Вы используете устаревшую версию интернет браузера, для полнофункционального пользования сайтом, рекомендуем Вам обновить свой браузер! Ниже приведены ссылки.
         
Загрузка...

Обзор журнала «Родина»


Уважаемые посетители!
Продолжаем знакомить вас с новыми журналами, поступившими в фонды отдела обслуживания Центральной городской библиотеки
за 2-й и 3-й кварталы 2019 года.

В 1 квартале вы познакомились с содержанием одного из интереснейших журналов – «Родина».

Напоминаем, что «Родина» – это популярный исторический журнал, отметивший в 2019 году 140-летие со дня выхода. В нем продолжены традиции научно-популярной исторической журналистики, заложенные создателями одноименного дореволюционного издания еще в 19 веке.

Первый номер журнала вышел в январе 1879 года, в столице Российской империи Санкт-Петербурге. Объём журнала был 80 страниц, стоил он 25 копеек и позиционировался как «ежемесячный с картинками», а с 1883 года стал выходить как еженедельник.

Издание печаталось до 1917 года, но после произошедших в стране революций, прекратило своё существование более чем на 70 лет.

В январе 1989 года в Москве он снова увидел свет, как ежемесячный советский, а с 1992 года – российский исторический иллюстрированный журнал. Издание учреждено Администрацией Президента России и Правительством России. Издается при поддержке Федерального агентства России по печати и массовым коммуникациям.

Современная «Родина» неизменно представляет читателю богатый просветительский материал.

Кроме традиционных разделов и рубрик – «С чего начинается Родина», «Расследование Родины», «Партнёры Родины», «Читальня Родины», «Кухня Родины», «Исторический кроссворд Родины», «Научная библиотека Родины», представленыв журнале и меняющиеся – «Прожито с Родиной», «Отклик Родины», «Свидетельства Родины», «Большая Родня», «Легенды Родины», «Реликвии Родины», «Фильмы Родины»», «Наряды Родины», «Находки Родины» и другие.

Некоторые номера журнала этого года объединены одной главной темой, например, «220 лет со дня рождения А. С. Пушкина» (№ 6, 2019), «115 лет с начала русско-японской войны» (№ 7, 2019).

Продолжаем знакомство с публикациями на страницах журнала «Родина».

Рубрика «Легенды Родины» познакомит читателей с материалом кандидата исторических наук О. Чагадаевой «Часы «Победа».

Читателям предоставлена возможность узнать историю создания первых «народных» часов «Победа», доступных по цене, простых и неприхотливых, точных и долговечных. Они полвека лидировали на отечественном рынке.

Pobeda.jpg

Изящные часы с круглым циферблатом носили десятилетиями, передавая из поколения в поколение. До 1950-х годов карманными, а тем более наручными часами в нашей стране могли похвастаться единицы граждан.

В 1927 году советская власть попыталась наладить собственное производство часов. Но после революции в стране фактически не осталось специалистов, а с представителями советской делегацией, направленной на часовые заводы Франции, Чехословакии, Германии, Австрии и Швеции никто сотрудничать не хотел. В Швейцарию же советских представителей и вовсе не пустили.

И тогда правительство решает закупить готовое производство в США и создать на его основе «Первый государственный часовой завод» в Москве в 1930 году. Начинается выпуск часов. Предприятие едва справлялось с заказами для Красной Армии и железной дороги, где знать точное время было жизненно необходимо.

В 1936 году окрепшей советской стране удалось заключить контракт с одной из французских часовых компаний. При их участии родился часовой завод в Пензе. На этих двух заводах после войны и будут собраны часы «Победа».

Читателям будет интересно узнать о том, что Иосиф Виссарионович Сталин был неравнодушен к часам, причем, наручным. Хотя из-за увечья левой руки пользовался он только карманными часами. Вероятно, так родилась легенда, будто создание марки «Победа» инициировал сам великий вождь.

Правда ли это, и так ли это было на самом деле? Об этом можно прочитать в журнале, а также узнать ещё и много интересных подробностей из истории создания отечественных наручных часов «Победа» (№ 5, 2019, стр. 81-85).

