Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Уважаемые посетители! 

Среди подписных изданий отдела специализированной литературы (ОСЛ) Центральной городской библиотеки в 2017 году есть немало журналов по разным направлениям искусства: Музыкальная жизнь, Музыка в школе и Музыкальная палитра, Искусство, Искусство и образование, Искусство в школе, Русское искусство и Я вхожу в мир искусств, а также Клуб, Театр, Народное творчество. Для детей выписаны журналы Эскиз и Юный художник.

В первом квартале 2017 года мы познакомили вас с журналами «Музыкальная жизнь» и «Музыкальная палитра».

Во втором квартале был представлен обзор изданий, посвященных изобразительному искусству «Русское искусство» и «Юный художник».

Сейчас предлагаем вашему вниманию издания «Искусство в школе» и «Музыка в школе», которые будут интересны в первую очередь педагогам, а также всем, кто интересуется данной темой.

Журналы поступили в фонды библиотеки в третьем квартале 2017 года.

«Искусство в школе» – это единственное научно-методическое иллюстрированное издание, посвященное не какой-либо отдельной художественной дисциплине, а совокупности проблем преподавания искусства в школе.

Под таким названием журнал стал издаваться в 1991 году. В нем представлены материалы о передовых методах преподавания мировой художественной культуры, изобразительных искусств, музыки, театра, как в школьных, так и во внешкольных формах; литературы как предмета эстетического цикла, включающего детское литературное творчество.

Традиционные рубрики журнала: Вопросы художественной педагогики, Искусство нашего времени, Музейная педагогика, Компьютерные технологии, Из опыта работы, К юбилею, Память культуры, Творческие проекты, Экранные искусства и другие.

Издание представлено в черно-белом варианте. На цветных вклейках и обложках журнала помещаются иллюстрации к статьям, материалы по мировой художественной культуре, творческие работы детей. Журнал также содержит нотные материалы. Представляем некоторые материалы и статьи журнала.

Рубрика «Вопросы художественной педагогики» представлена материалом доктора психологических наук А. Мелик-Пашаева «Прочитать, услышать, увидеть…» (№ 1, 2017, стр. 3-6). Речь идет о конференции, прошедшей в Психологическом институте Российской академии образования, на тему «Литература на экране». Одна из проблем, которую обсуждали – это проблема экранизации художественных произведений, её плюсов и минусов, возможностей и «невозможностей». Вторая – это формы участия экранных искусств в современном литературном образовании.

Праздником для участников конференции стали творческие встречи, завершавшие рабочую программу каждого дня. В первый день с участниками встретился глубокий знаток русской литературы И. П. Золотусский, который дал всем ценнейший урок сочувственного, любящего и мудрого отношения к творчеству писателей и их личной судьбе.

Во второй день – замечательный режиссёр мультипликации – заслуженный деятель искусств России Л. В. Носырев говорил о том, какое значение имеют слово и стиль писателя для мультфильма по его произведению, и показал тонкий и виртуозный мультфильм по рассказу Бориса Шергина «Пинежский Пушкин» (иллюстрации на 3-й странице цветной вкладки журнала). Статья написана по материалам выступлений на конференции (№ 1, 2017, стр. 3-6).

Победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2015» С. Кочережко в материале «Современный урок: мифы и реальность» задает вопрос: «Всегда ли модное и популярное оказывается эффективным?»

Речь идет о введении в 2009-2010 гг. ФГОС общего образования второго поколения. С этого момента педагогическая общественность пытается ответить на вопрос: как именно добиться этих результатов? Поскольку требования к результатам образования современные, то и реализовать их может только «современный» урок. Но как должен быть организован такой урок? И чем он должен отличаться от урока «несовременного», так как если есть «новый», то есть где-то и «старый» урок?

Автор рассматривает этот вопрос с позиции новых стандартов образования (ФГОС). Дают ли ФГОС сами по себе ответы на вопросы? Нет, не дают. Описанные в статье ситуации дают основания сделать вывод о некоем кризисе поиска новых педагогических технологий в современной школе и задуматься о способах выхода из него.

