Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Всероссийская Неделя безопасного Рунета - 2025

   По традиции в рамках Всероссийской акции напомнили пользователям библиотеки правила сетевого этикета, разобрали случаи интернет-мошенничества, подсказали выход из конфликтных ситуаций, обсудили особенности сетевого сленга, научили защищать свои аккаунты и противостоять кибербуллингу. А также порекомендовали различные познавательные сайты и познакомили с полезной литературой по теме. Всего в рамках акции «Неделя безопасного РУНЕТа-2025» проведено 78 мероприятий для 1856 пользователей.

   В библиотеке №1 разбирали правила поведения в интернете на примере известных детских сказок. Командная игра «Светлая и темная сторона Рунета» состоялась между учениками начальных классов в библиотеке № 2.  О правилах общения в социальных сетях, особенностях сетевого сленга, культуре электронной переписки говорили в библиотеке № 3. В качестве практического задания ребята учились искать выход из конфликтных ситуаций, возникающих в ходе интернет-общения. О негативном влиянии интернета на здоровье человека и его психику рассуждали с подростками в библиотеке № 6. В пример приводили последствия этого влияния: ухудшение зрения, бессонница, головные боли, нарушение осанки, психические и интеллектуальные нарушения развития. В ходе беседы учащиеся согласились, что в большинстве случаев, часы, проведенные в интернете – это пустая трата времени.
   «Любимый Рунет» – под таким интригующим названием прошла встреча в библиотеке № 14. Школьников познакомили с официальным сайтом Центральной библиотеки, его электронными ресурсами и услугами. Рассказали  про возможности нейросети «Шедеврум» и чата ChatGPT, которые могут быть полезны как в учебе, так и в развлечениях. Ребята с удовольствием приняли участие в викторине «Цифровая живопись», где пытались угадать, чьи картины изображены – художников или нейросети. В ходе тренинга по цифровой безопасности школьники заполняли чек-лист «Безопасный аккаунт в социальных сетях» и обсуждали, как не попасть в экстремистские и криминальные сообщества. В заключение ребята пришли к выводу, что им вполне по силам ограничить время, проведённое в гаджетах, и выбирать активный отдых вместо пассивного времяпрепровождения у телефона или компьютера.
   В отделе развития информационных систем в ходе мероприятия «Настройка безопасности компьютера» для пожилых людей участники узнали, как правильно настроить антивирусную защиту и браузер, создать сложные пароли, а также как защитить свои личные данные при работе в сети. Познакомились с правилами защиты своих устройств от угроз в интернете и задали интересующие их вопросы.
   Интерактивное мероприятие по профилактике гаджетозависимости состоялось в справочно-библиографическом отделе Центральной городской библиотеки.  Участники выполняли задания и рассуждали о правильном использовании своих мобильных устройств. Для определения уровня личной зависимости от гаджетов дети отвечали на вопросы анкеты, после чего порассуждали над высказыванием: «Не ты для гаджетов, а гаджеты для тебя!». Для практического задания использовали книгу педагога-психолога, сказкотерапевта Евгении Сачковой «Умные сказки». Участники читали сказки «О пользе чтения», «Гаджеты на улице», «Безопасное селфи», «Как не поглупеть от телевизора», «Гаджеты и дружба», обсуждали прочитанное и составляли памятки, опираясь на собственный опыт и дополнительную информацию от ведущего.
   В библиотеке №7 состоялись беседа «Планета Интернета» для начальных классов и информационный квиз для студентов Высокогорского многопрофильного техникума «Тайны интернет-территории». В игровом формате студенты смогли проверить знания интернет-терминологии, разбирали ситуации: взламывание аккаунта в социальных сетях, как быть, если приходят сообщения с просьбой перевести деньги на чужой счет, что делать, если незнакомый человек в сети просит предоставить персональные данные, учились распознавать фишинговые сайты. Библиотекарь рассказала ребятам, что писатели-фантасты давно предсказали в произведениях появление искусственного интеллекта (Мюррей Лейнстер  рассказ «Логический компьютер по имени Джо») и компьютерной зависимости  (Эдвард Морган Форстер повесть-антиутопия «Машина останавливается»), что первый смайлик-улыбка появился в 1982 году и что количество устройств, подключённых к интернету, превышает количество людей на планете.
   Мероприятие, посвященное безопасным и полезным интернет-ресурсам для развития и обучения детей, состоялось в библиотеке №15. Родителей познакомили с возможностями таких популярных и проверенных сайтов для школьников и дошкольников с множеством идей для творчества и учебы, как «Просто дети», «Учи.ру», «Умназия», «Логик Лайк» и т. п. Также участники  получили рекомендации по защите детей от нежелательного контента, кибербуллинга и других онлайн угроз.

