Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Уважаемые посетители! Представляем вашему вниманию обзор журнала «Родина», поступившего в фонды отдела обслуживания Центральной городской библиотеки в 1 квартале 2019 года.

Родина 1 обложка.jpg«Родина» – популярный исторический журнал, который в 2019 году отмечает 140 лет со дня выхода первого номера. Это – продолжение традиций научно-популярной исторической журналистики, заложенных создателями одноименного дореволюционного издания еще в 19 веке.

Первый номер журнала был допущен к печати цензурой 8 января 1879 года, в столице Российской империи Санкт-Петербурге. Объём журнала был 80 страниц, стоил он 25 копеек и позиционировался как «ежемесячный с картинками», а с 1883 года стал выходить как еженедельник.

О чём можно было прочитать в журнале того времени? Например, рассказывалось, что в июне 1890 года в Санкт-Петербурге собрались профессионалы тюремного дела со всего мира. В городе на Неве проходил первый Международный конгресс, на котором представители тюремных ведомств обменивались опытом работы и рассказывали о своих достижениях.

Журнал появился на свет в колоритной компании, так как в этом же году родились Альберт Энштейн – немецкий ученый-физик, один из основателей современной теоретической физики и лауреат Нобелевской премии по физике;революционный и государственный деятель 20 века Лев Троцкий, а также русский террорист и публицист Борис Савенков. Также принято считать, что и Иосиф Сталин родился в 1879 г.

Издание печаталось до 1917 года,но после произошедших в стране революций, прекратило своё существование более чем на 70 лет.

Несколько десятилетий – с 1917 по 1988 годы –читатели ждали возобновление выхода «Родины». В январе 1989 года в Москве он снова увидел свет, как ежемесячный советский, а с 1992 года – российский исторический иллюстрированный журнал. Издание учреждено Администрацией Президента России и Правительством России. Издается при поддержке Федерального агентства России по печати и массовым коммуникациям.

Современная «Родина» неизменно представляет читателю богатый просветительский материал.

Предлагаем путешествие по страницам одного из интереснейших российских изданий, в биографии которого было много разного. В наступившем юбилейном году читатели перелистают пожелтевшие страницы «Родины» девятнадцатого века и познакомятся с рубриками двадцать первого века. Некоторые номера объединены одной отдельной темой.

Традиционных рубрик у журнала достаточно много: «С чего начинается Родина», «Расследование Родины», «Партнёры Родины», «Читальня Родины», «Исторический кроссворд Родины».

Но есть и меняющиеся рубрики – «Большая Родня», «Легенды Родины», «Реликвии Родины», «Фильмы Родины»», «Кухня Родины», «Наряды Родины» и другие.

Рубрика «С чего начинается Родина» в материале «Как молоды мы были. И всегда будем!» предлагает читателям путешествие по истории и страницам первого номера журнала за 1879 год (текст подготовлен Екатериной Зайцевой). Читатели узнают, что в числе первых издателей «Родины» был Андрей Иванович Траншель – саксонский подданный, владелец типографии и хромолитографии, где печатал свой роман «Подросток» русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский. Владелец типографии и корректировщица журнала рассказывают о первой встрече с писателем и впечатлении, которое произвёл на них Достоевский при посещении типографии.

В 1886 году журнал возглавил Альвин Андреевич Каспари, признанный лучшим его издателем. Он реформировал «Родину» в еженедельный иллюстрированный журнал и стал одним из первых, кто создал еженедельник нового типа – с отдельными бесплатными приложениями («Развлечение: в часы отдыха», «Всемирное обозрение», «Новейшие моды и рукоделия»). Эти приложения были рассчитаны на широкую аудиторию читателей и значительно увеличили число подписчиков издания.

Первый номер Родины за 1879 год.jpgСовременные читатели могут увидеть обложку первого номера журнала за 1879 год, а также рекламный плакат для подписчиков издания того времени. В рекламе подписчикам предлагаются книги, которые имеются на складах типографии. Вот некоторые из них: «Болезни нервной системы», «Путешествие по Египту», «Жители небесных миров», «Зверинец для детей» (звери и птицы) и другие, не менее интересные издания.