«Главным на уроке является «не удивлять инновационными технологиями, а научить учащихся» - пишет автор статьи.

Опасность обсуждаемых в статье явлений – таких, как формализация и бюрократизация урока, погоня за «новыми технологиями» и терминологией, непонимание сути деятельностного подхода, исчезновение содержательного личностного общения учителя с учеником и т. д. – в несколько раз возрастает на занятиях искусством, художественным творчеством.

Искусство в школе 3.jpgЭта статья помогает учителям приобрести иммунитет к псевдосовременному пустословию, поскольку описанные автором «перегибы на местах» не следуют из реальных требований ФГОС (№ 3, 2017, стр. 3-6).
Большой интерес для педагогов представляют материалы рубрики «Из опыта работы», где обсуждаются вопросы современных подходов к образованию и воспитанию, а также раскрывается целая палитра многочисленных технологий и методов.

Сотрудник библиотеки Академии русского балета имени А.Я. Вагановой из Санкт-Петербурга М. Гендова в статье «Живая природа и балетное искусство» делится опытом организации и проведения интегрированных уроков. Причем, на взгляд автора статьи, наиболее перспективным «инструментом» являются интегрированные уроки, построенные на взаимодействии нескольких учебных дисциплин (биологии, географии истории, искусства и прочих) и нацеленные на более полное, разностороннее раскрытие изучаемого материала и формирование единой картины мира.

Искусство в школе 2.jpgВзаимодействие учебных предметов позволяет педагогу одновременно открыть для ребенка мир научного знания и мир культуры. Опыт работы педагога показывает, что предметы естественно-математического и гуманитарного цикла могут работать в тандеме, дополняя друг друга. С этой целью, уже сначала учебного года, педагог уделила пристальное внимание разделам краеведения и русского балетного искусства. Что из этого вышло можно узнать из разработки урока (представлен ход занятия) «Наш дом – Ленинградская область: знакомство с ее животным миром через призму балетного искусства» (№ 2, 2017, стр. 25-31).

Заслуженный работник культуры РФ, руководитель изостудии «Мир в красках» (лицей № 1533, город Москва) М. Каштанова делится опытом своей работы в статье «Путешествие в музей – неотъемлемая часть художественного образования школьников». Автор пишет о том, что путешествие в музей, где происходит встреча с подлинными произведениями искусства, – это важная часть художественного образования детей, эффективная форма приобщения подрастающего поколения к культуре. С этой целью было организовано путешествие воспитанников изостудии «Мир в красках» по залам Государственной Третьяковской галереи и в усадьбу Абрамцево.

Исскуствов школе 4.jpgПедагог представляет этапы подготовительной работы, предшествовавшей посещению музея, рассказывает о том, как заинтересованно проходило реальное путешествие по галерее, где дети внимательно слушали экскурсовода и пристально рассматривали картины, с которыми предварительно познакомились на занятиях в изостудии (№ 4, 2017, стр. 25-28).

Педагог дополнительного образования «Гимназия № 1590 имени В. В. Колесника» (дошкольное отделение № 1, город Москва) Г. Селезнева в статье «Путешествуя по миру: почтовая марка в творчестве дошкольников» делится эффективными формами художественного развития дошкольников и воспитательной работы с ними в процессе подготовки к участию в международном конкурсе детского рисунка «Я вижу мир».

Педагогом была разработана серия занятий по теме «О чем рассказала марка?», на которых создавались эскизы почтовых марок, и использовалась игровая технология «Путешествия в реальные и предполагаемые обстоятельства».

Почтовая марка стала источником информации, способствующим расширению детских представлений о деятельности художника, который создает рисованные марки. Дети познакомились с историей почты, узнали о роли почтовой марки на почтовом конверте, побывали на экскурсии в почтовом отделении, сами рисовали почтовые марки.

Был разработан проект «Путешествия по миру: о чем рассказала марка». Реализуя проект, педагог познакомила дошкольников с разными континентами и странами. Рассматривая страны и материки на глобусе, каждый ребенок выбрал то место, где бы он хотел побывать и нарисовать об этом марку. К работе образовательного проекта «О чем рассказала марка?» были подключены родители.