Одна из интереснейших рубрик журнала «Финансы Родины» представлена материалом А. Богданова и В. Березиной (оба автора кандидаты исторических наук) «Деньги к деньгам», из которогочитатели узнают о первых российских банкнотах, поступивших в оборот 250 лет назад.

В начале 1769 года императрица Екатерина II подписала манифест о введении в обращение бумажных денег. И в том же году были выпущены ассигнации четырех номиналов – 25, 50, 75 и 100 рублей. С тех пор история бумажных денег неотделима от истории нашей страны. И вот что интересно, в одни времена их разменивали на золотые монеты, в другие – использовали вместо обоев…

Интереснейший материал, из которого можно не только узнать, где в нашей стране хранится полное собрание российских бумажных денег, но и увидеть уникальные фото государственных ассигнаций середины XVIII- начала и конца XIXвека, разных лет XX века; узнать год и имена авторов банкнот, а также занимательные факты из истории их создания.

Государственный кредитный билет достоинством 100 рублей, который в народе называли «катенька», был издан в 1910 году. «Катенькой» до революции 1917 года называли сторублёвую банкноту, на которой с 1866 года неизменно помещался портрет императрицы Екатерины II. А уникальным в её создании является то, что последняя из «катенек» стала техническим шедевром, так как при изготовлении этой банкноты использовались самые передовые защитные технологии того времени.

katenka.jpg

А вот государственную ассигнацию достоинством 25 рублей, выпущенную в 1769 году пришлось изъять из обращения в 1771 году, поскольку «воровские» люди с помощью пера и чернил переделывали 25-рублёвые банкноты в 75-рублёвые. Единственная дошедшая до наших дней 75-рублёвая копия ассигнации хранится в фондах Королевского музея в Копенгагене (столица Дании).

На страницах журнала можно увидеть уцелевшие ассигнации 1802 года, они уникальны тем, что у некоторых не проставлена последняя цифра в дате. Узнать о технологии изготовления «долгожителя» из ассигнаций – государственного казначейского билета СССР достоинством 1 рубль и познакомиться с другими занимательными фактами из истории бумажных денег России (№ 5, 2019, стр. 86-89).

В рубрике «Научная библиотека Родины» помещён материал доктора культурологии С. Борисова «Давайте флиртовать, товарищи!». Читатели узнают о популярной в среде молодёжи начала ХХ века игре «Флирт цветов», которую одни боготворили, а другие считали пошлостью.

История возникновения игры «Флирт цветов» в России относится к XIX веку. Однако впервые упоминания о ней появляются в литературе только в ХХ веке.

Игра «Флирт цветов» представляла собой обмен карточками (письменными репликами «амурного» содержания) между сидящими за столом участникам. Одна – изнаночная – сторона карточек выглядела на манер «рубашки» игральных карт, на другой стороне значились названия цветов в паре с короткими фразами. Названий цветов было много, много было и фраз. Например, левкой (цветок) обозначал – «вы располагаете собой?» (фраза). Или лилия (цветок) обозначал – «несчастлив в игре, так счастлив в любви (фраза).

flirt_zwetov.jpg

Один участник игры передавал другому карточку изнаночной стороной вверх (чтобы не видели другие) и произносил название цветка. Получивший карточку участник игры отыскивал глазами название цветка и читал написанную возле него фразу. Однако, если фраза была не очень приличной, он мог выбрать другую из имевшегося у него набора карточек и произнести её или название цветка.

Вот как описывает писатель Валентин Катаев в произведении «Юношеский роман» это действие: «Мои романчики проходили…с мучениями ревности. Но, в общем, это были пустяки: письмецо на голубой бумаге, стишки в альбом…или во время игры во флирт цветов застенчиво переданная карточка с надписью «фиалка», что значило «я люблю вас».

В статье много примеров из литературных произведений, которые знакомят читателей не только с этой игрой, но и другими играми молодых людей начала ХХ века. Например, игра «Кормёжка голубей», когда сидящие спиной друг к другу молодые юноша и девушка по команде: «Кормите голубей» – поворачивали головы назад, губы их встречались, и они всенародно целовались. А была ещё игра-общение «Колечко», игра «Почтальоны», и каждая из них обязательно сопровождалась поцелуями.