Всероссийская Неделя безопасного Рунета - 2024

   Для ежегодной общероссийской акции специалистами библиотек оформлялись тематические выставки, проводились беседы, игровые программы и квизы. Посетители смогли продемонстрировать свои навыки пользования интернетом, познакомиться с полезными сайтами, научиться защищать свои аккаунты и отличать фейки от правды. В рамках мероприятий обсуждались вопросы защиты от кибербуллинга,а также  польза и вред от пребывания в Сети. Всего в рамках акции «Неделя безопасного РУНЕТа-2024» было проведено 60 мероприятий для 1460 пользователей.

   В библиотеке №1 школьникам рассказали о вирусных и вредоносных программах, негативном контенте и кибербуллинге. Напомнили о правилах поведения в сети и защите персональных данных. Отметили и плюсы Интернета: общение с родными и знакомыми, живущими в других городах, возможность посетить удивительные уголки мира, трудоустройство людей с ограниченными возможностями здоровья с целью дополнительного заработка и многое другое. В завершение встречи участники составили памятку поведения в Интернете и вклеили её в дневник.
   В библиотеке №2 прошел диспут на тему нейросетей «Может ли искусственный интеллект написать симфонию?». Участники разбирались, что такое нейросети и искусственный интеллект, выявляли их особенности. Порассуждали на моральные и этические темы: можно ли обучить ИИ эмпатии и опасны ли нейросети для людей. Приняли участие в игре «Думай как нейросеть», пробуя по сгенерированным Dream изображениям угадать, какой запрос получила программа.
   Квест-игру организовали в библиотеке №3. По легенде, вредоносные вирусные программы заблокировали всю технику, и ребятам нужно было разобраться с запутанными заданиями, вспомнив основные понятия информационной безопасности.  Находясь в Интернете, можно столкнуться с агрессией, преследованиями, мошенничеством, психологическим давлением, а также с онлайн-незнакомцами. Поэтому в библиотеке № 4 со школьниками говорили об онлайн-угрозах и сетевом этикете. Выбрать товарищей в сети не так просто. О том, какие опасности подстерегают в виртуальном пространстве, что такое личная информация, можно ли её сообщать, кто такие тролли и обязательно ли с ними конфликтовать, выясняли с младшими школьниками в библиотеке №13. О том, что такое мошенничество и буллинг в сети, как свести к минимуму риски и не попасться на удочку киберпреступников, а также самому не превратиться в правонарушителя, также напомнили пользователям в библиотеках № 6, 7, 13, 15 и в центральной библиотеке.
   В библиотеках № 8 и №9 говорили о безграничных информационных возможностях Интернета, познакомили с полезными сайтами для учебы и развлечения, рассказали о несложных, но очень важных правилах поведения в сети. На мероприятии в библиотеке №10 «Сеть может быть опасна» студенты педагогического колледжа №2 просмотрели фильм по теме и сыграли в игру «Интернет: друг или враг?».  
   Легкое погружение в цифровую грамотность состоялось для подростков в библиотеке № 14. Ребятам рассказали, какое будущее готовит нам искусственный интеллект, и предложили пройти тест «Что такое цифровой след и как он может защитить персональные данные?», а также дали попробовать свои возможности в нейротворчестве. Используя сеть «Кандинский», ребята создавали картины и разгадывали ребусы, в которых были зашифрованы термины, связанные с искусственным интеллектом.  
   Используя игру «6 шляп», в библиотеке №18 провели беседу о том, что сегодня предпочтительнее – книга или интернет. Ребят разделили на пять команд. Команда Белой шляпы, используя информацию из справочной литературы, рассказала о возникновении книги и интернета. Чёрная шляпа высказала мнение об отрицательных сторонах как интернета, так и чтения книг: как они влияют на здоровье, на общение людей друг с другом и на организацию свободного времени. Положительные моменты во всем этом искала  Жёлтая шляпа. Участники из команды Красной шляпы попытались представить, что книга и интернет поменялись местами: чтение книг заняло лидирующие позиции, а пользование интернетом постепенно снижалось. Каков итог? Люди стали более грамотными, речь – богатой, общение – живым. «Появилась бы возможность увидеть настоящих людей», – резюмировали шестиклассники. Зелёная шляпа искала креативные способы решения проблемы: нужно уделять равное время чтению книг и нахождению в интернете, учиться правильно распределять ресурсы. В Синей шляпе в качестве эксперта выступили библиотекарь и педагог. Выслушав всех участников, они предложили ребятам такой компромисс: книга и интернет должны не противопоставляться, а дополнять друг друга.
   Кибер-квиз «PRO интернет» провели для старшеклассников сотрудники справочно-библиографического отдела. Состязание, состоящее из разных туров, включало вопросы по истории создания интернета, кибербезопасности и др. Задания участники выполняли с помощью смартфонов, демонстрируя свои навыки поиска в Сети. Ребята отгадывали антивирусные программы, складывали из разрозненных букв слова, олицетворяющие интернет-вредности, определяли признаки заражения компьютера и вспоминали правила интернет-этикета. В туре, посвященном полезностям Рунета, школьники составляли список сайтов, на которых можно читать книги.
   С электронными ресурсами виртуального читального зала познакомили студентов Нижнетагильского педагогического колледжа в отделе специализированной литературы. В ходе встречи студенты смогли самостоятельно поработать с электронными ресурсами Znanium, Лань, Национальная электронная библиотека (НЭБ), Национальная электронная детская библиотека (НЭДБ), ЛитРес, Президентская библиотека и в каждой из них выполнить практические задания, убедившись, что с помощью полезных ресурсов каждый преподаватель может сделать образовательный процесс современным, творческим и увлекательным.
   Для людей пожилого возраста провели час информации «Интернет и приватность: как защитить себя и свои данные». Сотрудники отдела развития информационных технологий познакомили их с понятиями «персональные данные» и «приватность» в интернете, напомнили о последствиях утечки реквизитов банковской карты и личных данных. Рассмотрели схемы обмана в сети (сайты-клоны, фишинг, овердоход) и правила, соблюдение которых позволит уменьшить риски. В заключение участники прошли тест для проверки и закрепления полученных знаний.