Метод путешествий в реальные и предполагаемые обстоятельства стал эффективной формой работы с детьми дошкольного возраста. Подробнее познакомиться с проектом можно на страницах журнала (№ 4, 2017, стр. 29-31).

В журнале «Искусство в школе» читатели могут познакомиться и с другими материалами из опыта работы педагогов страны:

М. Топчий – учитель музыки из города Борисоглебска в статье «Музыкальный ринг» представляет разработку внеклассного мероприятия для учащихся 7-х классов. Это интеллектуальная игра-марафон «Дорогу осилит идущий», цель которой – познакомить школьников с творчеством великих мировых композиторов. Игра-марафон включает в себя шесть конкурсов, с подробным описанием заданий, музыкальными подсказками и списком литературы, который поможет организовать такую игру (№ 2, 2017, стр. 37-39);

В. Мячина – педагог из города Липецка в статье «Художник рисует книгу» представляет ход занятия, которое знакомит младших школьников с искусством иллюстрирования. Речь идет о художественной иллюстрации – важнейшем элементе детской книги. Представленный материал знакомит детей с профессией художника-иллюстратора, рассказывает об особенностях книжной графики, основных материалах, которые используют в работе художники-иллюстраторы. Задача такого занятия – вызвать у детей эмоциональный отклик на иллюстрации в книгах и пробудить уважительное отношение и интерес к литературе. Иллюстрации к статье можно посмотреть на цветных вкладках в журнале (№ 3, 2017, стр. 31-33);

к статье Художник рисует книгу.jpg

Л. Селиванова – педагог, руководитель театра-студии «Экополис» из города Дубна в статье «Сопровождение одаренных детей в театральной студии» знакомит коллег с одним из главных направлений работы своей школы – созданием условий для оптимального развития одаренных детей. Она рассказывает о работе театра-студии «Экополис» и надеется, что опыт ее работы в этом направлении пригодится педагогам страны (№ 4, 2017, стр. 42-44).

Интерес для читателей представляет рубрика журнала «Творческие проекты». Примечательно то, что проекты созданные школьниками, заинтересуют и специалистов в области искусства.

Мурашко Ярослава – десятиклассница одной из московских школ представляет проект «Убедительность, не объяснимая словами». Это опыт реконструкции творческого метода Николая Константиновича Рериха – известного во всем мире ученого, археолога, путешественника, культурного и общественного деятеля, философа-гуманиста. Н. К. Рерих – автор 27 книг, а также статей, очерков, стихов. Николай Рерих – выдающийся исследователь.

Но прежде всего Николай Константинович Рерих известен как художник. Исследуя творческое наследие Н. К. Рериха, десятиклассница заинтересовалась его научными экспедициями. Ей показалось необычным многообразие целей экспедиций. Эти экспедиции имели не только целый спектр научных целей, но также давали материал для создания живописных полотен. Далее она провела исследование картин Н. К. Рериха, созданных художником во время Центрально-Азиатской экспедиции. Особенно школьницу заинтересовал Алтайский период этой экспедиции, который недостаточно освещен.

По оценкам специалистов проект десятиклассницы Ярославы Мурашко представляет собой успешную попытку реконструировать творческий метод художника Н. К. Рериха (№ 4, 2017, стр. 9-13).

Если в предыдущем проекте старшеклассница участвовала одновременно и как художница, и как путешественник-исследователь, то следующий проект выполнен семиклассницей одной из московских школ Федоровой Катей. Называется он «Образ лисы в русской и китайской сказочной традициях. Сходство и различие» и представляет собой первую попытку самостоятельного литературоведческого исследования.

Его тема возникла из интереса школьницы к культуре Китая. Она самостоятельно начала изучать китайский язык, увидев огромное отличие этого языка от родного, русского языка. Потом появилось желание сопоставить и другие явления русской и китайской культуры. Заслуживает внимание и то, что до этого проекта школьницу интересовало только художественное творчество: она много рисовала, сочиняла стихи и повести, даже сняла по своему сценарию небольшой игровой фильм, также связанный с дальневосточным сказочным фольклором. Вероятно, поэтому завершением ее исследовательской работы стали два рисунка – иллюстрации, на которых представлены образы двух лисиц, русской и китайской.

