Вы используете устаревшую версию интернет браузера, для полнофункционального пользования сайтом, рекомендуем Вам обновить свой браузер! Ниже приведены ссылки.
         
Загрузка...

Обзор журнала «Свой»


Уважаемые посетители! Представляем вашему вниманию обзор журнала «Свой», поступившего в фонды отдела специализированной литературы (ОСЛ) Центральной городской библиотеки в 1-2 квартале 2019 года.

«Свой» – это именной журнал от Никиты Михалкова – известного советского российского кинорежиссёра и актёра. Журнал для просвещенного консерватора, как Михалков себя позиционирует, посвященный обсуждению значимых событий в культуре, искусстве и светской жизни России.«Свой»– это ежемесячное приложение к газете «Культура».

Первый номер журнала вышел сравнительно недавно, в апреле 2014 года и в 2019 году журнал отмечает небольшой пятилетний юбилей.

На его страницах публикуются исторические и культурологические статьи, биографические заметки о кумирах прошлого и современности; о знаменитых и неизвестных персонах, одни из которых всю жизнь прожили в России и вложили силы в становление страны, а другие, оказавшись в эмиграции, не теряли связи с Родиной.

Тон каждому номеру журнала задаёт рубрика «Слово издателя» от Никиты Михалкова. Самые актуальные проблемы нашего времени, написанные хлёстким, очень выразительным языком, затрагиваются в этом «Слове…». Михалков пишет об истинном и ложном патриотизме, о событиях в стране, о церкви, о национальных проблемах. Вот некоторые темы этой рубрики:

«Найти своё звучание». 2019 год по указу Президента РФ объявлен Годом театра. Надеемся, это добрый знак для русской сцены и всех, кто к ней причастен. Пусть этот Год театра подарит читателям много-много радостных событий (№ 1, 2019, стр. 2);

«Элита должна быть настоящей». Слово «аристократия» сегодня почти не используется. Его заменяет термин «элита», по идее, обозначающий лучших, самых достойных представителей нации. Слово «Аристос» значит по-гречески «лучший». Не «самый богатый», не «самый родовитый», не «самый влиятельный», не «самый ловкий и пронырливый», не привилегированный и не старейший возрастом. А именно – лучший: истинный патриот, политически опытный, государственно мыслящий, человек чести и ответственности, умный, образованный и так далее». Когда современная российская элита перестанет, наконец, быть самозваной, когда её составят люди, живущие интересами страны, тогда за будущее России можно будет не волноваться (№ 2-3, 2019, стр. 2);

«Если сильный с сильным лицом к лицу». Россия, кто бы что ни говорил, постепенно возвращает себе своё основное амплуа – единственного, по сути, гаранта мирного сосуществования стран и народов, главного посредника между Западом и Востоком. Это не удивительно, поскольку принадлежит она – географически, исторически, ментально и духовно – им обоим (№ 4, 2019, стр. 2);

«Связь времён». Никогда нельзя забывать, что победу во Второй мировой войне одержал, прежде всего, Советский Союз, что основная заслуга в разгроме Германии и её союзников принадлежит советскому солдату. У тех, кто хочет искоренить в России сознание и бытие великой державы, лишить наш народ исторической памяти ничего не получится. В наши дни в России создаются детские патриотические организации и движения. Уверенно шествует по стране и миру «Бессмертный полк», а в его рядах – десятки тысяч юношей и девушек с фотографиями дедов и прадедов в руках. А значит, правду о Великой Отечественной войне никогда не забудут. Потому что этой Победе каждый из нас обязан жизнью. Каждый, без исключений (№ 5, 2019, стр. 2).

«Классик против пошлости». 220 лет со дня рождения главного русского гения – Александра Сергеевича Пушкина. Он привнёс в Русский мир гармонию. Он, как никто, воздействовал на наши души и сознание. Пусть в нашей жизни будет больше Пушкина, нежели условного «Дома-2» и ему подобных телевизионных ток-шоу (№ 6, 2019, стр. 2).