   Информация о прошедших мероприятиях размещена в разделе «Неделя безопасного Рунета». Там же можно почитать тематические  материалы и проверить свои знания в онлайн-квизе «Прямо по курсу – Интернет».


Всероссийская Неделя безопасного Рунета - 2023

В рамках Недели посетители обсуждали вопросы защиты персональных данных, знакомились с полезными ресурсами, учились совершать безопасные онлайн-покупки, демонстрировали навыки безопасного поведения в Сети.



Всероссийская Неделя безопасного Рунета - 2022

     На сайте библиотеки в одноименном разделе вниманию пользователей были предложены обновленные информационные материалы на тему позитивного использования Интернета, а также онлайн-квиз. В структурных подразделениях МБУК «ЦГБ» оформляли тематические выставки, стенды, раздавали буклеты и памятки, проводили беседы, игровые программы и другие интересные мероприятия.

     Так, пользователи отдела обслуживания с помощью презентацию «Коварные клики» узнавали, как проверять сайты однодневки и совершать безопасные покупки в интернет-магазинах.На книжной выставке «Не запутаться в Сети»посетители могли ознакомиться с литературой по истории появления Всемирной паутины, интернет-угрозам, а также с самоучителями по работе в интернете.

F8967F39-A3A2-4258-BE83-611467D3EB83_1_105_c.jpeg

     В отделе правовой, электронной информации и сервиса люди пожилого возраста были приглашены на час информации «Кибербезопасность: как защитить личные данные в сети». Посетители узнали, как обезопасить свои аккаунты в социальных сетях, познакомились с настройками безопасности электронной почты, ознакомилисьс материалами, подготовленными и размещенными в информационном уголке к Неделе безопасного Рунета.
      Сотрудники справочно-библиографического отдела провели для семиклассников киберквиз «Полезности и вредности Рунета». Ребята, разделившись на команды и вооружившись смартфонами, азартно выполняли задания игры, ведь баллы участникам начислялись как за правильность, так и за скорость ответов. В ходе квиза школьники демонстрировали знания истории интернета, правил поведения в Сети, отгадывали антивирусные программы, составляли списки электронных полнотекстовых библиотек, разгадывали анаграммы и узнавали популярных блогеров по фото и описанию.
     В библиотеке № 1 о пользе и вреде интернета говорили с первоклассниками. Чтобы дети смогли представить Сеть или Всемирную паутину, как часто называют интернет, им выдали обычный клубок ниток. Ребята порассуждали о том, что запутаться в интернете бывает легко, а выбраться – сложно. Полученные знания закрепили при помощи творческих проектов.
      Разнообразные мероприятия для ребят разных возрастов и школ провели в библиотеке № 2. Так, ученики 5-х классов в ходе информационного часа «Маленькие дети, безопасно гуляйте в интернете!» узнали, где и как можно искать достоверную информацию. Ребята познакомились с сайтами Центральной городской библиотеки Нижнего Тагила, Национальной электронной детской библиотеки и Вебландией.
     Со старшеклассниками была проведена беседа «Конец пиратской эпохи». В ходе встречи обсуждали интернет-пиратство и понятие авторского права. Так, учащиеся познакомились с процессом создания фильмов, узнали какие убытки несут кинокомпании из-за интернет-пиратства, и к каким последствиям может привести нелегальное распространение контента. Вместе участники встречи выяснили, какими легальными сервисами пользоваться удобнее и выгоднее.
     А с девятиклассниками в ходе информационного часа «Не сбейся с пути» говорили о фейках и пропаганде в Интернете. Подростки порассуждали о том, какими способами те или иные идеи получают своё распространение, приводили примеры позитивной и негативнойпропаганды и искали ее в популярных произведениях. Подростки разоблачили несколько странных или даже смешных «теорий заговора» и научились отличать фейки от правды.
     В библиотеке № 4 для девятиклассников провели брейн-ринг «Безопасность цифрового детства». В ходе игры каждая команда сама выбирала сложность вопроса, а при затруднении можно было пользоваться предложенной литературой. Старшеклассники продемонстрировали навыки пользования интернетом, смекалку, логику, эрудицию и умение работать в команде. После игры школьники уже со знанием дела просматривали тематическую выставку.