Актуальность своего исследования школьница обосновала тем, что Китай – одна из главных держав мира, ближайший и очень важный сосед нашей страны. Но мы мало знаем о его культуре. Поэтому важно постараться узнать об этой стране больше, а начать это узнавание лучше с сопоставления произведений русского и китайского народного творчества, относящихся к схожим областям и жанрам.

Далее, представлена разработка самого исследования, с рисунками автора, подробным описанием, списком, использованной литературы, заключением и выводами школьницы (№ 4, 2017, стр. 52-56).

Исследование семиклассницы показывает, что содержательная проектная деятельность доступна не только старшеклассникам, но и ученикам средних классов. А самостоятельные проекты школьников получают все более широкое распространение и становятся важной составляющей современного образования.

убрика «Письмо в редакцию» знакомит с Александром Васильевичем Суворовым и его письмом в журнал «Памяти Евтушенко».

Памяти Е. Евтушенко.jpg

А. В. Суворов – российский поэт, прозаик, публицист; доктор психологических наук, действительный член Академии информатизации при ООН, профессор. Он – кавалер многих орденов, медалей, почетных знаков. Но самым почетным званием считает то, которое ему присвоили дети: «Детская вешалка».

Александр Васильевич – человек редчайшей духовной силы, слепоглухой с детства. Дело всей его жизни – преодоление одиночества, которое не минует никого. Всю жизнь он хранит благодарную память о выдающихся людях, которые в 70-80-е годы вели в Сергиево-Посадском (Загорском) детском доме и в Психологическом институте поистине беспрецедентную работу по реабилитации слепоглухих детей.

Вот что пишет сам Александр Суворов о себе: «Прозванный «Детской Вешалкой», я всегда претендовал на то, чтобы на мне «висели» всякие дети – не обязательно, и тем более не исключительно инвалиды. Ведь и совместная педагогика – именно поэтому совместная, что призвана предотвращать, а если возникли – устранять недоразумения между больными и здоровыми детьми, делая их взаимоотношения по возможности взаимно-человечными».

В своей статье «Памяти Евтушенко» автор рассказывает о том, как он начинал знакомиться с миром литературы. Читал классиков, опережая школьную программу. Со школьными учебниками по русской и советской литературе обращался, как со справочниками.

Выбирая книги на стеллажах в библиотеке, он полюбил творчество многих классиков литературы. И однажды в учебнике по русской советской литературе наткнулся на имена Евтушенко, Рождественского, Вознесенского… Стихов для слепых тогда еще не издавали. Но юный Александр Суворов уже знал о существовании этих поэтов и очень надеялся когда-нибудь познакомиться с их творчеством.

В письме в редакцию он вспоминает о том, как в 70-е годы двадцатого века для слепых издали большой сборник стихотворений Евгения Евтушенко «Идут белые снеги». Надолго эта книга стала одной из любимейших поэтически книг Александра Васильевича. В дальнейшие годы ему очень хотелось познакомиться с текущим творчеством поэта, но слепоглухому человеку оставалось только надеяться и ждать, что новые стихи когда-нибудь издадут по Брайлю.

Судьба преподнесла Александру Васильеву подарок. В 2002 году он встретился с Евгением Евтушенко в одной из студий телецентра Останкино. Суворов попросил разрешения поздороваться с поэтом. Когда разрешили, Александр взял поэта правой рукой за его правую руку и продекламировал стихи из сборника «Идут белые снеги». Евтушенко поцеловал Суворова и пожелал ему творческих успехов.

Эти и другие воспоминания Александр Васильевич Суворов прислал в редакцию журнала «Искусство в школе» после смерти любимого им поэта (№ 3, 2017, стр. 47-48).

Просьба к тем, кто заинтересуется публикациями журнала, обратить внимание и на другие рубрики «Искусства в школе»: Наши конкурсы, Искусство нашего времени, Художник-педагог и педагог-художник.

При поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии «Искусство в школе» осуществляет проект «Экранные искусства: постижение через творчество», цель которого подготовить почву для включения экранных искусств в общее образование.

Журнал выходит 6 раз в год, по четным месяцам. Вместе с шестым номером приходит тематический выпуск, посвященный киноискусству и кинообразованию.

«Искусство в школе» проводит творческие конкурсы для детей и учителей, а также педагогические семинары-совещания. Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией для публикации материалов диссертационных исследований по педагогике искусства.

В следующих номерах журнала будут рассматриваться темы: «Религиозное и светское образование: соперники? соседи? сотрудники?»; «Истоки и специфика детского художественного творчества»; «Итоги творческих конкурсов журнала» и другие.

Электронная версия журнала есть в Интернете.

Сайт журнала: http://art-inschool.ru/

 

обложка Музыка в школе.jpg«Музыка в школе» – это научно-методическое издание для специалистов в области музыкального образования. Журнал издается в нашей стране с 2000 года, периодичность выхода – 6 раз в год.

Музыка как учебный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки и музыковедение, а также дает простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах. В содержание этого предмета введено восприятие звучащей музыки, хоровое исполнение, усвоение нотной грамоты и элементов музыковедения, развитие способностей к музыкальной
импровизации.

Рубрики журнала: Классическое наследие, Мир музыкальных инструментов, Музыкальные страницы, Песенный репертуар, Формы и методы обучения, Наши сценарии, Новые технологии и другие.

Предлагаем краткое знакомство с содержанием рубрик журнала.

Рубрика «Мир музыкальных инструментов» представляет материал Елены Игнатовой – преподавателя московской ДМШ (детской музыкальной школы имени С. Лемешева) под названием «Гениальный Леонардо да Винчи».

к статье о Леонардо да Винчи.jpg

То, что автор знаменитой «Джоконды», – известный художник, изобретатель и гениальный военный инженер, известно каждому. Но вот то, что он был ещё талантливым музыкантом и композитором, известно немногим. Леонардо да Винчи обладал абсолютным слухом и замечательным голосом.

Леонардо прекрасно играл на лютне (лютня – струнный щипковый музыкальный инструмент, напоминающий современную гитару), пел и даже преподавал пение. Он был первым, кто изучал природу вокального искусства, исследовал роль органов дыхания в процессе пения. Всё это нашло отражение в специальном трактате, написанном Леонардо да Винчи в 1516 году.  До недавнего времени о нём никто не знал.

Автор статьи знакомит читателей с изобретением Леонардо – новым музыкальным инструментом, чертежи которого да Винчи нарисовал, но сам инструмент создать не успел. Инструмент был создан спустя 500 лет после создания чертежей благодаря стараниям польского пианиста Славомира Зубрицкого. Он потратил на его создание 3 года и около 5000 часов, ни на шаг не отклоняясь от чертежей и записей Леонардо да Винчи.

Речь идет об инструменте «Виола органиста» или «смычковом пианино». Звучит он одновременно и как пианино и как виолончель. На сегодняшний день в распоряжении польского пианиста находится единственный в своём роде инструмент, который был разработан Леонардо да Винчи – гением эпохи Возрождения, которому так и не суждено было его услышать.

Виола органиста инструмент-чертеж Леонардо да Винчи.jpg

Об основном принципе работы инструмента, о создателях произведений для него, а также рисунки чертежей инструмента и фото «Виола органиста» можно прочитать и увидеть на страницах журнала «Музыка в школе» (№ 3, 2017, стр. 10-14).

Рубрика «Памятная дата» представлена статьями, посвященными 130-летию со дня смерти композитора Александра Бородина. Это публикация фрагментов статьи русского музыкального критика В. В. Стасова: «Александр Порфирьевич Бородин» – о детских и юношеских годах композитора и «Страницы из жизни и творчества Александра Бородина».