Читателям будет интересно узнать, какой исторический документ был опубликован на страницах первого номера журнала, и какому очень популярному в 19-м веке иллюстрированному журналу для семейного чтения, «Родина» стала достойным конкурентом.

Просматривая архив журнала за 19-й век, сотрудники обнаружили в апрельском номере за 1879 год стихотворение «Родина», в котором угадывается написанный ещё в 1841 году одноименный шедевр Михаила Лермонтова. Возник вопрос: что это – ранняя редакция произведения М. Ю. Лермонтова? Или нашёлся умелый подражатель гениальному русскому поэту? Вот так загадка!

Ответ на этот вопрос ещё предстоит найти. Ведь стихотворение в журнале за 1879 год не подписано. Современное издание предоставило читателям возможность сравнить оба текста (они приведены на страницах издания) и, может быть, у кого-то возникнет своя версия по этому поводу (№ 1, 2019 год, стр. 4-9).

В первом номере журнала за 2019 год состоялась премьера новой рубрики «Родичи РодинI». В год 365-летия воссоединения России и Украины материалы этой рубрики напомнят читателям об общем и славном прошлом двух братских народов.

Кандидат исторических наук Юрий Борисёнок представляет интереснейший материал «Выбор Богдана Хмельницкого: пять простых вопросов о воссоединении России и Украины».

365 лет назад, 8 января (18-го по новому стилю) 1654 года, Переяславская рада приняла решение об объединении части украинских земель, контролируемых Войском Запорожским. Этот решительный поступок гетмана Богдана Хмельницкого давно оброс мифами и легендами, а в наше время – ещё и пиар-конструкциями по мотивам текущей политики.

Автор статьи отвечает на пять простых вопросов. Впрочем, эти вопросы только на первый взгляд кажутся простыми: 1). Почему решения Переяславской рады обозначаются термином «воссоединение»? 2). Почему Богдан Хмельницкий пошёл против интересов сородичей? 3). Почему в Москве не сразу пошли навстречу Хмельницкому? 4). Почему воссоединение возмутило Василия Ключевского? 5). Почему официальная Украина даже сегодня не опровергает решений Переяславской рады?

Тем, кого заинтересует этот материал, напоминаем, что Богдан Хмельницкий был гетманом Войска Запорожского, полководцем, политическим и государственным деятелем. А ещё Богдан Михайлович был предводителем казацкого восстания, в результате которого Запорожская Сечь в Левобережье Днепра, а также и Киев окончательно отделились от Речи Посполитой и вошли в состав Русского государства.

А Василий Ключевский, который упомянут в статье, – это известный российский историк, а также председатель Императорского Общества истории и российских древностей при Московском университете. Он резко критиковал царя Алексея Михайловича за его украинскую политику, якобы не отвечавшую национальным интересам России.

Познакомившись с материалом, будет интересно узнать и о том, какие события предшествовали воссоединению, и почему только московский православный царь не отказал Богдану Хмельницкому в реальной поддержке (№ 1, 2019 год, стр. 32-35).

В этой премьерной рубрике много интересного материала о прошлой и настоящей Украине.

Не останется без внимания статья Екатерины Зайцевой «Борщ с пампушками: праздничный обед к 365-летию воссоединения России и Украины». Автор знакомит читателей с меню «украинской классики»: борщ с пампушками, картопляники, вареники с вишней. А также с рецептами их приготовления.

Ничто так не объединяет, как совместное застолье! А уж под блюда украинской кухни, вдохновлявшие писателей, поэтов, художников.Прибавим сюда котлету по-киевски, галушки, смалец, вареники с вишней и прочие деликатесы, которые неразрывно связаны с нашей общей культурой питания.

А сало!? Украинцы любят и почитают его на протяжении веков. Сало считалось символом достатка, приравнивалось едва ли не к сокровищу. Это отражено и в народном фольклоре: «Были бы свинки, будет и сало, и щетинка»; «Давайте что попало, коли не хлеб, так сало»; «Живу я здорово: сало ем, на сале сплю и салом укрываюсь».