В журнале есть как традиционные рубрики, так и меняющиеся. Вот некоторые из них:«Достояние», «Возвращение имени», «Страна мастеров», «Проверено временем», «Философ о философе», «Война и мир», «Ретроспектива», «Литфонд», «Стоп-кадр», «Родное слово», «На семи холмах», «Трапезная» и другие.

Рубрика «Ретроспектива» представлена статьей Валерия Шамбарова «Жизнь с купюрами». Читателям предоставлена возможность узнать о развитии товарно-денежных отношений в мире, и о том, в какие времена люди наряду с металлическими монетами стали использовать бумажные ассигнации?

6.jpg

В древние времена в качестве «твердой валюты» повсеместно использовались орудия труда и охоты, они выполняли функцию денег. Со временем возникла потребность установить некий эквивалент, обозначающий ценность товаров. В результате развития «товарно-денежных отношений» самыми удобными платежными средствами стали металлы: они компактны, их можно хранить и накапливать тем самым богатство.

Наряду с металлическими деньгами появились документы, способные их дублировать. Так, в Вавилоне ещё в VIII веке до нашей эры оформлялся аналог банковского билета, «гуду», имевший обращение наравне с золотом. В Древней Греции сделки оформляли «трапезиты»: от слова «трапеза», что означало стол. В Древнем Риме они назывались «менсарии» – то же, что и «трапезиты», только на латыни. И наконец, распространилось итальянское понятие «банко» – прилавок. И все это –означало финансовые сделки или сделки финансистов.

Банкиры разных стран и городов часто связывались между собой. Путешествующие купцы по необходимости сдавали им металлические деньги (ну не таскать же с собой тяжелые мешки с серебром и золотом, да и опасно это), а брали у банкиров банковские билеты.

Первым внедрил на государственном уровне дублирование монет ценными документами Китай. Попытки замены металлических денег в Европе были значительно позже. Развитие банковских структур в европейских странах проходило по-разному. Голландия, Швеция, Франция, Англия провели денежные реформы в разные годы.

А что же Россия, как у нас это происходило? Первым, кто попытался выправить положение на российском рынке, заменив медные деньги на бумажные, был император Петр III, взошедший на престол после императрицы Елизаветы (дочери Петра I). Он руководствовался примером французов, поэтому бумажные деньги у нас стали называться с тех пор ассигнация, то есть платёжное распоряжение. Однако, не смотря все мероприятия Петра III, ситуация с финансами не улучшилась.

Мудро поступила императрица Екатерина II, которая подписала манифест об учреждении в России Ассигнационного банка с двумя отделениями – в Санкт-Петербурге и в Москве. В манифесте оговаривалось: ассигнации имеют хождение наряду с металлическими деньгами и подлежат обмену на монеты по первому требованию.

Была ли денежная реформа Екатерины Великой рискованной, как были оформлены отечественные ассигнации, какие интересные надписи были на них, имел ли выпуск бумажных денег большой успех? Об этом и многом другом можно узнать в журнале, а также увидеть уникальные фото денежных банкнот разных времён (№ 1, 2019, стр. 12-15).

В этой же рубрике автор Валерий Бурт в материале «ММФК покорился «Судьбе» рассказывает историю проведения первого Международного Московского кинофестиваля 1959 года, отмеченного впечатляющими событиями.

К примеру, Christian Dior тогда устроил в нашей столице показ мод, американцы – национальную выставку, на которой были представлены автомобили, одежда, бытовая техника и даже компьютеры. Зрители кинофестиваля посмотрели около двухсот кинолент, 88 из которых вошли в конкурсную программу. А режиссёр и народный артист СССР Сергей Бондарчук представил на суд жюри свой собственный фильм «Судьба человека» (№ 4, 2091, стр. 42-44).

В материале Валентина Бурова «А женщина – женщиной будет…» речь идёт о традиции отмечать праздник 8 Марта, пришедший к нам с Запада. Со временем Международный день женской солидарности превратился в добрый и светлый Праздник весны, любви и уважения к женщине. И даже – праздник семейных традиций.

img6.jpg

Читателям предоставлена возможность узнать историю праздника, кто и когда предложил сделать его красным днём календаря, увидеть на страницах журнала плакаты, открытки и фотографии разных лет (№ 2-3, 2019, стр. 46-49).