Igra.jpg

Описаны вечеринки, на которых развлекалась молодёжь того времени, Здесь читали стихи, устраивали самодеятельные концерты, играли в лото, в бирюльки, и ещё оставшийся популярным среди молодёжи из интеллигентных семей утончённый «флирт цветов».

Игра-общение «Флирт цветов» не исчезает из практики молодёжных вечеринок и в годы Великой Отечественной войны. Вот женщина вспоминает о жизни в Нижнем Тагиле: «В 1943 году наш 9-й класс собрался на Октябрьские праздники в нашем доме. Ели винегрет, горячую картошку, пили чай. Нам было весело: мы танцевали, играли в «почту», в фанты, во «флирт» – цветы рассказывали, кто что хочет, крутили «бутылочку танцевали танго…».

Какие ещё игры были популярны у молодых людей того времени, как идейные комсомольцы боролись с этими забавами, почему игра «Флирт цветов» просуществовала вплоть до 60-х годов ХХ века? Более подробно об этом читатели могут узнать из статьи (№ 5, 2019, стр. 126-128).

rodina_07_19.jpgГлавная тема шестого номера «Родины» за июнь месяц – 220 лет со дня рождения А. С. Пушкина. Казалось бы, мы, если не всё, то достаточно много знаем о великом и любимом поэте. А многие ли знают, что поэт вечно жил под давлением. Лишь бы успеть. Вечно в бегах, вечно в поисках денег, вечно под надзором, вечно в попытках смириться с властью – для хлеба, тепла и молока в семье. Разве это наш драгоценный, вечно пылающий Пушкин?

Однако ничей быт не описан так подробно как его. И тысячи страниц, чтобы понять его и его жизнь. И журнал «Родина» в этом же ряду.

Рубрика «Долги» предлагает читателям познакомиться с материалом доктора экономических наук Я. Миркина «Другой», в которой автор представляет свой взгляд экономиста на суетное и вечное в судьбе Александра Сергеевича Пушкина.

Он так жил. Вышел на службу за 5000 рублей жалованья и доступ к архивам. Закладывал бриллианты жены, пытался лично управлять имением, основать газету, альманах, журнал – как проект, под платную подписку. Одалживался бесконечно, пытал казну, точнее императора, на предмет государственных ссуд (и получал их) и, самое главное, писал, чтобы заработать на жизнь.

Мечта? Была у него и мечта: «Плюнуть на Петербург, да подать в отставку, да удрать в Болдино, да жить барином! Неприятна зависимость; особенно когда лет 20 человек был независим. Это…ропот на самого себя». Вечный ропот человека изработавшегося, желающего прокормить семью. Деньги – как независимость. Как это он сам сказал? «Я деньги мало люблю – но уважаю в них единственный способ благопристойной независимости». Неправда ли, как это знакомо многим из нас сегодня! (№ 6, 2019, стр. 14-19).

В рубрике «Прожито с Родиной» статья кандидата исторических наук М. Мельниченко «Увы, на разные забавы я много жизни погубил!», в которой поэт предстаёт в дневниках своих современников и потомков.

Вот отрывок из дневника литературоведа Петра Бартенева: «Княгиня Долгорукая беспрестанно ездила к умирающему Пушкину. Он кричал от нестерпимой боли, так что слышно было на улице. Князь Вяземский вышел из его комнаты и сказал Долгорукой, чтоб она поехала к Дантесам и передала им, что Пушкин прощает своего убийцу».

Дарья Фикельмон (внучка фельдмаршала Михаила Кутузова) пишет: «21 мая 1831. Пушкин прибыл из Москвы со своей женой, но вовсе не желает её показывать. Я видела её. Это очень молодая и прекрасная особа, стройная, гибкая, высокая с лицом Мадонны, чрезвычайно бледным. С коротким, застенчивым и меланхолическим выражением, глаза зеленовато-карие, с не то чтобы косящим, но неопределённым взглядом, нежные черты, красивые чёрные волосы. Он сильно в неё влюблён; рядом с ней ещё более бросается в глаза его некрасивость, но когда он заговорит, забываешь о тех недостатках, которые мешают ему быть красивым. Он говорит так хорошо…».

На страницах журнала о поэте вспоминают разные люди: критики, цензоры, фрейлины, гофмейстеры, художники, государственные деятели. Особенно пронзительны воспоминания близких друзей поэта, в которых они рассказывают о дуэли, последних днях жизни Пушкина и его похоронах.