IMG_20220202_145249.jpg

     В библиотеке№ 5 для учащихся 4 класса была проведена беседа «Дружелюбный интернет», в ходе которой ребята рассуждали о плюсах и минусах всемирной паутины, делились своим опытом пользования сетью, ознакомились с правилами безопасного виртуального общения. А в ходе индивидуальных консультаций всем юным посетителям библиотеки рассказывали о полезных Интернет-ресурсах, в том числе о сайте Центральной городской библиотеки. Также в библиотеке был оформлен стенд «Дети в сетях», и каждый юный пользователь получил памятку о правилах работы за компьютером.
     «Не кормите тролля» - такую дискуссию о кибербуллинге в онлайн-режиме провела библиотека № 6 для студентов Нижнетагильского педагогического колледжа. Участники встречи обменялись знаниями о кибербуллинге и кибербезопасности, сравнив свои ответы с исследованием Мейл.ру-групп. Студенты попытались назвать причины возникновения агрессии и способы борьбы с ней. Специалисты библиотеки рассказали ребятам, как работают инструменты блокировки агрессора на примере социальных сетей. Молодые люди узнали о юридической ответственности киберпреследования и получили рекомендации по безопасной работе в интернете.
     В библиотеке № 8 для семиклассников провели интеллектуальную игру «Опасно-безопасный Интернет». Ребята разгадывали ребусы с зашифрованными словами по теме компьютерной грамотности. Также школьники возвращали первоначальный вариант переделанным по теме игры русским народным пословицам и поговоркам,выбирали верный вариант ответа из предложенных ситуаций, угрожающих безопасности персональных данных, сопоставляли логотипы и названия различных антивирусных программ.
     В библиотеке № 9 в ходе беседы-игры «Интер – Нет? Интер – Да!» второклассники отвечали на вопросы о безопасной работе в Сети, прошли тест на компьютерную зависимость и посмотрели мультфильм «Фикси-советы. Осторожней в интернете!». Ребята получили закладки с подсказками, как не запутаться во Всемирной паутине.
      В библиотеке № 10 для старшеклассников состоялось информ–досье «Внимание – опасность! Виртуальные мошенники». В ходе мероприятия школьники делились своим опытом по использованию ресурсов интернет при выполнении домашнего задания, общении с друзьями, перечислили проблемы, с которыми пришлось столкнуться. Пройдя тест на знание правил поведения в Интернете, старшеклассники получили полезные рекомендации по безопасному поведению в Сети и тематические буклеты.
       В библиотеке № 13 в рамках Недели также подготовили несколько встреч. Так, с учениками начальных классов изучали историю интернета и опасности, которые подстерегают в сети. Для лучшего запоминания правил общения в соцсетях ребятам предложили игру «Незнакомые друзья»: в качестве соцсети выступала шапка, вместо профилей – свернутые листочки с именами. Суть стала понятна, когда участники вслепую заполучили себе в друзья кроме реальных одноклассников отрицательных героев книг. Обсуждение, можно ли бездумно ради количества «дружить» с кем попало, получилось интересным.
      На следующей встрече четвероклассники учились отличать фейк от правды. На примере рассказа Салтыкова-Щедрина «Обманщик-газетчик и легковерный читатель» дети узнали, что такое фейковые новости, какие последствия возможны за распространение ложной информации. Рассмотрели примеры из социальных сетей и варианты разоблачения фейков, а также попытались сами отличить ложь от правды, пользуясь полученными знаниями.
       Со студентами Нижнетагильского техникума провели беседу о хакерской атаке. Ребята узнали, из чего состоит их запрос в сети, как правильно и безопасно «гуглить», что такое «цифровой портрет». Для наглядности поиграли в «Фейкньюс» – определение фейковых новостей, создали рабочую почту и пароль для литературного персонажа.
       Специалисты библиотеки № 14 говорили о безопасном интернете со старшеклассниками. Как покупать и продавать онлайн, не став при этом жертвой мошенников ребята узнали в ходе игры «Покупаем в Интернете». С помощью занимательного теста школьники проверили свои знания по правилам общения в мессенджерах: исправляли реплики в чатах, соотносили эмодзи со словами, отправляли шуточные сообщения на заданную тему.

18 библиотека 2.jpg

В библиотеке № 18 провели дискуссию «Книга или Интернет?» по методу шести шляп. Для разговора о том, что в современном мире лучше – книга или интернет, ребята разделились на команды. В командах школьники приводили различные факты, искали плюсы и минусы интернета и книги, искали креативные решения. В итоге все участники дискуссии пришли к мнению о том,что нужно любить книгу, не забывать о ней, а интернет использовать в тех полезных целях, которые может выполнить только он.
Интерес к Неделе безопасного Интернета остается стабильно высоким на протяжении нескольких лет. Это неудивительно, так как знания о безопасности в Сети необходимы каждому современному человеку. Участникам мероприятий библиотекари стараются предоставить наиболее важную информацию, знание которой поможет сделать пребывание в Интернете максимально безопасным и полезным.

Всероссийская Неделя безопасного Рунета - 2020

Посетители библиотеки в ходе различных мероприятий совершали экскурс в историю Интернета, знакомились с основами сетевого этикета, делились своими знаниями о безопасном использовании глобальной Сети.