Ксения Воротынская в статье «Что ни плакат, то факт» знакомит читателей с историей создания плаката в России, в частности, с творчеством российского художника и талантливого графика Виктора Корецкого.

12.jpg

Читатели узнают, что плакаты бывают нескольких видов. Все виды отличаются друг от друга, но, в то же время, и схожи. Во время Великой Отечественной войны плакаты были сильно распространены. Они помогали людям выстоять и перенести все бедствия военного времени. Если спросить сегодня россиян о том, какой плакат времён Великой Отечественной войны они хорошо знают, наверно, многие ответят: «Родина – Мать зовёт» (его автор И. Тоидзе).

7.jpg

Виктор Корецкий работал в технике фотоплаката: использовал чёрно-белые снимки, как правило, делая красками лишь один акцент. В годы войны он создал больше 40 плакатов, прославивших его. Несколько фото знаменитых плакатов Виктора Корецкого можно увидеть на страницах журнала. А какой из его плакатов времён Великой Отечественной войны самый известный, читатели вспомнят, познакомившись с творчеством художника и его произведениями разных лет, а также узнают, какое отношение имел художник к выпуску первой советской почтовой марки (№ 5, 2019, стр. 17-21).

Рубрика «На семи холмах» познакомит с материалом Виктории Пешковой «Мы лучше поспешим на бал», из которого можно узнать интересные факты о балах аристократов в Российской империи.

В наше время, век скептиков и прагматиков, романтические балы давно минувших столетий сохраняют свою неизъяснимую притягательность. И мало кому приходит в голову, что когда-то это сложно устроенное действо являлось не столько развлечением аристократов, сколько официальным церемониалом, призванным напомнить подданным о величии монархии и их обязанностях по отношению к ней.

raut.jpg

Едва мороз превращал извечное российское бездорожье в гладкий снежный путь, в Москву устремлялись благородные семейства из провинции. Что предвкушали они от бальных сезонов? Какие мечты и надежды были связаны у них с балами, начинавшимися в конце ноября и достигавшими апогея к январю? Знаете ли вы, какие вопросы решались на балах аристократов? Кто-то хотел сыновей к службе пристроить, кто-то – дочерям найти приличного жениха. Здесь между танцами устраивались помолвки, закладывались будущие карьеры, решались судьбы.

В один день в столице могло даваться два, а то три десятка балов, общественных и частных. Центром бальных вихрей, круживших столицу, становился огромный, сверкающий огнями белоколонный зал Российского благородного собрания. Созданное в 1783-м году, оно объединило потомственных, владевших поместьями в Московской губернии дворян и стало местом их досуга.

Историю балов в России открыл своим указом русский император Петр I. Он же утвердил правила проведения ассамблей, где требовалось присутствие обоих полов. А до той поры на Руси было не принято, чтобы женщины благородных фамилий появлялись на публике. С введением в России балов кардинально изменилось течение общественной жизни.

Перенеся центр государственной жизни в новую столицу, Петр I, и без того Москву не жаловавший, предоставил её самой себе. Со временем Москва утвердила свои бальные законы, гораздо более демократичные, нежели в Петербурге.

Правила проведения балов представляют интерес для тех, кто интересуется их историей. Читателям будет интересно узнать, почему танцевать можно было только с определенными людьми, по каким причинам нельзя было отказать в танце. Что считалось верхом неприличия на балу, а также, для чего дамы клали в бальные сумочки книжечки-таблетки или пришпиливали их на цепочке к поясу платья? И почему на балах особенно внимательно все следили за танцем под названием мазурка? Об этом и многом другом можно узнать из материала в журнале (№ 1, 2019, стр.40-43).

Рубрика журнала «Русский гений» представлена материалом Евгения Алдонина «Элементарно, Дмитрий Иванович».

2019 год по решению Организации Объединенных Наций (ООН) объявлен Международным годом Периодической таблицы. Многие ли жители нашей планеты знают имя её создателя?

