Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Продвижение информационных ресурсов Президентской библиотеки. Опыт работы Центральной городской библиотеки города Нижний Тагил (2022- 2023 гг.).

 Амирова Лариса Насраддиновна,
зав. отделом специализированной литературы

   С 2016 года в отделе специализированной литературы Центральной городской библиотеки Нижнего Тагила открыт доступ к удалённому электронному читальному залу Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина с полным доступом ко всему массиву электронных документов.  Организованы специальные места для пользователей.
   Ведется работа по продвижению информационного ресурса. Пользователи знакомятся с материалами на информационной стойке. На сайте центральной библиотеки систематически делаются обновления коллекций и интернет-трансляций, рассказывающих о широком спектре возможностей Президентской библиотеки.
   В 2022 году на базе отдела специализированной литературы прошел открытый образовательный семинар «Точка на карте» для сотрудников центральной библиотеки, библиотекарей колледжей и вузов.
Провели его представители Регионального центра Президентской библиотеки, работающего на базе Свердловской областной универсальной научной библиотеки имени В. Г. Белинского. Участники знакомились с порталом Президентской библиотеки и его возможностями, с интерфейсом электронного читального зала.
   На встрече рассказали о том, что на сайте Президентской библиотеки размещена коллекция «Свердловская область: страницы истории», которая содержит статистические материалы, исследования, очерки и фотографии XIX – начала XX века, знакомит с географическим, демографическим, социально-экономическим и общественно-политическим аспектами истории региона. 
   Для учащихся средних и старших классов школы № 32 в отделе специализированной литературы прошел квест, посвященный Великой Отечественной войне. С ребятами говорили об историческом событии, оставившем след в сердцах миллионов людей. 
Для прохождения квеста «Этот день мы приближали, как могли…» участники разделились на три команды, придумали название, выбрали капитанов и, получив маршрутные листы, отправились по станциям. Ребята знакомились, вспоминали и конструировали события военного времени. На станции «Города-герои» разгадывали кроссворд, отмечали звездами на карте Советского Союза расположение 13-ти городов-героев, давали краткую характеристику их подвигов.
   Часть заданий выполняли, используя электронный ресурс Президентской библиотеки. Так, на станции «Ударим по врагу!» располагали в хронологической последовательности военные события и составляли историческую справку о выдающихся личностях, пользуясь электронной коллекцией «Голоса выдающихся Советских военачальников Великой Отечественной войны».
На станции «Читаем о войне» соотносили фото поэтов с их личностью и произведениями по материалам коллекции «Войной расстрелянные строки. Стихи поэтов-фронтовиков». Здесь же по отрывкам из произведений Сергея Алексеева «Сто рассказов о войне» сопоставляли военные события с репродукциями известных художников: «Победа» (Кривоногов Петр), «Оборона Севастополя» (Дейнека Александр), «Курская битва» (Присекин Сергей) и др.
   Все команды проявили находчивость и эрудицию, сумев собрать слова-ключи и составить финальную фразу: «День Победы – это гордость ветеранов! День Победы – это наш счастливый день!».
Электронный ресурс также применялся в качестве информационной поддержки при проведении кластера «Гордимся именем твоим!». В отделе специализированной литературы студенты горного колледжа совершили исторический вояж, посвященный 350-летию со дня рождения Петра Великого. 
   В официальной российской историографии Петра I принято считать одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в 18 веке. Чтобы погрузиться в атмосферу времени выдающегося реформатора, первокурсники смотрели документальный фильм «Петр Великий» и отвечали на вопросы анкеты. Узнали, что представителя династии Романовых провозгласили царём в 10 лет, а править самостоятельно он начал в 17 и взялся преобразовывать Россию с невиданной решимостью. За несколько лет государь изменил практически все – от календаря до одежды и стиля общения.
   Студентам предложили разделиться на команды и выбрать одну из тем: «Личность Петра I», «Первый русский флот», «Великий реформатор» и «Кунсткамера – первый российский музей». Группы изучали материал, используя метод критического мышления – кластер. Суть приема заключается в умении работать с текстом и другими источниками информации: определять тему, находить ключевые слова, устанавливать логические и смысловые связи между компонентами. Итогом встречи стала презентация каждой из команд. В качестве информационной поддержки использовались материалы электронного читального зала Президентской библиотеки.
В 2023 году на сайте центральной библиотеки в разделе «Виртуальный читальный зал» создана вкладка «Мероприятия с использованием электронного ресурса Президентская библиотека».