IMG-20200214-WA0022.jpg

     Центральная библиотека

     «Онлайн-игры: ловушки реальные и виртуальные»: тему компьютерной зависимости предложили обсудить студентам Нижнетагильского филиала Свердловского областного медицинского колледжа сотрудники отдела электронной, правовой информации и сервиса. В ходе интерактивной беседы рассмотрели позитивные и негативные стороны онлайн-игр, причины ухода в виртуальную реальность и способы избежать зависимости от Сети. Также ребята прошли тест на выявление игровой зависимости и смогли критично оценить своё увлечение гаджетами.
      А для сотрудников библиотеки специалисты ОПЭИС провели консультацию на тему «Информационная гигиена: как бороться с инфошумом». Тема эта очень актуальна для библиотекарей, каждый день работающих с огромным массивом информации. В ходе встречи участники разобрали понятия «информационная гигиена», «информационный шум» и его виды. Выяснили, что такое «информационная перегрузка», чем она опасна и как с ней бороться.
      В отделе обслуживания Центральной библиотеки в течение недели демонстрировались тематические видеоролики, была оформлена выставка-рекомендация «Эра интернета», а также проводилась интерактивная электронная викторина «Осторожно, вирус!». С ответами на вопросы о вирусах молодежь справлялась легко, а представители старшего поколения иногда сомневались. Определиться с правильностью выбора им помогали информационные материалы, сопровождающие викторину. Многие отметили, что участие в викторине помогло им расширить свои знания об использовании Интернета.
      Студенты Нижнетагильского педагогического колледжа № 1 приняли участие в кибер-квизе «Полезности и вредности Рунета», организованном сотрудниками справочно-библиографического отдела. Разделившись на команды, ребята демонстрировали свои знания о безопасном интернете, выполняя разнообразные задания трех туров игры. Особенностью квиза стало то, что при ответах на вопросы участники могли пользоваться смартфонами, показывая тем самым свои навыки опытных юзеров. Борьба за баллы между командами была очень азартной и веселой. Студенты отвечали на вопросы по истории Интернета, выбирали нужные варианты ответов по сетевой безопасности, складывали из букв слова, угадывали антивирусные программы, составляли списки полезных сайтов, узнавали по фото популярных блогеров и рассказывали их биографии. Настоящим открытием для участников стало творческое задание: уже без использования телефонов составить кроссворд на тему безопасного Интернета с помощью сайта CROSS. Как оказалось, ребята о таком сайте не знали и отметили, что он пригодится им как для досуга, так и в учебной деятельности. После подведения итогов и поздравления победителей, студенты отметили, что смогли не только показать свои знания и навыки, но и получили новую полезную информацию о безопасном пребывании в Сети.

DSC05513.JPG

      О сайте МБУК «ЦГБ», а также специальных ресурсах для незрячих людей рассказали сотрудники отдела массовой работы представителям Нижнетагильского местного отделения Всероссийского общества слепых. Обновленный сайт библиотеки работает с начала февраля, как и старая версия, он адаптирован для незрячего пользователя. Участники встречи пообещали протестировать обновленный ресурс и высказать свои пожелания по его наполнению. Также библиотекари рассказали об интернет-радио «РазноЧтения», об электронной онлайн-коллекции «Тагил военной поры», о возможностях электронного ресурса «ЛитРес», где читатели библиотеки могут бесплатно слушать аудиокниги. Познакомили участников встречи и с проектом «Опиши мне» (сайт с описаниями изображений для незрячих людей). Добровольные помощники создают для этого сайта описания открыток, фотографий, видеороликов, предметов, которые позволяют незрячим людям понять, как выглядит окружающий мир. Главный библиотекарь отдела массовой работы Н. Ю. Черноморская является волонтером проекта, и в завершение встречи она прочитала описание видеоролика «Твори добро», малахитовой шкатулки, фотографий царской семьи.

Библиотеки МБУК «ЦГБ»