Портрет А. Бородина, худ. Деньер.jpg

Читателям будет интересно узнать о родителях Александра Бородина - Авдотье Константиновне Антоновой и Луке Степановиче Гедеонове, – а также почему маленький незаконнорожденный Саша не получил при рождении фамилию отца и его записали сыном крепостного, слуги князя Гедеонова. О том, как рос будущий композитор, поражая своими необыкновенными музыкальными способностями, с кем дружил и чем увлекался, как стал не только великим композитором, но и ученым-химиком, как складывались его отношения с друзьями и соратниками по Могучей кучке (творческое содружество русских композиторов) можно прочитать в этой статье.

В материале представлены портреты родителей и самого композитора в юношеском возрасте, написанные художником Андреем Ивановичем Деньером – одним из ведущих портретистов XIX века, известным портретами деятелей искусств. Можно увидеть здесь и портреты русских композиторов Н. А. Римского-Корсакова и А. Глазунова, написанные Ильей Репиным, а также фотографии близких и родных людей Александра Бородина, друзей и соратников по творчеству. Есть здесь и фото памятника, установленного на его могиле композитора в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге (№ 4, 2017, стр. 3-37).

Интерес представляет разработка урока для юных музыкантов, представленная Алсу Мингазовой – преподавателем теоретических дисциплин Детской школы искусств из Мурманской области – «Александр Бородин – основоположник русского эпического симфонизма». Это итоговое занятие, которое завершило изучение творчества композитора А. П. Бородина на уроках в школе искусств.

Композитор Александр Бородин был ещё и первоклассным химиком, которому многим обязана отечественная химия. В нескончаемом споре между наукой и музыкой Бородин не мог отдать предпочтение ни тому, ни другому. Однако в историю мировой культуры Александр Порфирьевич Бородин вошел, прежде всего, как композитор. В своей музыке он воплотил величие, мощь и героические черты характера русского народа, а также величавые образы национального былинного эпоса.

В материале представлен план и ход урока, в приложении – кроссворд и викторина по биографии и творчеству композитора. Открытый урок автора статьи представляет интерес для специалистов, работающих с детьми (№ 4, 2017, стр. 38-41).

В рубрике «Песенный репертуар» представлена информация об авторах собственных песен, а также тесты их произведений с нотами:

Ольга Тимошкина – преподаватель Центра Немецкой культуры из Новосибирской области знакомит читателей со своей песней «Кукла» (музыка и слова автора). Приложены ноты произведения (№ 4, 2017, стр. 69-71);

Людмила Петровых – певица, композитор, поэтесса, педагог вокала и фортепиано, переводчик представляет одну из своих песен «Москва» (музыка и слова автора) с нотами произведения. Людмила Петровых – автор патриотического проекта – музыкального альбома «Гимны городам-героям и песни о любви». Проект одобрен Министерством образования РФ и рекомендован для использования в образовательных организациях (№ 4, 2017, стр. 77-78);

Алексей Власов – учитель музыки из Алтайского края, член Союза писателей России представляет песню «Мой дедушка» (слова и музыка автора) с нотами произведения (№ 3, 2017, стр. 67-68);

Игорь Михайлович Красильников – доктор педагогических наук, композитор представляет три песни для детского хора на стихи Сергея Есенина под общим название «От заката до рассвета» (слова Сергея Есенина, музыка Игоря Красильникова) с нотами произведений (№ 3, 2017, стр. 55-66).

Рубрика «Формы и методы обучения» представлена материалом Жанны Кармазиной – учителя-методиста, кандидата педагогических наук из Москвы – «Музыкальные, исторические и архитектурные объекты Москвы, связанные с жизнью П. И. Чайковского и С. С. Прокофьева». Это музыкально-образовательный маршрут в пространстве и времени для начальной школы.

Автор задается вопросом, к какому виду туризма можно отнести школьные познавательные экскурсии, например в своем городе, если они планируются как продолжение урока и поиск ответов на вопросы учебной программы? Скорее всего – это образовательный туризм, который сегодня признается одним из инновационных методов педагогического процесса.

