Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

По страницам истории родного города: опыт участия библиотек Нижнего Тагила в партнерском проекте

  По страницам истории родного города: опыт участия библиотек Нижнего Тагила в партнерском проекте


    Рыженкова Людмила Юрьевна, 
заместитель директора по методической работе и инновациям

Юным жителям Нижнего Тагила необычайно повезло: им выпал шанс участвовать в уникальной краеведческой игре для детей младшего школьного возраста «Я-тагильчанин». Быть тагильчанином – значит любить свой город, делать для него что-то полезное.

Это увлекательное и развивающее развлечение появилось в 1998 году в рамках деятельности детской общественной организации «Юные тагильчание» (ЮНТА). Учредителями и организаторами игры стали управление образования Администрации города и Городской дворец детского и юношеского творчества.

Игра предполагает участие младших школьников в экскурсиях, выставках, конкурсах, праздниках. Кроме того, дети вместе с педагогами, родителями ведут активную познавательную и поисковую работу. Проходит игра в течение учебного года. Стартует она 8 октября в День рождения нашего города, а заканчивается 19 мая большим праздником. На протяжении учебного года работа ведется по одной теме.

При городском дворце детского и юношеского творчества существует Координационный совет, в который входят координаторы игры от каждого района, вожатые, представители учреждений-партнёров (краеведческий музей «Горнозаводской Урал», Музей изобразительных искусств, Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Центральная городская библиотека»). Совет определяет темы, составляет план мероприятий, решает организационные вопросы, устанавливает связи с учреждениями города, работающими с детьми, подводит итоги.

Каждому старту игры предшествует кропотливая работа ее организаторов, специалистов библиотек, работников музеев. При выборе темы учитываются интересы детей, знаменательные даты. Обсуждение проходит в форме деловой игры, и каждая тема становится плодом коллективного труда всех специалистов.

К выбору тем организаторы подходят творчески, поэтому за многие годы ни одна из них не повторилась. Ребята изучали историю улиц («По нашим улицам пройдем»), родословную семьи («Моя семья»), совершили заочную экскурсию по городам-побратимам Нижнего Тагила («Нашей дружбе нет преград»), а также знакомились с историей развития металлургии, медицины, почты, культуры, с известными горожанами («Победный марш Тагила», «Тагильский характер», «Здоровые дети – будущее Тагила», «Культурное наследие Тагила»).
Библиотека стала партнером игры с первого года ее существования. Для нас это хорошая возможность выполнить важную миссию: сохранить и передать культурное наследие детям, научить гордиться историей и обычаями своего края, его талантами. Дети и взрослые активно посещают библиотеки; составляются совместные планы работы, проводятся общие заключительные мероприятия. Поэтому и появился в библиотеке общесистемный проект «Быть тагильчанином» по поддержке городской краеведческой игры, в рамках которого разрабатываются новые краеведческие темы, внедряются новые формы.

На время действия игры на главной странице библиотечного сайта включается баннер «Я – тагильчанин» для быстрого перехода на страницу, где представлены: положения о конкурсах в рамках этапов игры, план мероприятий библиотеки, информация в помощь участникам. Страница наполняется различным контентом (викторины, познавательное видео и др.), созданным специалистами библиотеки.
После выбора темы начинается настоящая исследовательская и поисковая работа, специалисты нашей библиотеки готовят библиографические и методические материалы по выбранной теме. Затем они размещаются на сайте в разделе проекта, направляются в библиотеки и координаторам.
Библиотекари отделов обслуживания тоже активно готовятся к старту: изучают фонды, разрабатывают новые мероприятия. Ежегодно в рамках игры в библиотеках проходит более 400 мероприятий – беседы, громкие чтения. Игра 2022-2023 учебного года называется «Нижний Тагил – город возможностей» и посвящена Году педагога и наставника.