Полтора столетия назад, 1 марта 1869 года, Дмитрий Менделеев – русский ученый-химик триумфально завершил, пожалуй, главный труд своей жизни, которому дал название «Опыт системы элементов, основанный на их атомном весе и химическом сходстве».

С чем можно сопоставить открытие, сделанное нашим гениальным соотечественником? Только с главными в истории человечества научными находками и достижениями: теорией гравитации Исаака Ньютона, первыми электрическими формулами Майкла Фарадея, выводом Николая Коперника о том, что Земля вертится вокруг Солнца.

Русский ученый Дмитрий Менделеев не только расставил по местам химические элементы, но и уточнил некоторые фундаментальные представления о жизни. Так бывает с великими открытиями – они оказываются гораздо шире рамок любой науки. Таблица Менделеева может немало рассказать о мироздании. «Вероятно, это самый компактный и полный значения сгусток знания, когда-либо изобретенный человеком», – сказал в своё время американский астроном Харлоу Шепли.

К служению науки Дмитрий Менделеев подходил с самой высокой меркой, он привык к почти круглосуточной работе. К тому времени были известны 63 химических элемента. И в стройную систему их пытались упорядочить многие ученые, однако найти верный принцип никому не удавалось. Менделеев годами раскладывал карточки с названием веществ и указанием их свойств.

Читатели узнают о том, что опытным образцом для создания таблицы послужила обыкновенная карточная колода. Ученый раскладывал химические элементы как пасьянс, создавал различные комбинации, выискивал закономерности.

И вдруг, через несколько лет кропотливой работы тайна открылась. Ключевая идея пришла как озарение: свойства компонентов зависят от масс их атомов.

Несколько дней он работал практически без отдыха, потом рухнул без сна и забылся. А после пробуждения успел записать всё необходимое: «Ясно вижу во сне таблицу, где элементы расставлены, как нужно. Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги и заснул опять», – записал ученый.

Уникальность системы состоит в том, что Дмитрий Менделеев точно просчитал существование ещё неизвестных науке элементов и оставил для них пустые клеточки в таблице. Так в химии началась эпоха научного прогнозирования.

Существует гипотеза (правда, не доказанная), что все великие люди на земле – это потомки инопланетян высокоразвитой внеземной цивилизации,некогда посетивших нашу планету, и оставивших свой след на Земле.Так ли это на самом деле или выдумка наших современников, но бесспорно то, что на Земле Менделеев оставил значительный след. Он совершил научный подвиг. Более подробно об этом можно прочитать в журнале (№ 2-3, 2019, стр. 17-21).

Рубрика «Служу России» познакомит читателей с материалом Андрея Самохина «Разведка путешествиями». Наверно, многие из нас слышали про лошадь Пржевальского. А кто такой был Пржевальский, что мы знаем о нём, чем он занимался, и какой след оставил в истории нашей страны этот человек?

Николай Михайлович Пржевальский – русский землепроходец преодолел за свою жизнь более тридцати тысяч километров в нехоженых районах Азии. Прошёл там, где до него не ступала нога ни единого европейца. А всё встреченное на пути – от флоры и фауны до этнографических и политических реалий – описывал с научной скрупулёзностью.

8.jpg

В основном собранные им сведения пополняли научные сборники и всевозможные энциклопедии. Но некоторые сведения пополняли секретные папки русского Генштаба.

Он родился в апреле 1839 года. Его дальним родственником был воин Великого княжества Литовского Карнила Анисимович Перевальский (Корнилий Перевалов) – запорожский казак, отличившийся в Ливонской войне.

В 16 лет Пржевальский пошёл в армию вольноопределяющимся. Однако служба быстро разочаровала его: вместо подвигов – муштра на плацу, а вечером регулярные попойки и карточные игры. Избегая такие развлечения, он собирал гербарий и выслеживал птиц. Его увлекали другие карты, которые, после присвоения офицерского чина и поступления в Академию Генштаба, молодой человек принялся изучать вместе с трудами знаменитых географов. На него обратил внимание русский ученый-географ Семенов-Тян-Шанский. Встретив однажды Пржевальского, Семенов заметил, что из него может выйти замечательный путешественник, и посоветовал отправиться в Уссурийский край (Восточная Сибирь).