Достаточно посмотреть на колоритную иллюстрацию под названием «Щобцю картину зрозумiти, цей борщ потрiбнощезварити». Хотите узнать, что такое вергуны, или, чем отличаются галушки от ленивых вареников, и что украинцы называли хлебным вином? Тогда, «Добро пожаловать к столу!»(№ 1, 2019 год, стр. 54-56).

Иллюстрация к статье Борщ с помпушками.jpg

Рубрика журнала «Наряды Родины» представлена материалом кандидата исторических наук Ольгой Чагадаевой «Шапка-ушанка».

Россияне носили шапку-ушанку и продолжают носить её сейчас. Предшественниками современной ушанки были треух и малахай (последний отличался откидным меховым налобником). Они пользовались особой популярностью у крестьян, дворников и ямщиков центральных и северных губерний. Но и для зажиточных россиян шапка из сукна и меха, закрывающая уши от мороза и ветра, во все времена была предметом первой необходимости.

Всенародным головным убором ушанка стала в послевоенные годы, потеснив мужские кепки и женские береты. Во времена Советского Союза ушанки носили все поголовно. Отличались они лишь меховой отделкой (выдра, ондатра, нутрия, сурок, хомяк, собака…) и по ним можно было судить о статусе её владельца.Многие жители нашей страны помнят модели шапки-ушанки – финки, ушанки классические, эскимоски, «ленинградские», «олимпийские» (с козырьком).

А известные в советское время шапки из пыжика.В народе ходили анекдоты «Из жизни пыжиков». А что такое или кто такой этот пыжик? Искусственный ли это материал или натуральный мех? Из какого материала делали пыжиковые ушанки?Как по шапке можно было отличить москвича от иногороднего гражданина? Интереснейший материал об этом и многом другом в журнале (№ 2, 2019 год, стр. 76-78).

В этой же рубрике «Наряды Родины» читатели могут познакомиться с материалом кандидата искусствоведения Ольги Хорошиловой «Екатерина II: встречайте по одёжке». Речь о том, как русская императрица превратила свои наряды в оружие политической борьбы.

Императрица Екатерина II (1729-1796), правительница мудрая и дальновидная, умело влияла на общественное мнение – не только словом, но и модой. Она создала особый костюмный язык военно-политической пропаганды.

Силу этого оружия она впервые осознала в 1763 году, во время коронационных празднеств на маскараде «Торжествующая Минерва». Она чётко понимала, что и аристократы, и простые русские солдаты не одобряли нововведений её супруга Петра III. Могли невзлюбить и её за германское происхождение. Поэтому наряд для маскарада выбрала в народном вкусе – ало-бархатное платье. Этот стилизованный русский костюм очень понравился публике.

С началом Русско-турецкой войны Екатерина II вновь примерила патриотический наряд. Она «соизволила быть в славянском платье». В этом платье она как бы становилась «матерью» славянских народов, их покровительницей и заступницей.

В статье рассказывается о том, когда впервые Екатерина Великая надела русский наряд и по какому поводу? Какой фасон и цвет были у этого платья. А также, с каким удовольствием позировала она в нём художникам – Иоганну Лампи, Фёдору Рокотову, Александру Рослину, Дмитрию Левицкому. За основу наряда был взят боярский костюм эпохи царя Алексея Михайловича – этим Екатерина выказывала уважение народным традициям, русской истории, подчёркивала свою близость допетровским Романовым.

В журнале можно увидеть иллюстрации картин, на которых изображена русская императрица в разных костюмах. Есть и созданная в 1779 году медаль «В честь Екатерины II», где на аверсе помещён погрудный портрет государыни в русском платье и кокошнике, а сверху – титул: «Мать Отечества».

Екатерина Великая в одном из парадных костюмах.jpg

Более подробно об удивительных нарядах хитроумной модницы Екатерины II можно прочитать в журнале, а также узнать историю появления первых русских придворных платьев – царственных и красивых, дорогих и немного экстравагантных,а также увидеть интересные иллюстрации прошлых времён (№ 2, 2019 год, стр. 80-82).

