Перспективные направления работы библиотеки с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ
Перспективные направления работы библиотеки с семьями,
воспитывающими детей с ОВЗ
Танякина Наталья Сергеевна,
библиотекарь библиотеки №6
Современные российские библиотеки – это значимый элемент социальной инфраструктуры страны. Их деятельность направлена на повышение качества жизни конкретных людей через удовлетворение информационных, культурных, коммуникативных потребностей. Представители социально незащищенных слоев населения при этом должны иметь те же возможности участия в общественной жизни и доступ к информации, что и другие.
Одна из групп, особенно остро нуждающаяся в социальной адаптации, интеграции, поддержке и создании условий для развития – люди с ОВЗ. Библиотеки России в последние годы активно работают над созданием условий удовлетворения их особых информационных, культурных, социальных потребностей. Совершенствуется практика просвещения, социокультурного взаимодействия и информационного обслуживания детей и взрослых с ОВЗ.
Гораздо меньшее внимание уделяется взаимодействию с семьями. Частые беседы спользователями библиотеки, воспитывающими детей с инвалидностью, позволяют сделать вывод, что у этой категории читателей существуют специфические потребности в досуге, просвещении, информационных услугах, которые могла бы удовлетворить библиотека.
По официальным данным в Нижнем Тагиле зарегистрировано более 1,5 тысяч детейинвалидов. Кроме этого, в городе проживает несколько тысяч семей, воспитывающих детей, которым еще не присвоен или уже снят статус ребенка-инвалида. Члены таких семей являются потенциальными пользователями и участниками мероприятий сети Центральной городской библиотеки (далее - ЦГБ).
Несколько лет назад в библиотеке №6 ЦГБ задумались над созданием и совершенствованием целостной системы взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ. В качестве отправной точки коллектив библиотеки определил для себя принцип: взаимодействие с читателями должно строиться на основе знания специфики выбранной категории. Накопленный за последние несколько лет практический опыт показал, что изначально специалисты имели поверхностное представление об особенностях семей, где есть дети с ОВЗ, о чувствах родителей и родственников. Постепенно изучали психологическую литературу по вопросу, собирали информацию о читателях из таких семей, наладили сотрудничество с общественными организациями.
Члены семей с детьми-инвалидами могут чувствовать себя подавленными, выбитыми из обычной жизненной колеи, изолированными от социума. Нужно быть морально готовыми к контакту с людьми в подобных психоэмоциональных состояниях, уметь сочувствовать, проявлять терпение. Важно, чтобы все сотрудники при работе с такими читателями знали и применяли принципы этики, разработанные на основе рекомендаций психологов.
Важным моментом стало осознание, что информационные, культурные, социальные потребности таких семей приходится не только выявлять и удовлетворять, но и формировать. Такие пользователи редко стремятся демонстрировать свой статус. Исходя из этого, каналы взаимодействия должны быть построены так, чтобы облегчить читателю предъявление своих особых потребностей. Инициатором взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, зачастую становится сама библиотека.
Специалисты выделили для себя ряд ключевых принципов, на которые рекомендуют опираться коллегам: проактивность, комплексность, толерантность. Библиотека принимает как самих детей с ОВЗ, так и членов их семей во всем спектре их интересов, транслирует идеологию принятия и инклюзии, доброжелательность.
Эффективной при построении системы работы с семьями, где воспитываются дети с ОВЗ,является стратегия «снежной лавины» с овладением библиотекарями приемами вовлечения. Один привлеченный член семьи с детьми с ОВЗ потенциально включает в деятельность всю семью. Семья может побудить к участию в мероприятиях другие семьи, которые становятся инициаторами событий и партнерами библиотеки. Мероприятия могут быть реализованы с различной периодичностью, гораздо важнее выстроить постоянно действующую систему сотрудничества и реализации потребностей выбранной категории. Для МБУК «ЦГБ» такими каналами взаимодействия стали социальные сети и развитие партнерских отношений с общественными организациями.
В библиотеках МБУК «ЦГБ» построена система работы с детьми с ОВЗ, проводятся азнообразные мероприятия и культурно-просветительская работа в детских коллективах (детских садах, школьных классах). Приобретаемые в этом процессе контакты с детьми позволяют постепенно вовлекать их самих и членов их семей в систему библиотечного обслуживания.
Первым этапом становятся мероприятия для самих детей, направленные на ускорениекоррекции дефектов социализации. В библиотеке разработаны занятия по методике канистерапии«Лапа в ладошке». Канистерапия – это один из видов лечения и реабилитации при помощиспециально отобранных и обученных собак под наблюдением квалифицированных специалистов. Она способствует развитию умственных способностей и эмоциональных компетенций, двигательных функций у детей с различной степенью поражения центральной нервной системы, а также у слепых и слабовидящих детей. При этом родители могут быть слабо включены в деятельность: сам факт их визита в библиотеку позволяет установить с ними контакт. В беседах с библиотекарями родные детей часто жаловались на моральную усталость и нехватку времени на удовлетворение личных потребностей, в том числе и познавательных. Так возникла идея вовлекать родителей в досуговую деятельность библиотеки отдельно от детей. Большую частьжизни мамы особенных детей проводят вместе с ними, что приводит к эмоциональному «сращению», гиперопеке, повышенной тревожности.