Если такого Александра Сергеевича вы вы ещё не знали, прочитайте воспоминания о нём в журнале «Родина» (№ 6, 2019, стр. 21-28).

Рубрика «Дружба» представлена статьей Д. Шеварова «Мой первый друг, мой друг бесценный!». Пушкиным было написано немало произведений, посвящённых близким и дорогим сердцу людям.

Кому посвятил поэт эти строки. Оно посвящено верному и преданному другу юности Ивану Пущину. Именно в годы обучения в Царскосельском лицее судьба связала их. А ещё их связывало истинное братство и общие жизненные ценности – честь, свобода, любовь к отчизне.

Стихотворение написано в драматический период жизни обоих товарищей. Александр Сергеевич в начале 20-х годов 19 века находится в ссылке в селе Михайловское, вёл уединённый образ жизни. И одним из первых, кто навестил опального поэта, стал преданный друг – Иван Пущин. Он пробыл в имении Пушкина всего один день, но и этого времени хватило, чтобы поддержать друга в трудную минуту.

Puschkin.jpg

Известно, что Иван Пущин был одним из активных участников восстания декабристов в 1825 году. И после провала восстания на Сенатской площади был осуждён и приговорён к пожизненной каторге.

Это была последняя встреча друзей. Они расставались навсегда. Вспоминая эту последнюю встречу и желая как-то поддержать друга, в 1826 году Пушкин пишет стихотворение, посвящённое Ивану Пущину.

В 1837 году, находясь за тысячи километров в сибирской стуже, Пущин корил себя за смерь поэта. «Я бы нашёл способ предотвратить эту роковую дуэль» - говорил он.

Пущин посвятил другу замечательную книгу «Записки И. И. Пущина о Пушкине». Эта книга одиноко стоит в русской литературе. Нечего поставить рядом с ней. Нет подобной книги ни о Лермонтове, ни о Тютчеве, ни даже о Льве Толстом. Вообще ни о ком из смертных нет таких солнечных записок, как «Записки о Пушкине».

Как провели друзья этот единственный день перед расставанием, о чём вели разговоры, как трогательно прощались, как во снах к Ивану Пущину приходил его друг Александр Пушкин, и что предстояло пережить Ивану Пущину на каторге и в сибирской ссылке? Об этом и о том, что дружба для него всегда была не декларацией, а поступком читайте в журнале (№ 6, 2019, стр. 29-31).

Рубрика «Характер» в статье «Но я, поэт, не лицемерю…» представляет подборку анекдотов, шуток, экспромтов и эпиграмм от Александра Сергеевича. Их собрал из разных источников и издал в 1901 году в Одессе Морей Самойлович Козман (1877-1963) – известный одесский книгоиздатель-просветитель и владелец книжного магазина. Вот некоторые.

«Однажды в приятельской беседе знакомый Пушкину офицер по фамилии Кондыба спросил:

– Скажи Пушкин, рифму на слова рак и рыба.
– Дурак Кондыба, – ответил поэт.
– Нет, не то, смутился офицер. – ну, а, рыба и рак?
– Кондыба дурак, – подтвердил Пушкин.

С семейством своей будущей жены Натальи Гончаровой поэт познакомился в 1828 году на балу, когда Наталье было лишь 16 лет. Через 2 года молва о необыкновенной красоте Натальи Гончаровой усилила в сердце Пушкина искру страсти, запавшую при первой встрече, превратив её в неукротимый пламень, и он шутливо говорил своим друзьям:

– Я восхищён, я очарован,
– Короче – я огончарован.

Известно резко отрицательное отношение Александра Сергеевича к своему современнику Фаддею Булгарину – писателю, журналисту, издателю. Вот строчки эпиграммы Пушкина на Ф. В. Булгарина:

Все говорят: он Вальтер Скотт,
Но я, поэт, не лицемерю:
Согласен я – он просто скот,
Но что он Вальтер Скотт – не верю.

Интересен и забавен рассказ Николая Гоголя о его попытках познакомиться с Пушкиным, когда он (Гоголь) ещё не имел права на это в своём звании писателя.