Мода 17-го века.jpg

Рубрика журнала «Научная библиотека» представляет интерес для тех, кто профессионально интересуется историей.

Материал доктора исторических наук Игоря Курукина «Императрица Елизавета Петровна: «Поступки такой натуры весьма непристойны!» рассказывает о том, как дочь Петра I ставила на место европейских правителей за их козни против Российской империи.

Взойдя на престол в результате дворцового переворота,Елизавета Петровна не сразу выбрала внешнеполитический курс государства. Однако, вскоре молодая императрица стала серьёзной силой для европейских политиков, которые воспринимали её как явление чужеродное и временное. В принятии важных для Европы решений они пытались задаривать императрицу подношениями, надеясь склонить её на свою сторону, и в то же время делали оскорбительные выпады в адрес России.

На непристойные выпады иностранных дипломатов в адрес государства и русских политиков Елизавета Петровна отреагировала серьёзно. Она повелела разослать российским послам за границей циркулярный рескрипт за её собственноручной подписью, повелевавший дипломатам жестко отвечать на любые оскорбительные выпады и не терпеть «грубых нареканий» в адрес Российской империи.

В журнале можно прочитать рескрипт императрицы от 20 декабря 1745 года (приведён его полный текст) и узнать, как императрица и её политики определились с внешнеполитическим курсом того времени (№ 2, 2019 год, стр. 98-100).

Эта же рубрика представлена статьёй аспиранта Анны Озеровой «К вам едет Чацкий!». Современным школьникам и не снились те экзаменационные уловки, на которые шли гимназисты XIX века.

Во второй половине XIX века Российская империя активно пыталась продвигать образование на русском языке в своих польских губерниях. Для польских учеников непростым был процесс получения аттестата зрелости. Контроль над выпускными экзаменами был очень строгим. Поэтому и учащиеся, и их родители изобретали самые невероятные способы обмана педагогов для достижения цели.

Заветной целью всех выпускников было тогда (как и сейчас), казалось бы, невозможное, заранее узнать тему выпускного сочинения. А дальше события развивались как в настоящем детективе. О невинных шалостях юных злоумышленников, о самых простых проделках и проделках с применением технических средств, о расследованиях, проводимых преподавателями, можно прочитать в журнале, посмеяться и удивиться тому, что вытворяли учащиеся (№ 2, 2019 год, стр. 109-111).

Алексей Панин, кандидат исторических наук, в статье «Колдун Демид из «гнезда Петрова» делает попытку отделить известные факты о знаменитом промышленнике Никите Демидове от мифов, легенд и преданий.

Никита Демидович Антюфеев родился и провёл первую часть жизни в городе оружейников Туле. Биография выдающегося тульского кузнеца известна, но подробности его стремительного взлёта по большей части находятся в области легенд

Известно, что поворотным моментом в судьбе Никиты Антюфеева стала встреча в Туле с Петром I, который по достоинству оценил мастерство туляка. Эта встреча позволила Антюфееву получить и новую фамилию, и уральские казённые заводы. Однако подробности сохранились преимущественно в фольклоре. Почему?

Историки разных времён пытались определить, где реальные факты, а где легенды или полулегенды из биографии тульского умельца. «Через сиё-то отличное искусство в производстве своего ремесла, равно и через другие похвальные качества, Никита Демидович и сын его Акинфий Никитич сделались известными Петру Великому и снискали благоволение сего монарха, упрочившее состояние их и побудившие сих предприимчивых людей к дальнейшим подвигам на пользу отечества»(из книги Спасского А. Г. «Жизнеописание Акинфия Никитича Демидова»).

Преданий и легенд много, а вот «документов, которые хоть что-то рассказывали бы о первой половине жизни Антюфеева Никиты…огорчительно мало…» (из книги Юркина Г. М. «Демидовы: столетие побед»).

Но, пожалуй, больше всего эпизодов связано с загадкой могилы Никиты Демидова. Вот об этом, а также,почему и за что его называли колдуном, можно прочитать в журнале (№ 3, 2019 год, стр. 107-109).

