертацию. И, как утверждает бабушка Аида (ага, странные имена — это у нас семейное), с детства был в нее влюблен. В эту деву с мечом.

Правда, папа уверяет, что всю жизнь был влюблен только в маму. Это, конечно, сложно понять, ведь они познакомились уже взрослыми. Но я ему почему-то верю. Про всю жизнь. Если бы вы видели, какими глазами он смотрит на маму, вы бы тоже поверили.

Кстати, познакомились они как раз благодаря Жанне. Брали в библиотеке одни и те же книжки про нее. Папа — для диссертации, мама — для спектакля.

Но откуда же взялась Иванна? Против Жанны восстала бабушка Аида.

«Мы же не во Франции! — заявила она. — У нас Жаннами зовут только кассирш в круглосуточном супермаркете!»

С чего она это взяла, не знаю. Я всегда читаю имена у кассирш на бейджиках. И Жанна мне ни разу не попалась. Может, они только по ночам работают?

Впрочем, бабушка Аида обо всем говорит так уверенно, что никому и в голову не придет сомневаться.

«Если вам непременно хочется почтить Орлеанскую деву (это прозвище той Жанны), — сказала бабушка, — возьмите Иоанну или Иоганну. Сколько музыки! Сколько судьбы!»

Но Иоганну отвергли родители. Для ребенка, мол, «это слишком».

«Она же не вечно ребенком будет! Я надеюсь!» — возмутилась бабушка.

В итоге сошлись на Иванне. Типа компромисс. По мне, так лучше бы была Иоганна. Не пришлось бы выслушивать бесконечные тупые шуточки про Ивана или идиотские вопросы, не мальчик ли я?

Ясен пень, мальчик. С двумя косами. Как викинг.

В одной школе нашелся умник, который, услышав мое имя, переспросил: «И ванна? И туалет? Санузел совмещенный?»

Так это ко мне и прилипло. На все два месяца, что я там проучилась. Прямо скажем, Орлеанской деве с прозвищем повезло больше.

Да, в школах я обычно не задерживаюсь. Хорошая традиция для человека, которому каждое знакомство — как выход гладиатора на арену. К голодным львам.

Бабушка Аида уверяет, что это тренирует силу характера. И что к выпускному я стану практически железной. Если доживу. Разумеется, она и не думает поинтересоваться, хочу ли я быть железной? Может, я предпочла бы другой материал. Какой-нибудь, например, гуммиарабик.

Вся эта свистопляска со школами, кстати, тоже происходит по ее воле. Так бабушка Аида борется со старческим маразмом. Не только своим, конечно. Обо всех нас заботится, как же иначе. Она где-то прочитала, что привычное убивает мозг. Если мы день за днем ходим по одной и той же улице, делаем одни и те же дела, то мозг рано или поздно перестает в этом участвовать. Засыпает, а потом и вовсе — отсыхает. За ненадобностью. Вот бабушка и следит за тем, чтобы наши мозги всегда находились в рабочем состоянии. И едва ей кажется, что ничего нового выжать из этого места уже нельзя, бабушка виртуозно, как она умеет, ссорится с квартирными хозяевами — и вуаля, мы переезжаем в другой район. Уф, угроза старческого маразма миновала. Правда, ненадолго.

При этом ориентируется бабушка, конечно же, только на свои ощущения. Но никто не спорит. Ну, вы уже поняли. С бабушкой Аидой у нас в семье спорить не принято.


Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.