Одно из направлений – организация городских познавательных маршрутов, связанных с темами учебных программ. Кроме прочих преимуществ, это направление наиболее эффективно при знакомстве с той или иной выдающейся личностью и ее творчеством, особенно при наличии в черте города или его окрестностях примечательных именных или культурных объектов: музеев, домов-усадеб, скульптурных и архитектурных памятников.

Поскольку образцов музыкально-образовательного маршрута, организованного в пространстве и времени, на сегодняшний день нет, автор материала предлагает свой вариант, который можно дополнять, сокращать, модифицировать и использовать в работе. Естественно тему и вопросы образовательного маршрута каждый преподаватель формулирует самостоятельно.

Педагог подробно расписал цель музыкально-образовательного путешествия и его этапы: подготовительный, информационно-интерактивный, соревновательно-игровой, обобщающий, этап – вопросы и квесты, а также представил сценарий музыкально-образовательного маршрута. В экскурсиях и конкурсах желательно участие родителей.

Данный опыт работы может заинтересовать специалистов, работающих с детьми. Такая форма обучения способна не только расширить кругозор учащихся и принести практическую пользу в ознакомлении с материалом, но и в ряде случаев целиком заменить традиционный урок, обеспечив самостоятельное «добывание» знаний из новых источников и получение полной картины из отдельных впечатлений и свежей информации (№ 4, 2017, стр. 47-61).

Рубрика «Новые технологии» представляет методическую работу «Барокко. Мультимедийная презентация к уроку музыкальной литературы» Татьяны Даниловой – преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Детской школы искусств из Новомосковска. Эта методика предназначена преподавателям, которые в своей деятельности используют компьютерные технологии. Создание презентации в PowerPoint призвано оказать помощь преподавателям музыкально-теоретических дисциплин при подготовке уроков музыкальной литературы.

Использование мультимедийных средств повышает качество и эффективность обучения музыкальной литературе, развивает учебную деятельность.

Автор статьи рассказывает о преимуществах мультимедийных технологий в преподавании музыкальной литературы, обращая внимание специалистов на то, что на уроке более эффективным является применение презентаций PowerPoint, а не готового продукта (в виде дисков с обучающими программами).

Работа в программе PowerPoint позволяет каждому учителю стать разработчиком собственного программного продукта по своему предмету. Во-первых, каждый учитель должен иметь возможность творчески выстраивать урок; во-вторых, презентация позволяет использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, видео-аудиофрагменты и т. д.).

На страницах журнала педагог делится своими наработками. И представляет урок по теме «Барокко» с богатым иллюстративным материалом и видеоклипами.

Автор статьи обращает внимание и на то, что презентации могут готовить и сами учащиеся. Для этого дети используют Интернет-ресурсы, различные мультимедийные пособия, энциклопедии.

Использование мультимедийных средств повышает качество и эффективность обучения предмету, развивает учебную деятельность. Активные методы предоставления информации, оживляют образовательный процесс, позитивно воспринимаются учащимися и положительно сказываются результатах обучения. А многофункциональность компьютера позволяет удовлетворить множество познавательных потребностей ученика.

При этом не надо забывать и о том, что учебник – наиболее привычный инструмент, помощник ребенку и педагогу, который можно листать, общаться с ним, как с человеком. ИКТ-технологии – это дополнительные возможности обучения. Поэтому ИКТ и учебник – одно целое (№ 3, 2017, стр. 69-71).

Другие рубрики журнала «Искусство в школе» также привлекут внимание специалистов.

Сайт журнала: http://www.art-in-school.ru/music/

Кроме представленных изданий в фонды Центральной городской библиотеки в 2017 году поступают также учебно-методические журналы издательского дома «Первое сентября»: Английский язык, Библиотека в школе, Биология в школе, Дошкольное образование, Искусство, Начальная школа, Школьный психолог.

Это самостоятельные журналы по предметам и направлениям школьной жизни. Они призваны помогать учителям, поддерживать их, давать им возможность обмена мнениями и опытом.

На страницах следующих обзоров мы продолжим знакомить вас с новыми периодическими изданиями из фондов Центральной городской библиотеки.

Подготовила: Стаканчикова О. А., библиограф СБО МБУК «ЦГБ».

 

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.