Пушкин не раз имел участие в дуэлях. В статье можно познакомиться с забавным описанием некоторых из них. А также увидеть картинки комикса по анекдотам Даниила Хармса о Пушкине. С другими шутками и остротами на страницах журнала читателей познакомят авторы статьи С. Экштут и О. Чагадаева (№ 6, 2019, стр. 32-34).

Заслуживает внимание статья доктора исторических наук В. Полякова «Там волшебница, лаская, мне вручила талисман». Из неё можно узнать о тайне перстня, подаренного А. С. Пушкину Елизаветой Воронцовой в дни, когда между ними вспыхнул бурный роман. Необычен антураж подарка. Необычны и таинственны обстоятельства его вручения.

Этот перстень – одна из самых известных пушкинских реликвий. Маленькое изделие восточных мастеров стало в руках великого поэта священным талисманом, о котором написаны эти строки:

«Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья; волненья: 
Ты в день печали был мне дан…».

Кому достался перстень после смерти поэта? Какова его дальнейшая судьба? Историю пушкинского талисмана можно прочитать в журнале (№ 6, 2019, стр. 38-39).

Рубрика «Русское зарубежье» представлена материалом доктора исторических наук С. Экштута «В мой жестокий век восславил я свободу». Это рассказ о мечтах русской эмиграции. О том, как отмечала 100-летие со дня смерти А. С. Пушкина русская интеллигенция за рубежом? Здесь можно увидеть уникальные фотографии 1937 года, на которых запечатлены события того времени – русская диаспора, размётанная на все четыре стороны света, отмечает столетие со дня смерти поэта. Это одна из вех в истории Русского Зарубежья (№ 6, 2019, стр. 40-43).

Нельзя пройти мимо ещё одного интереснейшего материала, который представляет А. Рокоссовская, правнучка генерала Красной Армии, в последствии маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза Константина Константиновича Рокоссовского «Здесь Пушкин погребён…».

Будущий маршал в начале 1936 года командовал 5-м гвардейским корпусом. А в июне 1937 года попал под массовые сталинские репрессии и. как свидетельствуют документы сфабрикованного «дела», находился под следствием НКВД.

В день ареста Константин Рокоссовский, понимавший, что, возможно, отправляется навстречу смерти, попросил конвоиров «сделать крюк» и заехать в Святогорский Успенский монастырь – в родовую усыпальницу Ганнибалов-Пушкиных, где похоронен поэт. «Я хочу поклониться могиле Пушкина», – сказал он. Арестант поднялся к могиле, побыл там какое-то время, после чего вернулся и дал знак: можно ехать…».

Почему конвоиры спокойно отпустили генерала без сопровождения? Что шептал он у могилы поэта? Как и где К. К. Рокоссовский провёл три страшных года после ареста? Читайте в журнале (№ 6, 2019, стр. 44-45).

По разным данным, в мире несколько сотен памятников Александру Сергеевичу Пушкину. Число их продолжает расти. И народная тропа к ним - не зарастает!

Рубрика «Отзвук» представляет материал Ю. Башаровой «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». А рукотворные памятники поэту стоят на пяти континентах планеты. Есть они в Евразии, в Африке, в Северной и Южной Америке, в Австралии. Знают ли читатели, в какой стране и когда был установлен самый первый памятник А. С. Пушкину? И какое отношение имеет Александр Сергеевич к таким странам, как Южная Америка или Китай?

Самые разные памятники и бюсты поэту установлены на улицах городов, в Национальных библиотеках, университетах и парках разных стран.

figura-los-andzheles-ssha-1996.jpgВозможно, один из самых необычных памятников Пушкину установлен в Лос-Анджелесе. Это скульптура-метафора. Наталья Гончарова (жена Пушкина) изображена в виде музы с крыльями за спиной. Она держит в руке голову поэта – пророка русской литературы, недвусмысленно отсылая нас к истории Саломеи и Иоанна Крестителя (библейские персонажи). Конечно, можно поспорить с такой трактовкой образа, однако, у каждого своё видение образа поэта. Этот образ создал скульптор Григорий Потоцкий.

Неизвестно, знал ли Александр Сергеевич Пушкин об открытии Антарктиды экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева в 1820 году. Книга об этом событии вышла в свет при жизни поэта в 1831 году, и Пушкин вполне мог с ней ознакомиться.

