Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Вхождение в профессию библиотекаря поколения Z

 

Шашкина Алена Леонидовна,
зав. центром развития и профессиональных коммуникаций

В   последнее   время   все   чаще   звучат   слова   о   кадровых   проблемах   в библиотечной отрасли. Практика показывает, что выпускники профильных вузов как будто растворяются в пространстве, находя свое призвание где угодно, только не по специальности. Кто же тогда идет работать в библиотеку, чего он ждет от новой профессии, что сам может ей предложить? Многочисленные курсы профпереподготовки не могут утолить кадровый голод на хороших специалистов, к тому же, чаще всего, они дают заветный диплом, а не понимание профессии в полной мере.

Профессиональные качества в любой отрасли – это сложный комплекс знаний,    умений    и    навыков,    уровень    которых    определяет    качество    и эффективность    деятельности    работника.    В    связи    с    этим,    библиотеки, заинтересованные в крепких кадрах, стараются уделять особое внимание тем специалистам, чей стаж в учреждении менее года. В библиотеке Нижнего Тагила с   ними   ведется   масштабная   и   разноплановая   работа,   включающая разные направления,   в   том   числе   и   нацеленность   на   получение   дополнительного профессионального образования, активизация их участия в конкурсах и т.д.

В обязательном порядке для них организуется обучающий курс. В разное время   он   проходил   под   разными   названиями:   «Молодой   библиотекарь», «Начинающий библиотекарь», в последние годы – «Введение в профессию». Сроки его тоже меняются. Когда-то он был трехдневным, но со временем вырос до   полноценной   пятидневной   учебной   недели,   с   выполнением   домашних заданий   и   публичной   защитой.   Задачи   данных   образовательных   курсов: повышение квалификации новых библиотечных специалистов

, содействие их адаптации в профессиональной среде, творческое стимулирование. Изначально традиционные занятия постепенно становились интерактивными, расширялись за счет обмена опытом и посещения библиотек системы. Обычно для обучения собираются небольшие группы до десяти человек, как правило, это люди разных возрастных категорий, с гуманитарным или педагогическим образованием.

Как и чему учатся начинающие специалисты? Во-первых, мы уже давно поняли, что без традиционных знаний по основам библиотечной профессии не обойтись. Сокращать время обучения за счет профильных тем – «справочно-библиографическое   обслуживание»,   «библиотечные   ресурсы   и   каталоги», «организация     библиотечных     фондов»,     «библиографическое     описание», «индивидуальная работа с читателем» и др. – нельзя. Это профессиональная азбука. В обязательные входят также: «правовое поле библиотеки», «учетные документы», «ежедневная статистика», «деятельность Центров общественного доступа»,    «массовая    работа».    Во-вторых,   темы   регулярно   подкидывает стремительно   меняющаяся   библиотечная   жизнь:   «библиотечные   проекты», «защита персональных данных», «особенности обслуживания посетителей с инвалидностью», «позиционирование библиотеки во внешнем пространстве», «креативные индустрии» и т.д.

Занятия, ранее проходившие стационарно на базе центральной библиотеки, теперь переносятся и в другие библиотеки системы или переводятся в онлайн-формат.   Меняются   не   только   учебные   темы,   но   варианты подачи нового материала. Это связано с тем, что новые сотрудники, а чаще всего это молодые люди от 24 до 30 лет, по-другому относятся к процессу обучения и восприятию информации.   Так   называемое   поколение   Z   в   некотором   роде   цифровые самоучки, большая часть жизни которых проходит онлайн. Из плюсов – у большинства   молодых   есть   желание   выделиться,   например,   вести   личный проект, делать что-то свое. А вот среди минусов можно отметить слабые социальные навыки, неумение разговаривать вживую и, как ни странно, писать тексты. Возможно, сказался тот факт, что пишут сейчас в основном не письма, а сообщения   в   мессенджерах,   да   и   большая   часть   общения   происходит   в интернете, а ведь навык в нашей профессии – немаловажный. «Пресс-релиз – путь к успеху или пятно на имидже» – под таким звучным заголовком проходит мастер-класс по обучению написания информационного текста. С развитием сетевых   инструментов   пресс-релиз   получает   второе   дыхание,   поэтому   мы стараемся   рассказать   и   показать   коллегам,   как   сделать   его интересным и полезным для читателя.