      В библиотеке № 1 прошло комплексное мероприятие «Интернет: польза или вред», участие в котором приняли два третьих класса школы № 44. Разделившись на группы, ребята обсудили возможности и опасности Интернета, составили перечень правил по безопасному поведению в сети, оформили плакаты-памятки с этими правилами и защитили свои проекты, ответив на непростые вопросы организаторов мероприятия.
При подведении итогов встречи были сделаны очень важные выводы о том, что Интернет несет своему пользователю как пользу, так и вред, который можно избежать, если следовать элементарным правилам безопасности.
       Час информации для учащихся 8-11-х классов МБОУ СОШ № 4 «Интернет 2020», посвященный мерам предосторожности при работе в Сети, состоялся в библиотеке № 2. Речь шла о таких явлениях, как спам, взлом аккаунтов, троллинг, интернет-пиратство, мошенничество, навязчивые рекламные баннеры. В ходе мероприятия состоялась интересная дискуссия с подростками на тему защиты аккаунтов, надежности паролей и безопасности пользования Wi-Fi.
      Также в библиотеке № 2 для учащихся 5-7-х классов МБОУ СОШ № 4 прошел информационный час «Защити персональные данные – защити себя». В ходе мероприятия школьники получили важную информацию о том, как защититься от компьютерных вирусов, вредоносных программ и интернет-мошенников.
    В библиотеке № 3 прошли мероприятия для школьников и пенсионеров. Второклассники МБОУ СОШ № 25 приняли участие в виртуальном путешествии «Интернет интересный и полезный». Ребята узнали о правилах безопасного пребывания в Интернете и закрепили свои знания, ответив на вопросы викторины.
       В ходе беседы «Интернет за чашкой кофе» пенсионерам микрорайонов Старатель и Руш рассказали, как пользоваться порталом госуслуг, региональным медицинским порталом Регистратура 96, познакомили пенсионеров с сайтом Центральной городской библиотеки, его разделами и возможностями. Также пенсионеры изучили принципы работы с поисковыми системами. Они не стеснялись задавать интересующие их вопросы, и благодаря этому научились пользоваться он-лайн картами, а также рассмотрели интернет-покупки в аптеках и магазинах нашего города.
      Час информации «По дорогам Интернета» для учащихся 7 класса МБОУ СОШ № 75/42, учеников 5 класса МБОУ СОШ № 58 и четвероклассников из школы № 12 состоялся в библиотеке № 4. В путешествии по Интернету дети узнали о его пользе и вреде, изучили правила сетевой безопасности, познакомились с сайтом МБУК «ЦГБ». В завершение встречи школьники посмотрели выставку с литературой по теме.