А вот имя поэта появилось на карте Антарктиды в 1986 году. Антарктида не столь богата памятниками как Арктика. Прежде всего, потому, что коренных жителей здесь нет. Но памятники появляются и здесь. Памятника А. С. Пушкину пока нет. А в скором времени будет! И журнал «Родина» примет самое активное участие в этом мероприятии.

В статье можно прочитать о том, в каких странах и в каком году появились памятники, познакомиться с историей их создания, узнать не только историю первого и других памятников великому русскому гению, но и увидеть их изображения на цветных фотографиях в журнале (№ 6, 2019, стр.55-57).

В этом номере «Родины» много материалов о Пушкине, которые почти неизвестны массовому читателю, и представляют интерес, как для пушкиноведов, так и для тех, кто захочет больше узнать о великом русском гении (№6, 2019 год).

Основная тема «Родины» за июль месяц – 115 лет с начала Русско-японской войны – под общим названием «Пусть Гаолян им навевает сны…», посвящается героям этой войны.

Рубрика «Тема номера» познакомит читателей с материалом Н. Островской «Адмирал Макаров. Лекция о своей смерти».

Русско-японскую войну 1904-1905 гг. называли фатальной для России, катастрофической и роковой. С катастрофы она и началась. Подробности этой трагедии за десять лет до гибели военных моряков предсказал командующий флотом России на Тихом океане, вице-адмирал С. О. Макаров в публичной лекции, прочитанной им в 1894 году в Санкт-Петербурге.

Читатели могут познакомиться с отрывками из этой пророческой лекции. А также узнать о том, что японский адмирал Хайхатиро Того после гибели русских моряков объявил траур. И в тот же день в Токио прошло шествие в память о русском адмирале Степане Осиповиче Макарове (№ 7, 2019, стр. 20-22).

Доктор философских наук С. Экштут в материале «Гардемарины, вперёд!» знакомит читателей с выпуском Морского кадетского корпуса 1903 года и трагической судьбой вчерашних гардемаринов.

Gardemariny.jpg

На страницах журнала фотография предвоенного выпуска, с которой смотрят на нас сквозь годы участники Русско-японской войны, а также отдельные фото морских офицеров с краткими характеристиками и аттестациями на них. Официальные документы читаются на одном дыхании, как захватывающий детектив. Сегодня в России утрачены навыки так составлять деловые бумаги.

Менее чем через год выпуск Морского кадетского корпуса 1903 года вкусит горечь морской купели Порт-Артура, а затем Цусимы; зрелыми лейтенантами флота встретят офицеры Первую мировую войну. На страницах журнала много фотографий того времени, есть даже карикатуры, а также сведения о том, как сложились судьбы русских морских офицеров, участников Русско-японской войны (№ 7, 2019, стр. 23-28).

Рубрика «Экспедиции Родины» представляет материал В. Нордвика «Фёдор Конюхов. Вечный странник», в котором автор пытается найти ответ на вопрос: «Что зовёт человека идти на лодке через океан?»

Фёдор Конюхов – известный российский путешественник по океанам отвечает на это вопрос так: «У меня много грехов. Чем дольше я живу, тем их больше. В православии есть правило: если увидел восход солнца, грех списывается».

Так ли это на самом деле, читатели узнают, прочитав о последнем путешествии Ф. Конюхова через Южный океан. А также узнают о том, как сохранить мягкими душу и ладони, покоряя водные пространства; как вести себя в открытом океане, не поддаваясь панике; какие риски поджидают путешественника, что он думает об одиночестве и о точке невозврата.

Кто-то спросит: «И зачем ему всё это нужно?». Вот что по этому поводу говорит сам мореплаватель: «Мало кто знает Фёдора Конюхова? Зато каждый в курсе, что у России теперь 25 мировых рекордов! И если не гордиться своей страной, зачем тогда в ней жить?» (№ 7, 2019, стр. 56-61).

Рубрика «Легенды Родины» знакомит читателей с материалом кандидата исторических наук О. Чагадаевой «Красная Москва». Это история появления в нашей стране легендарных духов с одноимённым названием.