В библиотеках проходят различные встречи. Многие из них посвящены истории образования. Так, во время исторического путешествия «Уроки XIX века», прошедшего в библиотеке №2, ребята окунулись в будни уральских школ того времени и узнали, что изучали мальчики, а что – девочки. А затем как ученики прошлого пробовали прочитать отрывок из сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка, напечатанной в старом стиле, писали в прописях перьевыми ручками и чернилами, знакомились с русской системой мер и решали задачки из старинного учебника.
Не раз проходили в Центральной библиотеке семинары для вожатых, во время которых педагоги познакомились с формами работы библиотек, детской литературой, периодикой и другими ресурсами.

В рамках конкурса исследовательских работ библиотекари ведут работу с младшими школьниками индивидуально, помогая находить необходимую информацию по краеведению, активно используя наши электронные ресурсы, например, электронную коллекцию «Тагил военной поры».
Итоги игры «Я – тагильчанин» подводятся на городском празднике, где дети демонстрируют свои достижения, рассказывают, что узнали за это время.
На основе уникального материала, собранного ребятами в ходе исследовательской и поисковой деятельности, специалистами библиотеки создаются сборники творческих работ: «Тагильский характер», «Городские истории», «Моя книжная история» и другие.

Например, итогом путешествий по проспектам и улицам стал детский путеводитель «Город, в котором я живу». С увлечением дети рассказывали о памятниках, микрорайонах, в которых живут, о своих любимых уголках в родном городе или местах, связанных с семейными историями. Каждый постарался сопроводить свою творческую работу рисунками, фотографиями, схемами. Может быть, некоторые сведения, изложенные детьми, не соответствуют исторической действительности, но все они наполнены детской непосредственностью, массой впечатлений и образов. Именно такой «детский» город предстает перед нами, когда знакомимся с этим изданием.

Были собраны семейные воспоминания о походах в театры и кинотеатры, рассказы детей о тагильских актерах.

Ребята записывали истории о роли книги в своей семье, о домашних библиотеках, рассказывали о своих любимых произведениях. Есть здесь воспоминания старшего поколения о тех временах, когда книга была ценностью, её мечтали получить в подарок. Во многих семьях такие издания стали реликвией, передающейся из поколения в поколение. Чего стоят удивительные истории о создании собственных книг. В одной семье это кулинарные рецепты, по которым готовили много лет назад, в другой – книга, собранная из фронтовых писем.

Из поколения в поколение передается и собранная по крупицам картина военных лет. В двух изданиях «Спасибо, что живу свободным человеком» и «Эхо войны» собраны воспоминания об участниках войны и тружениках тыла, чьи потомки живут в современном Нижнем Тагиле. Да, с каждым годом всё дальше от нас события грозных лет. Но остается другой, самый надежный, носитель информации – наша память. В своих рассказах дети признаются, что им трудно представить ужасы войны. Но в конце каждой истории звучит осознанное и прочувствованное – «горжусь», «люблю», «помню», «хочу быть достойным», «спасибо, что живу свободным человеком». А это значит, что связующая нить поколений тагильчан не прервется.

Наши «детские» издания – тагильская летопись, которую юные авторы составляют из историй своих семей, рассказывая о судьбах близких и дальних родственников, о встречах и разлуках, счастливых случайностях и невероятных совпадениях, трагических страницах военных лет и современных событиях.

Лоскутки историй показывают уникальность города на основе воспоминаний и опыта его жителей. Созданная в библиотеке коллекция изданий – это уникальная коллективная история.

Игра «Я-тагильчанин» не является библиотечным проектом. Но, библиотека с ее информационным, кадровым и культурным потенциалом играет в нем наиболее значимую и важную роль. Благодаря игре у нас установлено тесное сотрудничество с учреждениями образования и дополнительного образования, разработано более 30 тематических направлений, издано 12 сборников по материалам поисковой и творческой деятельности детей, специалисты участвуют в жюри районных и городских конкурсов, которые проходят в рамках игры.
И, наверное, главное не кто на свете всех важнее, а то, что совместная поисковая и творческая деятельность детей и взрослых в рамках городской игры сближает разные поколения тагильчан, способствует открытию новых страниц в истории города.

Выступление на Межрегионально научно-практической конференции
«Практики библиотечного краеведения: традиции, инновации, проблемы»,
Новосибирская государственная областная научная библиотека, г. Новосибирск

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.