Трогательные встречи в библиотеке: программа по приобщению детей к чтению в инклюзивном формате
Лобырева Оксана Сергеевна,
заведующая Центром адаптивной культуры,
Валюкевич Роза Михайловна,
заведующая Библиотекой № 1,
Центральная городская библиотека, г. Нижний Тагил
Современные дети – представители поколения, ориентированного на восприятие преимущественно визуального ряда потока информации. Поэтому язык кино со стремительной сменой кадров наиболее понятен детской аудитории. Учитывая этот факт, решением извечной заботы взрослых – как приобщить ребёнка к чтению – может стать знакомство юного читателя с хорошей детской книгой в сочетании с её качественной экранизацией. Экранизация литературного произведения при этом выступает приманкой.
Заинтересовавшись киноисторией, ребёнок наверняка захочет познакомиться с первоисточником и вновь пережить удовольствие от встречи с полюбившимися героями, а заодно и сравнить интерпретацию литературного произведения создателей экранизации с видением автора книги.
Уникальность представляемой программы «Трогательные встречи в библиотеке» не только в том, что на этих занятиях ребята в занимательной форме через игру и просмотры экранизаций с тифлокомментариями знакомятся с лучшими образцами детской литературы. Важная социально значимая составляющая данного цикла встреч – это её инклюзивный формат. На «Трогательные встречи в библиотеке» приходят семьи, воспитывающие тотально слепых и слабовидящих детей. Во многих семьях это не единственные дети, а потому участниками становятся и ребята (братья, сёстры, друзья) без нарушения зрения.
Программа занятий предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (5-11 лет). Продолжительность одного занятия – 2 часа. Количество детей-участников на занятии допустимо до 25 человек.
Инклюзивная форма занятий позволяет не только организовать досуг юных посетителей с особыми потребностями в библиотеке и приобщить их к чтению, но и способствует созданию безбарьерной среды в общении между детьми.
Занятия проводятся в каникулярное время, так как участники программы (дети с нарушениями зрения) учатся в интернате для слепых и слабовидящих детей в другом городе и приезжают домой во время школьных каникул. Таким образом, количество проводимых занятий в год составляет 6 встреч (по одной – в зимние, весенние, осенние и три – в продолжительные летние каникулы).
Инклюзивный формат встреч предопределяет соблюдение определённых условий для того, чтобы сделать мероприятие доступным для участников с нарушениями зрения. Что имеется ввиду.
Во-первых, доступность среды. Мобильная мебель в зале, где проходит занятие, расставляется так, чтобы не мешать передвижению участников, в числе которых слабовидящие и тотально незрячие дети.
Во-вторых, информационная доступность. Каждое занятие тематически посвящено какому-то литературному произведению. В связи с этим, обязательно готовится книжная «выставка одного дня». Познакомившись с ней, участники имеют возможность взять представляемые книги для чтения домой. Кроме традиционных плоскопечатных книг в фондах библиотеки есть книжные издания специального формата: книги с укрупнённым шрифтом; книги шрифтом Брайля; книги со специальным устройством, считывающим звуковое сопровождение и рукодельные тактильные книги, которые облегчают восприятие иллюстраций у незрячих детей.
В-третьих, для анимационной программы перед показом экранизации подбираются игры, предполагающие возможность участия детей с нарушениями зрения наравне с остальными.
И наконец, в-четвёртых, просмотр экранизации литературного произведения также доступен детям слабовидящим и незрячим, так как он предлагается в тифлоформате. Подробнее об этом.
Как показать слепым и слабовидящим детям кино или мультфильм, который посмотрели их зрячие сверстники? Решение этой проблемы – тифлокомментирование, т. е. лаконичное описание предмета, пространства или действия, непонятные слепому (слабовидящему) без специальных словесных пояснений.
С точки зрения реализации, существует открытый, когда описание включено в общий звук фильма, и скрытый тифлокомментарий, который подаётся через индивидуальный радиоприёмник с моно-наушником.
В нашей библиотеке есть техническая возможность организации показов фильмов с тифлокомментированием в обоих форматах. Как показывает опыт, демонстрация фильмов со скрытым тифлокомментированием (с использованием радиоприёмников) более предпочтительна в инклюзивных группах детей (слепые и зрячие вместе).
Большое значение имеет качество тифлокомментария. Для организации тифлопоказов в нашем библиотечном кинозале, мы используем только фильмы с профессиональным тифлокомментарием, предоставленные нам для некоммерческого показа Культурно-спортивно развлекательным центром Всероссийского общества слепых г. Москва.
Представляемая программа (приложение 1) прошла успешную апробацию. Об этом свидетельствует высокая востребованность у посетителей мероприятий.