20200214_114924.jpg

      В библиотеке № 5 для всех пользователей проходила интеллектуально-познавательная игра по типу телевизионной игры «Что? Где? Когда?» – «Интернет без бед». Во время игры ребята рассказывали о том, с какими опасностями в Интернете они уже сталкивались. Так, вспомнили про всплывающие окна и спам. Разбирали различные опасные ситуации. С помощью зеркала участники смогли узнать, как создать надежный пароль и защититься от вирусных программ. Также в ходе игры ребята познакомились с электронной онлайн-коллекцией ЦГБ «Тагил военной поры». Во время беседы у информационного стенда «Дети в сетях» школьники узнали о таких понятиях, как «троллинг» и «буллинг» в виртуальном мире и получили ценные рекомендации, как вести себя, столкнувшись с травлей в сети.
      Старшеклассники МБОУ Лицей № 51 и студенты Нижнетагильского педагогического колледжа № 2 посетили библиотеку № 6 для участия в дискуссии «Не кормите тролля». Дискуссия прошла в формате свободного обмена знаниями о кибербуллинге и кибербезопасности. В ходе мероприятия выяснилось, что большинство молодых людей считает Интернет средой в целом не безопасной и местом, в котором можно встретить агрессию в свой или чужой адрес. При этом многие участники отметили, что, в основном, киберагрессия носит разовый характер и имеет невысокую вероятность перехода в агрессию большего масштаба, в агрессию в офлайн-пространстве.
      В библиотеке № 7 для учащихся 10-го класса МБОУ СОШ № 33 состоялась информационная беседа «Познающему мир». На мероприятие приглашен начальник отдела системы видеонаблюдения МБУ «Сигнал-3» Александр Сергеевич Божко. В ходе беседы учащиеся узнали об основных правилах безопасного пользования компьютерами и мобильными устройствами. Специалист рассказал, как обезопасить свои гаджеты от взлома и уничтожения информации, о компьютерных вирусах и защите персональных данных при работе в Интернете.
      Информационный час «Интернет: полезно, интересно, безопасно» для учащихся 7-го класса прошел в библиотеке № 8. В ходе мероприятия школьники обсудили возможности Интернета, познакомились с безопасными детскими сайтами, которые будут полезны в учёбе и помогут интересно провести досуг. Обратили внимание ребят и на то, что помимо полезной информации и возможности общения с друзьями, Интернет может таить в себе и опасности. С учащимися поговорили об интернет-мошенниках, об угрозах и оскорблениях в сети Интернет, об опасных знакомствах и вредоносных программах, о компьютерной зависимости. В завершение мероприятия дети приняли участие в викторине «Правила и сказки», повторив ещё раз основные правила безопасного поведения в сети.
      Также в библиотеке № 8 для учащихся 7-го класса МАОУ лицей № 39 состоялась медиа-беседа «Реальные опасности нереального мира». Школьников познакомили с историей появления сети Интернет, поговорили о достоинствах Всемирной паутины. Напомнили об опасностях Сети, подсказали способы, как уберечься от онлайн-угроз. Большое внимание было уделено правилам безопасного общения в социальных сетях. В ходе мероприятия школьники активно обсуждали услышанное, высказывали своё мнение, что свидетельствует об интересе к данной теме и её актуальности. Участие в небольшом мини-тесте позволило ребятам проверить свои знания правил поведения в Интернете.