Пржевальский получил разрешение на двухлетнюю командировку в Восточную Сибирь. Основная задача, поставленная офицеру Генштаба, носила, понятное дело, вовсе не гуманитарно-познавательный характер. Военной разведке не мешали научные изыскания в ботанике, зоологии, метеорологии, этнографии и других дисциплинах, которыми владел Пржевальский. За два с половиной года он вдоль и поперёк исследовал обширный край. Были покрыты маршрутной съёмкой 1600 километров, собраны сотни образцов флоры и фауны, исследована жизнь местных народов и русских переселенцев. У Военного министерства появились большие планы, связанные с деятельностью толкового землепроходца, пионера нового типа разведки – проактивной, предупреждающей важные события, и отчасти меняющей их.

«А причём же здесь лошадь Пржевальского», –спросят читатели? Вот об этом и многом другом из жизни русского землепроходца и офицера Генерального штаба армии Николая Михайловича Пржевальского можно прочитать в журнале (№ 4, 2019, стр.26-29).

Рубрика журнала «Дом Романовых» в материале Евгения Тростина «Екатерина, ты была права» познакомит читателей с кадровой политикой Екатерины Великой – императрицы русского престола.

Женщина на троне в домостроевской, крестьянской, бесконечно воюющей России – это же невероятно. Но только на первый, самый поверхностный взгляд. В русской истории в разные времена очень ярко проявили себя облеченные властью княгиня Ольга, Елена Глинская, другие замечательные представительницы «слабого» пола.

9.jpg

А у Екатерины имелась величественная предшественница: Елизавета Петровна правила империей более двадцати лет. Она являлась так сказать «природной» царицей – была дочерью Петра I.

А дочь скромного штеттинского губернатора юная Фике (в детстве будущую Екатерину II называли именно так) быстро поняла, что Россия для заштатной немецкой герцогини – единственный шанс занять своё почётное место в истории. И когда Софью Фредерику пригласили в Россию всего лишь на роль невесты возможного наследника престола – не более того, она сразу определила, что эта северная империя – страна больших возможностей.

С первых дней пребывания в Петербурге молодая европейка впитывала дух и традиции, огромной, во многом непонятной для неё страны, разительно отличавшейся от тесной Германии.

Она всегда много читала, изучала историю Руси. У прислуги научилась народным выражениям, пословицам, часто употребляла их в разговорах. Язык второй Родины пленил её. Никогда не тосковала по Германии, а нашу державу объездила не раз, поклонилась древним монастырским святыням, увидела Казань и Астрахань, Крым и Новороссию… Её путешествия сплачивали страну.

Читатели узнают о том, как благодаря офицерам гвардии, Екатерина пришла к управлению государством. Её власть должна была продолжаться до совершеннолетия сына – Павла Петровича. Царевича воспитывали для трона. Но когда он повзрослел, оказалось, что матушка столь крепко держит бразды правления государством в своих нежных руках, что ни о каком воцарении наследника не могло быть и речи.

Высшее искусство Екатерины Великой – верная кадровая политика. Одно из правил её управления подчиненными – «хвалить громко, порицать вполголоса». Государыня наставляла приближенных: «Изучайте людей, старайтесь пользоваться ими, не вверяясь им без разбора; отыскивайте истинное достоинство, хоть бы оно было на краю света; по большей части оно скромно и прячется где-нибудь в отдалении». Она, как никто иной, умела давать дорогу способным.

Читателям предоставлена возможность узнать, какой была Екатерина II? По сравнению с Елизаветой Петровной нрава Екатерина была довольно скромного. Ценила умеренность, хотела, чтобы уважали верховную власть не из-за роскошных нарядов и чертогов. Надеялась, что вспоминать её будут как труженицу. И по меркам того времени в ней не было самодурства.