Как оказалось, лучше всего поколение Z реагирует на методы вовлечения и сотрудничества.   олодежи   важно   понимать,   что   происходит   вокруг,   не замыкаясь в стенах своей библиотеки, и мы организуем выездные экскурсии, по итогам которых участники пишут эссе-впечатления. Они вообще очень смелые, для них нет каких-то авторитетов, поэтому, например, при изучении темы «Индивидуальная программа. Разработка. Реализация» в качестве домашнего задания они проводят сравнительный анализ программ и проектов своих коллег, отмечая их слабые и сильные стороны, делая выводы о жизнеспособности таких проектов.

Важно   вовлечь   молодых   в   коллектив,   дать   им   почувствовать   себя причастными    к    деятельности   библиотеки.   Здесь   обязательным   пунктом становятся такие мероприятия, как установочная беседа «Моя профессия – библиотекарь», знакомство с историей и сегодняшним днем нижнетагильской библиотеки, ее проектами, услугами, корпоративной этикой. Вводить в нашу профессию весело, интересно и познавательно непросто. Сегодня     все     предпочитают     интерактив.    Через     игры     «Знакомство», «Библиотекарь в кубе» мы говорим о работе библиотеки, тех ее особенностях, которые не видны стороннему человеку. Используя технологию «сумасшедшего архитектора» учились нешаблонно мыслить в создании библиотечного продукта. Через мозговой штурм «Проект – неделя книги» отрабатывали организаторские способности, умение работать командой и генерировать идеи в поиске проекта, объединяющего все библиотеки города. В формате круглых столов говорим о том, кто такой библиотекарь, какие изменения   в профессии сейчас происходят, знакомимся со «Стандартом», обсуждаем   трудовые   функции   и   компетенции   специалиста.   В   процессе дискуссий определяем так называемые «якорные» навыки, которыми должен обладать    библиотекарь:    информационная    грамотность,    знание    истории, культуры и литературы, умение работать в команде, управление проектами и организация мероприятий, проговариваем возможные варианты личностного развития.

Привыкшие к общению в интернете, молодые сотрудники с удовольствием оценят   все,   что   избавит   их   от   нудного   сидения   на   лекциях   и   изучения документации. Все чаще лекционные форматы разбавляются увлекательными мастер-классами и практическими занятиями по работе в кадре, подготовке интервью, созданию виртуальных игр и опросов, знакомству с онлайн-сервисами и т.д. В качестве домашних заданий предлагаются тесты, написание эссе, релиза, создание   рекламных   плакатов,   оформленных   с   помощью   онлайн-сервисов (Главред,   Canva),   подготовка   рекомендательных   буклетов,   буклуков   и   т.д. Варианты итоговых мероприятий тоже меняются от мини-презентации «Я могу для    библиотеки...»    до    защиты    коллективных    тематических    проектов; организации научного фестиваля, PR-проекта по продвижению библиотеки. По уже     сложившейся     традиции     новые     сотрудники     присоединяются     к Межрегиональной     образовательной     акции     «Библиотечный    диктант»    с прохождением тестирования и получением именного Сертификата.

Вызов в виде вынужденного перехода на дистант еще ярче «подсветил» проблему   обучения   цифровых   аборигенов.   Ученые   отмечают,   что главная проблема нового поколения – клиповое мышление. Зумеры выросли в среде, когда   все   можно   найти   в   сети,   им   сложно   сосредотачиваться   на   чем-то продолжительное время. Возможно, в скором времени, нам придется создавать образовательные    программы    с    более    адаптивной    системой    обучения, подстраиваясь под особенности молодого поколения библиотекарей. Например, это будут курсы, состоящие из тематических микромодулей в формате коротких аудио- и видеосюжетов. Аудиторные занятия в классическом их понимании займут   незначительную   часть   обучения,   но   позволят   людям   знакомиться, общаться,   совместно   творить,   тем   не   менее,   большая   часть   будет отдана виртуальным урокам, статьям и, возможно, сторис. В любом случае, нам стоит хорошенько подготовится к вызовам времени.

 

Выступление на Межрегиональном флэш-семинаре «Библиотекарь как наставник» (28 ноября 2023 г.) Государственной библиотеки Кузбасса для детей и молодежи г. Кемерово. Тематический блок: «Наставничество как залог успешной карьеры библиотекаря».

 

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.