Приложение 1
Программа «Трогательные встречи в библиотеке»
Цель программы: продвижение книги и чтения через инклюзивные занятия, включающие просмотр экранизации литературного произведения.
Задачи:
1. Формирование у участников программы мотивации к чтению и интереса к книге через знакомство с качественной экранизацией литературных произведений.
2. Социокультурная интеграция детей с ОВЗ в условиях библиотеки.
3. Воспитание адекватного сценария поведения у детей без нарушения здоровья по отношению к детям с особенностями развития за счёт инклюзивных форм работы.
План занятий
№ |
Художественное произведение |
Экранизация |
Программа занятия |
Книжная выставка
|
1 |
Р. Тайн «Бетховен» |
Художественный фильм с т/к «Бетховен» (США, 1992), 86 мин. |
Гость программы – собака по кличке «Кора» породы ризеншнауцер. Интерактивная постановка спектакля «Дама сдавала в багаж» с участием детей и собаки. Акция «Лапа в ладошке». Просмотр фильма.
|
Р. Тайн «Бетховен», С. Маршак «Багаж», А. Чехов «Каштанка», С. Чёрный «Дневник Фокса Мики», Д. Смит «Сто один далматин», Д. Пеннак «Собака Пёс», Ю. Рычкова «Собаки от А до Я», Г. Остер «Приключения Пифа» и др.
|
2 |
Т. Александрова «Домовёнок Кузька» |
Мультипликационные фильмы с т/к: «Дом для Кузьки» (СССР, 1984) «Сказка для Наташи» (СССР, 1986) «Приключения Домовёнка» (СССР, 1986) «Возвращение Домовёнка» (СССР, 1987), 54 мин.
|
Гость программы – перчаточная кукла «Домовёнок Кузя». Викторина. Рифмованная игра «Обед для Кузи». Дружеское чаепитие. Просмотр мультфильмов.
|
Т. Александрова «Домовёнок Кузька» (в 3-х ч.), Г. Александрова «Домовёнок Кузька – 2» (в 12-ти ч.)
|
3 |
К. Булычёв «Тайна третьей планеты» |
Мультипликационный фильм с т/к «Тайна третьей планеты» (СССР, 1981), 48 мин. |
Знакомство с 3-D макетом «Межгалактический портал». Угощение детей космической едой – торт «Триумф» из тюбика. Просмотр мультфильма. |
Астрономический атлас, К. Булычев «Тайна третьей планеты», К. Булычев «Девочка с Земли», К. Булычев «День рождения Алисы», К. Булычев «Заповедник сказок», К. Булычев «Миллион приключений», К. Булычев «Алиса на планете загадок».
|
4 |
Русские народные сказки |
Художественный фильм с т/к «Реальная сказка» (Россия, 2011), 101 мин. |
Гости программы – две Бабы Яги (костюмированный сказочный образ + перчаточная кукла). Викторина. Угощение участников от Бабы Яги (корзинка с печеньем). Просмотр фильма. |
Сборник «Золотые русские сказки», Сборник «Русские народные сказки», Сборник «Сказки о нечистой силе», Сборник «Баба-Яга», Сборник «Русалочьи сказки», Сборник «Сказки из волшебного сундучка», Сборник «Большая книга о Бабе Яге», Сборник «Сказки Бабы Яги», Сборник «Чудесные русские сказки». |
5 |
Д. Ролинг «Гарри Поттер и философский камень». |
Художественный фильм с т/к «Гарри Поттер и философский камень» (Великобритания/США, 2011), 152 мин. |
Тематическая фотозона – сказочный паб «Дырявый котёл». Игровая программа «Школа чародейства и волшебства Хогвартс». Угощение гостей любим лакомством поттерманов – засахаренными мармеладными червяками. |
Д. Ролинг «Гарри Поттер и Дары смерти», Д. Ролинг «Гарри Поттер и Принц-полукровка», Д. Ролинг «Гарри Поттер и Тайная комната», Д. Ролинг «Гарри Поттер и узник Азкабана», Д. Ролинг «Гарри Поттер и философский камень». |
Лобырева О. С., Валюкевич Р. М. Трогательные встречи в библиотеке: программа по приобщению детей к чтению в инклюзивном формате // Библиотечное обслуживание инвалидов по зрению в Свердловской области: сборник материалов по итогам Областного профессионального конкурса «Лучший библиотечный пункт для инвалидов по зрению – 2021» / Свердловская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих им. Д. Н. Мамина-Сибиряка; составители: Т. И. Епишина, Т. Л. Скрябина; ответственный за выпуск И.А. Гильфанова. – Екатеринбург, 2022. – C.57-63.