Сегодня «Золотой век Екатерины» некоторые деятели от истории представляют как сплошное празднество и непомерное расточительство. А многие ли знают о том, что 18 век требовал отточенного рационализма и уважения к наукам, в том числе медицине. И Екатерина Великая первой в России сделала себе прививку от оспы, пожертвовав собой ради прогресса.

В советские времена её было принято клеймить за крепостное право, подавление восстания под предводительством Емельяна Пугачёва, за череду фаворитов и прочее. Некоторые зёрна правды здесь есть. Но, тем не менее, у писателей и историков во все времена прорывалось вольное или невольное уважение к знаменитой правительнице.

Триумф её политики вселял гордость в сердца подданных. А читатели имеют возможность не только познакомиться с перечнем её великих «деяний» во славу Отечества, но и узнать о том, что императрица Екатерина Великая стала символом русской истории, особенно её триумфальных страниц (№ 5, 2019, стр. 4-7).

В июньском номере журнала «Свой» сразу несколько рубрик посвящены Александру Сергеевичу Пушкину, 220-летие которого отмечает в этом году всё прогрессивное человечество.

Рубрика «Русский гений» поместила материал Сергея Алдонина «Всё в нём гармония», в котором автор, не забираясь в дебри научного языкознания, постарался вникнуть в общих чертах в принцип, причины и обстоятельства, предопределившие возникновение русской уникальной словесности.

О том, что А. С. Пушкин является творцом современного русского языка россияне, в большинстве своём, наслышаны. Магия его поэзии такова, что любое выбранное им слово уместно. Когда читаешь его стихи то, кажется, что и я бы так смог написать. Так легко и просто написано, и всё понятно, не правда ли? А в этом то и состоит гениальность! У него есть строки на каждый случай, созвучные с любым настроением. Поэт, судя по его обширной переписке, был горячим сторонником детального и остроумного обсуждения всего и всея.

В чём же загадка Пушкина? Хрестоматийный эпитет «солнце нашей поэзии» появился не случайно, и это не просто высокопарный комплимент. Автор этой фразы современник Пушкина писатель, журналист, литературный и музыкальный критик Владимир Одоевский уловил ключевое слово пушкинского гения, далеко не сумрачного, отнюдь не грозного – а светлого и человечного. Ему не свойственны истошные стенания, беспросветная трагичность, в его стихах столько непринуждённости, что за рифмами, афоризмами, риторическими фигурами проступает всеми узнаваемая, притягательная интонация. И старинный поэт становится для нас любимым собеседником.

О том, как Пушкин ворвался в национальную литературу; о том, как дар поэта не в последнюю очередь заключается в умении ощущать оттенки каждого слова; и о том, что пушкинское слово до сих пор стоит на страже единства нашей страны, читайте в журнале (№ 6, 2019, стр. 4-7).

Рубрика «Символ веры» знакомит с материалом Андрея Самохина «К Пушкину на именины». Читателям будет интересно узнать, что родился будущий поэт вечером в день Вознесения Господня – 26 мая (по старому стилю). Этот двунадесятый православный праздник Пушкин всю жизнь выделял особо, мечтая построить в селе Михайловское Вознесенский храм.

4.jpg

По церковному правилу, дети, родившиеся на свет после захода солнца, записывались следующим днём, поэтому в метрической книге датой рождения младенца значится 27 мая.

В честь кого назвали мальчика Александром? На этот счёт есть разные мнения. Возможно, таким образом почтили двоюродного брата матери поэта – Александра Юрьевича. По другой версии своим славным именем гений обязан прадеду по отцовской линии Александру Петровичу.

Есть и «батальная» линия, которую высказал известный пушкинист, кандидат исторических наук, доктор искусствоведения Виктор Листов. Пушкин родился в тот день, когда фельдмаршал Александр Суворов взял Турин. Позже Александр Сергеевич постоянно помнил об этой дате и указывал на не случайную перекличку имён.

Он был тёзкой трёх великих Александров – Македонского, Невского, Суворова, чем немало гордился. При всём при этом едва ли стоит выделять кого-либо как единственного «дарителя» имени – оно было наследственным для рода Пушкиных.

