Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Ничего не может быть полезнее для развития детского чувства языка, чем чтение стихов. Естественно, речь идет о качественных, «настоящих» стихах. (А стихи — это вовсе не все, что «в рифму».) В детских садах, как правило, стихам отводится очень узкая и определенная роль: их учат к праздникам. Этого явно недостаточно. Чтобы стихи стали действительно катализатором речевого развития ребенка, они должны присутствовать «как чтение». То есть стихи нужно читать — каждый день, например, перед сном. Такой обязательный речевой ритуал, не сильно обременяющий родителей, — «пять минут поэзии на ночь»,

Сегодня мы хотим обратить ваше внимание на сборник стихов Ирины Пивоваровой «Потерялась птица в небе».
Ирина Пивоварова — известная писательница детской литературы советского периода.
Стихи Пивоваровой — классические, т.е. структура стиха узнаваемая, текст нигде не застревает, льется гладко, как ручеек. Если говорить про общую интонацию, эти стихи успокаивают, убаюкивают. Не случайно в сборнике много произведений, которые относятся к жанру колыбельных. Это маленькие сказки-фантазии. И их очень правильно читать перед сном.
Жил-был синий-синий
Вечер
С белой круглою
Луной.
Целый вечер
Синий вечер
Вешал звезды
Надо мной. (...)
А потом,
Даю вам слово,
Из дымка
Костра ночного
И из белого
Тумана
Сказку сонную
Сложил.

Но есть и тексты, в которых на первый план выступает фонематическая игра, и их можно использовать для отработки звуков:
Ранним утром Тарарам
Раскатился по дворам,
Раскатился, покатился
По дворам и по садам,
По садам и по полям,
По полям и по лесам,
По лесам, по небесам —
Та-ра-ра-а-а-м!

В этом отрывке живет и грохочет гром вместе с «бичом» детского произношения — звуком «р».
Только звук дан не сам по себе, а через яркий, захватывающий образ.
Есть в сборнике стихи, которые пригодятся для занятий по изобразительному искусству. Причем, что характерно для стихов Ирины Пивоваровой, в них отражается очень точно пойманная «детская ситуация», которую каждый ребенок тотчас же узнает и соотнесет со своим опытом. К примеру, в стихотворении «Глиняная корова», написанном от лица ребенка, маленький художник лепит корову, которая вдруг начинает лаять, как собака. То есть в планах художника было слепить одно, а вышло совсем другое. Ребенок не всегда признается в этом себе, а в стихотворении ситуация обнажается и позволяет читателю посмеяться (не зло) над горе-художником, т.е. — над самим собой. Это очень важно для читателя в возрасте пяти-шести лет, когда начинает формироваться способность воспринимать критику.
Поэтому пятилетки воспримут стихи Ирины Пивоваровой с наибольшим эффектом понимания и отождествления.
Но читать их в домашних условиях можно даже трехлеточкам — именно в силу тех качеств, что были описаны выше: льющийся стих, легкие, точные рифмы, множество понятных образов.
Вот еще одно из стихотворений Ирины Пивоваровой, включенное в сборник «Потерялась птица в небе». Стихотворение «универсальное» с точки зрения возраста детей, которым его можно читать. В нем рассказывается об обувном магазине, где зверюшки покупают себе галошки. Это «игра в магазин» — только в стихах. Ведь дети уже могут оценить расхождение «между сказкой и былью»: таких магазинов «по правде» не бывает, а понарошку — пожалуйста.
Кроме того, персонажи стихотворения — зверюшки-детишки. Все они называются уменьшительно-ласкательными именами, а про бегемотиков к тому же сообщается, что у них есть мама. Это тоже очень близко ребенку. Картинка, изображающая плавающих бегемотиков в галошках, очень смешная и ласковая одновременно (как и стихотворение).
А еще в этом стихотворении при внимательном анализе можно обнаружить множество «образовательной информации». Про уменьшительно-ласкательные суффиксы уже было сказано. Но есть еще и материал для сопоставления разных предметов по величине: для лягушки галошки величиной с копейку, для бегемотиков — величиной со скамейку. И ножки, и галошки волей-неволей пересчитываются: сколько ножек, столько же галошек.
Только вслух и по указке делать этого не надо. Пусть это останется «скрытым знанием», которое дарит ребенку стихотворение.

БЕГЕМОТИКИ
Спросили бегемотики
У продавщицы-кошки:
— Нельзя ли нам
У вас купить
Блестящие
Галошки?
— Мур-мур,
У нас галошки есть
Для зайца
И для мышки.
И для лисички тоже есть,
И даже для мартышки.
И для лягушки
Тоже есть —
Величиной с копейку,
Ну, и для вас,
Конечно, есть —
Размером со скамейку!
Купили бегемотики
Блестящие
Галошки.
И вот домой в галошках
Помчались
По дорожке.
И, долго с мамой плавая,
Держали кверху
Ножки,
Чтоб все видали
Новые,
Блестящие
Галошки.

(По материалам журнала
«Дошкольное образование». – 2011. - № 14)

 Подготовила Т. В.Рубцова

Назад

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.