Роскошный аромат с идеологически выдержанным названием был представлен публике в 1925 году. Производитель, парфюмерно-мыловаренная фабрика «Новая Заря», возникла 1 ноября 1922 года на базе бывшей «парфюмерной империи» Генриха Брокара, гремевшей в России до революции 1917 года на весь мир.

«Новая Заря» унаследовала и дореволюционные рецептуры, и квалифицированных работников, в том числе главного парфюмера – Августа Мишеля, создавшего «Красную Москву», и художника-графика Андрея Евсеева, сотворившего неповторимый стиль главного советского парфюма – флакон, напоминающий зубчатые края кремлёвских стен и луковичные главы собора Василия Блаженного.

Duchi.jpg«Красная Москва» сразу же заняла нишу парфюмерии высшего сорта и стояла на уровне лучших иностранных образцов: композиция этих духов была составлена из пятидесяти с лишним компонентов. Получился, как его описывали, фантазийный «тёплый и нежный, даже несколько жаркий, но интимный и мягкий» аромат.

Многие женщины нашей страны мечтали приобрести эти духи. Но достать «Красную Москву» в первые годы их появления можно было только по спискам.

В 1967 году в «Поэме о разных точках зрения» Роберт Рождественский выразил мечту нескольких поколений советских женщин:

…Дождь, - не затихая час,
А может, два, –
Будет лить духами
«Красная Москва».

Вокруг «Красной Москвы» ходило множество легенд, одна из которых гласила, что прежде это были духи «Любимый букет императрицы». Речь шла об Александре Фёдоровне, жене Николая II. Его создали для императрицы в честь рождения наследника престола – цесаревича Алексея.

О том, что рассказывают другие легенды, а также интересные факты из истории «Красной Москвы» можно прочитать на страницах журнала. Здесь же можно увидеть и фото с изображением духов для царских особ, экземпляр которых до сих пор хранится в архиве фабрики «Новая Заря» (№ 7, 2019, стр. 87-89).

Любителям литературных произведений будет интересна рубрика журнала «Прототипы». Автор А. Четверикова в статье «Помещик Плюшкин – профессор Погодин: пародия по-гоголевски» рассказывает, что вся великая литература круто замешана на невидимых миру слезах прототипов.

Вот, например, гоголевский Плюшкин. Кто только не прошелся с усмешкой по этому персонажу. Литературные критики, школьные учителя и простые обыватели, которые, чуть что, кричат: «Не будь Плюшкиным, поделись!». Странная, зловещая фигура из «Мёртвых душ» – помещик-дворянин в драном отрепье, похожий на старую ключницу. Он утопает в залежах хлама, который сам же отовсюду натащил. Жадный и жалкий. Отвратительный – сил нет. Запоминается – намертво.

Прототипом литературного персонажа Плюшкина стал давний и близкий знакомый Николая Васильевича Гоголя – профессор МГУ, известный историк, публицист, писатель и издатель Михаил Петрович Погодин.

Что связывало профессора Погодина с писателем Николаем Васильевичем Гоголем? Обиделся ли Погодин, узнав себя в Плюшкине? Что послужило причиной их большой ссоры? Об этом и многом другом из жизни этих известных людей можно прочитать в журнале (№ 9, 2019, стр. 32-35).

На страницах «Родины» читатели найдут материалы о великих исторических личностях и наших современниках, о поворотных событиях российской истории, и о том, как живут простые люди нашей страны, увидят уникальные фотографии и копии архивных документов.

И это только небольшая часть материалов, авторами которых являются известные историки, археологи, писатели и публицисты. Надеемся, они привлекут внимание читателей.

«Родина» – это полноцветный глянцевый журнал, богато иллюстрированный фотографиями, архивными документами и другими графическими материалами. Он адресован профессиональным историкам, преподавателям, студентам и всем читателям, которых не оставляют равнодушными вопросы отечественной и мировой истории.

Читайте, удивляйтесь новым открытиям, узнавайте исторические факты, познавайте и открывайте новое для себя. Приглашаем в библиотеку.

«Родина» выходит в двух версиях: печатной и электронной.

Сайт журнала: https://rg.ru/rodina/

Обзор подготовила: Стаканчикова О. А., библиограф СБО МБУК «ЦГБ».


Назад