Ведь известно, что выбор небесного заступника (ангела-хранителя) у православных один-единственный. Ребёнка называли обычно по святцам, в честь угодника Божия, чтимого в этот или ближайшие по рождении младенца дни. Небесным покровителем Пушкина стал, как было заведено, ближайший после его рождения святой Александр Константинопольский, архиепископ. День памяти праведника отмечался 2 июня.

Доподлинно известно, что в семье будущего великого поэта праздновали его именины как раз в эту дату. Поэтический наставник и друг поэта Василий Жуковский в одном из писем пишет Пушкину: «Ты создан попасть в боги – вперёд. Крылья у души есть! Вышины она не побоится…дай свободу этим крыльям, и небо твоё… Завтра же твой ангел». 2 июня - день памяти Александра, архиепископа Константинопольского.

Но друзья поздравляли поэта ещё и в конце августа. К примеру, поэт пушкинской эпохи Пётр Плетнёв 29 августа 1825 года писал Александру Сергеевичу: «Не именинник ли ты завтра? Поздравляю тебя и целую». Так почему же дважды поздравляли поэта? Эту загадку разгадала член Союза писателей России Лариса Черкашина. Разгадка интересная! И об этом можно прочитать в журнале (№ 6, 2019, стр. 8-11).

Рубрика «Наш Крым» знакомит читателей с материалом Виктории Пешковой «Всё полно тайн и тишины и вдохновений сладострастных». Это рассказ о ханском дворце в Бахчисарае. Ханские чертоги в Бахчисарае –это единственный из дошедших до наших дней памятник средневековой крымско-татарской дворцовой архитектуры.

11.jpg

Основателем Крымского ханства и первым его правителем был Хаджи-Гирей I. Он вёл свой род от старшего сына Чингисхана – Джучи, чьи потомки передавали друг другу власть над Крымским улусом. Он избрал в качестве резиденции древнюю крепость Кырк-ер. А после его смерти власть досталась его сыну Менгли-Гирею I, и новый властитель потребовал построить новый дворец.

Читатели познакомятся с историей строительства этого древнего, роскошного сооружения, изначальный замысел которого был столь удачным, что все последующие его владельцы стремились лишь к тому, чтобы сделать дворец ещё прекраснее. В переводе на русский язык Бахчисарай – это дворец-сад.

После вхождения Крыма в состав Российской империи ханская резиденция поступила в ведение министерства императорского дворца. В Бахчисарай наведывались почти все представители династии Романовых, начиная с Екатерины Великой.

А какое отношение имеет великий русский поэт к Бахчисараю? Александр Сергеевич Пушкин был выслан из Петербурга за дерзкие стихи и эпиграммы на Кавказ по приказу императора Александра I. Он посетил Бахчисарай, увидел знаменитый Фонтан слёз, услышал легенды, связанные с фонтаном. И потом, будучи уже в Михайловском, написал стихотворение. В память о Пушкине на мраморном выступе фонтана всегда лежат две розы: белая и красная.

С Бахчисараем, как, наверное, с любым дворцом в мире, связано много легенд. Одна из самых живучих – о сокровищах последнего крымского властителя Шахин-Гирея, якобы спрятанных где-то в окрестностях. Клад до сих пор не найден, легенда живёт, однако бессмертие ханскому дворцу обеспечила не она, а другая легенда. Это предание о суровом правителе, влюбившемся без памяти в юную пленницу.

Ему Пушкин и посвятил одно из своих произведений. А познакомиться с легендой и узнать о том, как Фонтан слёз связан с мавзолеем, установленным в Бахчисарае, можно в журнале (№ 6, 2019, стр. 12-15). Замечательно то, что все статьи о Пушкине сопровождаются цветными фотографиями, а также рисунками самого поэта, которые он так часто оставлял на полях своих рукописей.

Интереснейших рубрик в журнале «Свой» предостаточно. Но, пожалуй, многих читателей не оставит равнодушными рубрика «Трапезная». Автор рубрики Максим Сырников (фамилия под стать содержанию) знакомит читателей с настоящей русской кухней, рецепты которой кем-то уже забыты, а некоторые, может быть, никогда о них и не слышали. Это не просто рецепты из кулинарных книг. Это рецепты настоящих русских блюд, которые и сегодня актуальны.