Тема одного из номеров журнала за 2019 года – «Женщины России». Доктор филологических наук Татьяна Исаченко представляет статью под названием «Её звали «швыбзиком». В ней представлены фрагменты из детского альбома Анастасии – дочери последнего русского императора Николая II, расстрелянной большевиками вместе со всей царской семьёй в июле 1918 года.

Принято считать, что Великая княжна Анастасия уничтожила свои записи в 1917 году. Однако в собрании Дворцовых библиотек Отдела рукописей Российской государственной библиотеки был обнаружен альбом младшей дочери Николая II, подаренный ей родителями в 1912 году, на день рождения.

По страницам дневника разбросаны записи и автографы Анастасии, её друзей и знакомых, членов дружной царской семьи. Она начала писать сюда в день своего рождения, 5 июня 1912 года. Последние записи датированы ноябрём 1917 года. Через восемь месяцев последует кровавая бойня в подвале Ипатьевского дома.

Из статьи можно будет узнать, как звучал полный титул княжны Анастасии, как называли её в официальной речи, какие прозвища давали её домочадцы, и за что домочадцы прозвали её «швыбзиком».

Поэтическая составляющая альбома даёт ясное представление о его роли в формировании личности младшей из Великих княжон. Здесь она пишет о своих мечтах. Альбом сохранил для потомков её дыхание вместе с дыханием Времени.

Читателям «Родины» предоставлена возможность первыми познакомиться с фрагментами удивительного исторического документа. Увидеть уникальные фотографии Великой княжны Анастасии и страницы её альбома с записями (№ 3, 2019 год, стр. 18-19).

Страницы альбома княжны Анастасии.jpg

фото княжны Анастасии.jpg

Рубрика «Женщины Родины» представляет статью Юрия Лепского «Усмешка Елены Блаватской». Это повествование о почти мистической встрече на индийской земле с хранительницей праха знаменитой русской дворянки.

В нашей стране Елена Петровна Блаватская известна многим, кто интересуется творчеством талантливейшей писательницы, теолога, философа и, судя по всему, выдающегося мистификатора. Елена Блаватская была первой русской женщиной, получившей гражданство США в июле 1878 года.

фото Елены Блаватской.jpg

Автор рассказывает о посещении штаб-квартиры Международного теософского общества, основанного Еленой Блаватской и её мужем, британским полковником Олкоттом. Здесь же хранится мраморная урна с прахом Блаватской.

О чём шёл разговор с хозяйкой закрытого и таинственного общества в Адьяре (пригород Мадраса, Индия) мадам Бернье, хранительницей праха Блаватской? Говорили о многом, например, о Шамбале –таинственной стране в Гималаях, населённой Учителями человечества – махатмами; стране, в которую можно попасть, но из которой нельзя вернуться. Эта тема наиболее часто и с наибольшей охотой обсуждается русскими в Индии.

Суть высказываний мадам Бернье сводилась к следующему: всё, о чём писала Блаватская, существует на самом деле. Эзотерическое знание даётся только тому, кто готов его получить. И для того чтобы попасть в Шамбалу, не обязательно ехать в Гималаи: ворота этой страны, в зависимости от готовности человека попасть туда, могут находиться очень близко. «Вы верите в Шамбалу, значит, она существует. Вы не верите – значит, её нет. Таким образом, таинственная страна существует и не существует одновременно» – подытожила она.

Через день после беседы автор статьи включил диктофон, где был записан разговор с мадам Бернье и, на который в начале встречи она бросила недобрый взгляд, на плёнке не было ни вопросов, ни ответов, только потрескивание. Прочитайте весь материал в журнале, не пожалеете! (№ 3, 2019 год, стр. 20-21).

Создатель рубрики «Прожито с Родиной» Миша Мельниченко и аспирант МГУ Алексей Сенюхин представляют материал «Театр уж полон, ложи блещут…». Тему подсказал текущий Год театра в России. Материал представлен оригинально – в виде дневниковой подборки высказываний актёров и режиссёров, драматургов и зрителей разных лет. Начинаются дневниковые записи с 1805 года. Вот некоторые из них.