Первым мероприятием, направленным на снижение тревожности за будущее детей, стал «Час добра» с известным в нашем городе общественным деятелем, организатором инклюзивных фестивалей уличного спорта, директором НКО «Шаг вперед» Александром Коченковым, передвигающимся на инвалидной коляске. Вместе с ним на встречу пришли и другие люди с ОВЗ. Они рассказали гостям библиотеки о своих реализованных проектах, путешествиях, изобретениях, досуге. Такие встречи позволяют родителям поверить в возможности реабилитации, социализации, в будущее своих детей. Среди основных трудностей они называют проблемы доступной среды, постоянное беспокойство, мешающее полноценному отдыху, материальные проблемы, реакцию части социума на появление людей с ребенком с ОВЗ (особенно, с ментальными нарушениями) в общественных местах.
Таким образом, библиотека №6 МБУК «ЦГБ» может стать стать одним из мест, где семьи детей с ОВЗ могут провести свободное время с пользой для духовного развития. И для этого создан целый ряд условий:
1. Вход оборудован удобным пандусом. Попасть в здание можно без особых физических усилий даже на инвалидной коляске. Дверные проемы также позволяют беспрепятственно передвигаться по всем помещениям.
2. В библиотеке родители детей с ОВЗ могут не только взять книги, но и воспользоваться информационными ресурсами, заняться образованием и самообразованием в спокойной обстановке, посетить различные информационные, культурные, досуговые мероприятия.
3. В библиотеке есть просторная игровая комната с оборудованием для сенсорной интеграции и релаксации, бизибордом, столом для песочной терапии, тактильными книгами, мягкой безопасной мебелью, телевизором. Пока взрослые присутствуют на мероприятии, выбирают книги, пользуются другими услугами, ребенок находится в игровой комнате под присмотром библиотекаря или волонтеров, или в это же время для детей организуется отдельное мероприятие. Достигнута договоренность с Нижнетагильским отделением «Красного Креста»: волонтеры организации с медицинским образованием выразили готовность помогать присматривать за детьми с особыми потребностями.
4. Все мероприятия бесплатны для посетителей.
5. В учреждении полностью исключены случаи некорректного, неэтичного обращения с посетителями независимо от их статуса и состояния здоровья. Сотрудники обладают высоким уровнем внутренней культуры, прошли обучение-инструктаж «Культурная среда – доступная среда: ресурсно-ориентированные подходы в обслуживании инвалидов», а также обучались в онлайн-школе волонтеров, организованной Российской государственной детской библиотекой. Сотрудники библиотеки активно используют социальные сети. Потенциального пользователя вовлекают сначала в мероприятия для детей, затем – для родителей с детьми, а позже – в разнообразные формы библиотечного обслуживания, просвещения и консультирования как отдельного индивидуального пользователя.
Мероприятия можно условно поделить на группы: связанные с особым статусом семьи, познавательные и досуговые. Примером одного из познавательных мероприятий стал виртуальный обзор природных достопримечательностей нашего региона «Урал – это модно». На встречу пригласили директора местной туристической фирмы «Волшебники» Антона Султанова. Он познакомил присутствующих с красивейшими местами Свердловской и соседних областей, поделился планами разработки туристических маршрутов для детей с ОВЗ и их родителей. Библиотекари представили участникам мероприятия краеведческий фонд библиотеки, познакомили с художественными произведениями уральских авторов. Итогом встречи стала бесплатная поездка детей и их родителей в Каменный город (п. Усьва, Пермский край), что ранее многим казалось практически невозможным.
К мероприятиям, связанным с особым статусом семьи, можно отнести встречи со специалистами социальной службы и клиническим психологом отделения неврозов Психиатрической больницы №7, консультации с юристами, социальными работниками, педагогами, реабилитологами, представителями общественных организаций. Библиотекари на таких встречах знакомят пользователей с изменениями в законодательстве в области прав инвалидов и членов их семей, представляют возможности работы со справочно-правовыми системами Центра общественного доступа, подбирают отраслевую и художественную литературу по теме.
Что касается разработки мероприятий, не связанных с основной проблемой описываемой категории пользователей, здесь на помощь пришли встречи в рамках проектов «Вместо» и «Вместо. Распаковка», поддержанных Фондом Президентских грантов. Мероприятия, рассчитанные на молодежь, вызвали интерес и у читателей, имеющих детей с инвалидностью. В библиотеке проходят квизы, сеты настольных игр, воркшопы, свопы, мастер-классы, творческие встречи, выставки, нетворкинг-сессии с представителями сферы культуры, бизнеса, общественной деятельности. Как правило, анонсы мероприятий выставляются на странице библиотеки в социальной сети. Пользователей, имеющих детей с ОВЗ, также решено информировать персонально посредством телефонных звонков, чтобы напомнить, что ребенка можно взять с собой, с ним тоже будут работать специалисты.
Положительные отзывы участников о предлагаемых видах досуговой и просветительской деятельности позволяют сделать вывод об их эффективности. Высшим результатом в вопросах удовлетворения читательских потребностей пользователей, имеющих детей с инвалидностью, к которому стремится наш коллектив, может стать формирование вокруг библиотеки инклюзивного сообщества, в которое входят как сами члены семей, воспитывающих детей с ОВЗ, так и другие представители общественности. Такие кооперации способны самостоятельно инициировать, разрабатывать, реализовывать инклюзивные проекты, программы, мероприятия, творческие акты как в пространстве библиотеки, при помощи ее ресурсов, так и вне ее. Так коллектив библиотеки становится равноправным социальным партнером и вдохновителем такой активности.
Публикация для сборника Всероссийской практической конференции
«Библиотека XXI века – информационный, образовательный и культурно-досуговый
центр для социально незащищенных категорий населения»,
ЦГБ им. В.В. Маяковского, г. Санкт-Петербург
2023г.