Перед тем, как дать рецепт, автор знакомит читателей с историей блюда. Вот, например, статья «По старому завету». Знаете ли вы, что слово «ветчина» очень древнее. Происходит от прилагательного «ветхий», то есть «старый». Когда-то говорили «ветшина», имея в виду мясо выдержанное, просоленное, созревшее. А буженина в древности называлась вуженина, от слова «вудити» – коптить.

Традиционное русское мясо к столу – это либо свеженина, либо ветшина, буженина, солонина. Впрочем, кое-где есть ещё и дичина – из охотничьих трофеев.

Из ветчины можно сварить отменные щи или приготовить солянку с капустой. Положить в кашу – тоже хороший вариант. И вот вам рецепт – каша гречневая с ветчиной (№ 1, 2019, стр. 48-49).

Православные верующие перед Великим постом задаются вопросом: как разнообразить домашнее меню в условиях известных ограничений? Способов для этого всегда было много, в наши дни – особенно, поскольку к проверенным веками ингредиентам добавились новые, к традиционной русской кухне как будто не относящиеся.

Читаем статью «Вот Бог, а вот – пирог». Здесь речь идёт о кофе, какао и бананах, которые замечательно подходят для приготовления постного десертного пирога. Рецепт его приготовления в журнале (№ 2-3, 2019, стр. 64-65).

Вспоминая о традиционных русских яствах, разрешенных верующим в Великий пост, Иван Шмелёв в «Лете Господнем» писал: «Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того всё вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки…».

Из этого великопостного шмелёвского списка попробуйте приготовить необычное по сегодняшним временам блюдо – похлёбку с соленьями, калью. Два века назад калья представляла собой, как правило, растертую и сваренную в рассоле с квасом паюсную икру.

А сегодня для её приготовления вам понадобится жирная рыба, икра любой речной или морской рыбы свежей либо малосольной (подойдёт даже та, что подешевле), солёные огурцы, огуречный рассол. А секреты приготовления и рецепт вы узнаете в журнале (№ 4,2019, стр. 48-49).

«Где пир честной, там дух мясной» –из этой статьи читатели узнают рецепт приготовления домашней буженины. В старинных книгах в качестве почти непременного угощения по большим праздникам, в мясоед (период, когда православным можно есть мясо), упоминается буженина. Буженину на Руси всегда делали по-разному. Единственным, что роднило все рецепты, было условие: окорок не нуждается в продолжительном мариновании. А другие условия и рецепт приготовления буженины в домашних условиях, можно прочитать в журнале (№ 5, 2019, стр. 48-49).

И ещё одна статья «Котлета с секретом» познакомит читателей с рецептом приготовления рыбных котлет с творожной начинкой. Слово «котлета» пришло в наш язык из французского. Однако французская котлета готовится из куска мяса на рёбрышке, за которое удобно её держать во время еды.

Блюда с тем же названием из фарша, мелко нарубленного мяса – особенность нашей русской кухни. Тем более, когда речь касается рыбной котлеты, да ещё и с начинкой. В качестве начинки русские повара нередко используют сыр (так, например, делается в московском Донском монастыре). А читателям предлагается немного измененный рецепт, где в качестве начинки используется творог. Какую рыбу и творог лучше всего использовать, готовя котлеты с начинкой, рассказывается в журнале, здесь же и рецепт приготовления (№ 6, 2019, стр. 48-49).

Знакомишься с материалами рубрики «Трапезная» и, честное слово, слюнки текут.Так аппетитно и подробно расписаны рецепты настоящей русской кухни, а какие фотографии. Просто, объедение!!!

Надеемся, что журнал будет интересен и читателям, имеющим большой жизненный опыт, и тем, кто ещё только начинает его приобретать.

Журнал«Свой» представлен как в печатном, так и в электронном виде.

Сайт журнала: http://portal-kultura.ru/articles/svoy/

 

Подготовила: Стаканчикова О. А., библиограф СБО МБУК «ЦГБ».

 


Назад