   Также при организации тематических выставок используются QR-коды на коллекции, интернет-трансляции и другие полезные материалы электронного ресурса, например, «Великий реформатор»: выставка-портрет (250 лет со дня рождения М.М. Сперанского); «Ледовое побоище»: выставка-событие (780 лет Ледовому побоищу); «1812 год: след в истории»: выставка-юбилей; «Феномен Путина»: выставка-персона (70 лет со дня рождения В. Путина).
  Виртуальная выставка «1812: след в истории»на сайте библиотеки включает раздел «Отечественная война 1812 года в электронных библиотеках», где можно познакомиться с коллекциями по персоналиям и ключевыми моментами события. 
   В отделе есть абонент, который находится на индивидуальном информировании по теме «Новости Президентской библиотеки». Обновлений на сайте центральной библиотеки по электронному ресурсу Президентская библиотека – 23.
   В 2023 году отдел продолжил работу по созданию мероприятий с использованием электронного ресурса. Так, проведен квест «День народного единства», посвященный событиям 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.
   Студенты горного колледжа прошли три станции квеста. На первой – «День народного единства» – работали с электронным ресурсом «Президентская библиотека»: знакомились с коллекциями «К. Минин и Д. Пожарский» и «Преодоление Смуты на Руси», отвечали на вопросы анкеты, пользуясь редкими изданиями коллекции, смотрели презентационный ролик по теме, зачитывали цитаты. На станции «Государственные символы России» знакомились с образовательным порталом «Государика» (ресурс Президентской библиотеки) – выбирали правильное описание российского герба, слушали гимн России и заполняли пропуски в тексте, отвечали на вопросы о российском флаге, пользовались книгами и периодическими изданиями отдела специализированной литературы, собирали российский триколор. На последней станции «Великие личности» разгадывали кроссворд и с помощью книг соотносили портрет с выдающейся личностью времени Смуты. Все команды справились с заданиями, собрали слова-ключи и составили финальную фразу.
   С использованием электронного ресурса Президентской библиотеки прошел патриотический час «Героями не рождаются. Героями становятся!», посвященный 9 декабря – Дню Героев Отечества. Первокурсники знакомились с жизнью и подвигами легендарного советского летчика Алексея Маресьева. Его подвиг вдохновил журналиста и писателя Бориса Полевого на создание знаменитой книги «Повесть о настоящем человеке», где Маресьев выступил прообразом главного героя. Ребята читали фрагменты книги, отвечали на вопросы библиотекаря, изучали материалы Президентской библиотеки.
   В рамках знакомства с виртуальным читальным залом на сайте Центральной городской библиотеки студенты факультета художественного образования Нижнетагильского государственного социально-педагогического института работали с электронным ресурсом Президентской библиотеки. Узнали, в чем уникальность фонда, увидели доступ к большому количеству оцифрованных печатных, видео-, архивных документов, отражающих историю российской государственности, теории и практики права, русского языка как государственного языка Российской Федерации. С тематическими электронными коллекциями разбирались на практике. На примере коллекции «Преодоление Смуты на Руси» рассмотрели структуру, варианты поиска информации и общий алгоритм работы с материалом. Подробнее остановились на краеведческих коллекциях «Свердловская область: страницы истории» и «Город Екатеринбург», которые содержат статистические материалы, исследования, очерки и фотографии XIX – начала XX века, знакомят с географическим, демографическим, социально-экономическим и общественно-политическим аспектами истории региона. Участникам встречи было интересно узнать о проектах, в частности, Конкурсе студенческих работ с использованием информационных ресурсов Президентской библиотеки с номинациями: лучшая курсовая (выпускная, квалификационная / дипломная научно-исследовательская) работа с использованием электронного фонда Президентской библиотеки.
   При организации тематических выставок используются QR-коды на коллекции, интернет-трансляции и другие полезные материалы электронного ресурса, например, книжно-иллюстративную выставку «Крым в истории России», интерактивную выставку «Цвета родной земли», выставку-знакомство «Единая воля братских народов».
   Работа с электронным ресурсом Президентской библиотеки продолжается. С каждым годом Президентская библиотека набирает популярность в работе отдела, демонстрируя свою уникальность и востребованность.



   

Выступление на ежегодном открытом региональном совещании 
«Президентская библиотека на Среднем Урале: расширяя границы»
Региональный центр ПБ СОУНБ им. В. Г. Белинского г. Екатеринбург
март 2024г.

 

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.