1805 год. Семён Жихарев: «Айда Стайнсберг! Как ухитрился поставить такую сложную пьесу (о пьесе «Русалка»), на маленькой сцене демидовского театра, со всеми переменами декораций, полётами, превращениями и бог весть с какими ещё затеями, при его ограниченных средствах! Как бы то ни было, «Русалка» прошла весело. Театр ломился от зрителей, несмотря на возвышенные цены: ложа 12 руб., кресла 2 руб.50 коп., партер 1 руб. 50 коп., галерея 1 руб. – дорогонько!».

1814 год. Павел Пущин: «Вечером, по обыкновению, я отправился в театр. Сегодня был в «Водевиле». Последняя из трёх пьес – «Женщины-тираноманки» очень непристойна и вызвала негодование публики. Свистали до крайности, а автор от такого приёма позволил себе оскорбить одного из свистунов, что послужило поводом к страшному скандалу, прекратившемуся только после ареста автора».

1902 год. Император НиколайII: «После обеда поехали в Михайловский театр, где труппа любителей Алексеева играла драму Чехова «Три сестры». Впечатление подавляющее!».

Кстати, о пьесе Антона Павловича Чехова «Чайка» так популярной в 20 веке, в дневниковых записях 19 века публика отзывается не очень благожелательно.

1896 год. Алексей Суворин: «Сегодня «Чайка» в Александринском театре. Пьеса не имела успеха. Публика невнимательная, не слушающая, кашляющая, разговаривающая, скучающая. Я давно не видел такого представления. Чехов был удручён». А вот ещё один отзыв о пьесе «Чайка» А. П. Чехова

Николай Лейкин: «Сегодня во всех газетах, кроме «Нового времени», торжественно заявляется о провале чеховской «Чайки», прямо торжественно и притом с каким-то особенным злорадством. Точь-точь будто поймали волка».

А вот запись начала 20 века, сразу после революции.

1918 год. Александр Бенуа:«Одно для меня ясно: театр разваливается. На место дельного Мецнера (одного из бывших чиновников бывшей Дирекции театров) воссела какая-то баба в валенках; новоназначенных комиссаров осаждают артисты с разными требованиями, а комиссары никак не могут разобраться в ворохах бумаг и прочих вопросах…».

1934 год. Елена Булгакова (жена писателя Михаила Булгакова): «Сегодня днём заходила в МХАТ. Сказали, что несколько дней назад в Театре был Сталин, спрашивал, между прочим, о Булгакове, работает ли в Театре? Он и члены Правительства считают, что лучшая пьеса – это «Дни Турбиных».

Читателям предоставлена возможность познакомиться с дневниковыми записями времен Великой Отечественной войны и узнать, как во время бомбёжек Москвы пострадал Вахтанговский театр на Арбате. Советский период представлен детскими воспоминаниями народной артистки СССР Татьяны Дорониной, в которых она рассказывает о своейпервой встрече с миром театра (№ 3, 2019 год, стр. 68-75).

В рубрике «Легенды Родины» статья кандидата исторических наук Ольги Чагадаевой «Печка-буржуйка».Автор знакомит читателей с историей появления в России в XVIIIвеке переносной чугунной печи. В XIX веке они уже повсеместно использовались «для квартир сырых и холодных, которыми изобилуют наши столицы и губернские города» (из книги Козлова А. А. «История печного отопления в России»).

Печка-буржуйка.jpg

Были эти печки двух видов – «колонной» и «ящиком». Первые применялись только для обогрева помещения, печи же прямоугольной формы служили ещё и кухонными плитами. И печь, и трубы при топке накаливались докрасна, но и быстро охлаждались. Поэтому топить приходилось несколько раз в сутки. Трубы часто прогорали, на стенах и полу скапливалась грязь и копоть, продукты горения попадали в воздух.

До 1917 года санитарные власти страны вели безнадёжную борьбу с такими печами – бытовало мнение, что железо и чугун пропускают угарный газ, вредный для здоровья человека. Но печи упрямо не сдавали позиции. А после революционных событий и потрясений начала 20 века навечно вошли в Историю – вместе с именем собственным Буржуйка.

«Обзавелись печурками и топят их окурками,

Бумажками и спичками, и прочими вещичками»

Это песня-шутка ходила в народе в первые годы советской власти. Революция привнесла хаос в повседневную жизнь россиян. Коммунальные службы прекратили работу, электричество не подавалось неделями, центральное отопление не работало. Так неприхотливые железные создания с тонкими ногами, прямоугольным туловищем и длинной шеей появились и надолго прописались в некогда богатых «буржуйских» квартирах.

Чем же топили такую печку, какую форму они имели, куда выходил дым из буржуйки? Об этом интересно прочитать в произведениях отечественной литературы. Например, в рассказе И. Ильфа и Е. Петрова «Горю – не сгораю»; в романе Михаила Булгакова «Роковые яйца»; в книге писательницы Веры Инбер «Место под солнцем» и других произведениях отечественной литературы.

В 30-е годы 20-го века, после того, как жизнь в стране наладилась, печки-буржуйки обосновались в дачных посёлках и на стройках первых пятилеток.

Но пройдёт несколько лет, и печки-буржуйки вновь будет использовать вся страна.Страна будет воевать на фронтах советско-финской войны и Великой Отечественной.

Знаете ли вы, что такое железнодорожная теплушка? И какие печки называли блиндажными, из чего они были сделаны? А какая знаменитая песня военного времени начиналась со слов: «Бьётся в тесной печурке огонь…»? Об этом рассказывает журнал, также здесь можно увидеть фотографии военных лет и иллюстрации(№ 3, 2019 год, стр. 83-85).

Е. Долгих, кандидат исторических наук, в статье «Штрафы 1917 года» рассказывает, как московская полиция боролась за порядок в городе накануне революции и какие виды штрафов существовали в городах.Здесь же можно увидеть сатирические открытки (по-современному карикатуры) начала 20-го века (№ 3, 2019 год, стр. 114-117).

С.Борисов, доктор культурологи, в статье «Живые картины» минувших веков» знакомит читателей с изысканными забавами образованных кругов. В них участвовали «сливки» высшего общества России. Так, в 1830 году, будущая жена Александра Сергеевича Пушкина Наталья Гончарова принимала активное участие в постановке неких «живых картин» и была в них, по воспоминаниям современников, великолепна. Что это за «живые картинки», как объясняют смысл этого феномена энциклопедические издания, и какое отношение к ним имели известные люди разных времён, об этом рассказывается в журнале (№ 1, 2019 год, стр. 131-133).

В «Родине» можно найти материалы о становлении нашего государства, об интригах вокруг царского трона, о поворотных событиях российской империи. Здесь рассказывают о великих исторических личностях, о жизни простыхлюдей, и о россиянах, проживающих в разных странах мира.

Регулярно в журнале печатаются очерки о научных и географических открытиях, об орденах и медалях, об истории чинов и мундиров, и выходят специальные выпуски, посвящённые отношениям России с её соседями.

Это только небольшая часть материалов, авторами которых являются известные историки, археологи, писатели и публицисты. Надеемся, они привлекут внимание читателей.

«Родина»– полноцветный глянцевый журнал объёмом 140 страниц, богато иллюстрированный фотографиями, архивными документами и другими графическими материалами. «Родина» - сама часть истории, её популяризатор.

Девизом журнала взяты слова русского историка Николая Карамзина: «Говорят, что наша история сама по себе менее других занимательна; не думаю: нужен только ум, вкус, талант. Можно выбрать, одушевить, раскрасить, и читатель удивится…».

Читайте, удивляйтесь новым открытиям, узнавайте исторические факты, познавайте и открывайте новое для себя,

«Родина» выходит в двух версиях: печатной и электронной.Журнал адресован не только профессиональным историкам, преподавателям и студентам, но и всем читателям, которых не оставляют равнодушными вопросы отечественной и мировой истории.

Сайт журнала: https://rg.ru/rodina/

 

Подготовила: Стаканчикова О. А., библиограф СБО МБУК «ЦГБ».

 

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.