       В библиотеке № 9 прошел час информации «Безопасный, познавательный, развлекательный» для четвероклассников МАОУ лицей № 39. В ходе часа говорили о защите персональных данных, опасных знакомствах, о материалах нежелательного характера, которые могут нанести детям психологическую травму – виртуальные угрозы постоянно множатся. Представили детям и источники безопасного, позитивного контента, среди них: сайты библиотек, Национальная детская электронная библиотека и ресурс «Вебландия», где собраны только проверенные сайты. Познакомившись с презентацией «Инфогигиена», школьники узнали, что такое информационный шум, чем он опасен для здоровья, и как с ним бороться. В заключение встречи ребята получили информационные памятки о безопасности в Интернете.
       «Интернет среди нас» – под таким названием прошло комплексное мероприятие для учащихся 1-4-х классов МБОУ СОШ № 7 в библиотеке № 10. Школьники узнали об устройствах, являющихся хранителями информации, а также о безопасности компьютеров и правилах безопасного поведения в социальных сетях. В завершение ребята познакомились с рекомендательным списком интернет-ресурсов для детей и подростков «Интересный Интернет».
     В библиотеке № 11 для учащихся 4-х классов МБОУ СОШ № 10 прошла информационно-игровая программа «Доступ разрешен». Участники вместе с героями мультфильма про фиксиков обсуждали примеры ситуаций, которые могут возникнуть при использовании сети Интернет, находили решения, как избегать сетевых опасностей, знакомились с полезными рекомендациями, выполняли занимательные задания.
      Сотрудники библиотеки № 12 провели час безопасности «Детский билет в мир Интернет» для учеников начальных классов МБОУ НОШ № 34. В ходе беседы ребята получили знания по безопасному использованию Интернета.
      Цикл мероприятий на тему в рамках Недели прошел в библиотеке № 13. Второклассники МБОУ СОШ № 95 приняли участие в игровой беседе «Заселяем интернет». Ребята послушали рассказ об истории всемирной Сети, узнали, что такое компьютерные вирусы, и как от них защититься, познакомились с полезными программами. Особое внимание в ходе мероприятия было уделено общению детей в соцсетях. Для закрепления материала поиграли в игры «Антивирусы», «Ссылки» и «Незнакомые друзья».
      Для учащихся начальных классов МБОУ СОШ № 95 была проведена профилактическая беседа «Фейк или правда». Мероприятие началось с чтения рассказа М. Салтыкова-Щедрина «Обманщик-газетчик и легковерный читатель». В ходе беседы дети узнали, что такое фейковые новости, кому они выгодны, почему так популярны и какие могут нести последствия. Особое внимание было уделено способам «разоблачения» фейков и маркерам, по которым можно отличить ложь от правды. Подробно были разобраны примеры фейковых новостей из социальных сетей. В конце урока ребятам было предложено задание: используя предложенные энциклопедии, определить, правдивое или ложное перед ними сообщение.
Ученики 4-х классов МБОУ СОШ № 95 продемонстрировали свои знания по правилам поведения в Сети в ходе квиз-игры «Знатоки Интернета».
      Для второклассников МБОУ СОШ № 95 был проведен урок-предупреждение «Интернет: территория безопасности». В ходе урока дети узнали о том, какую информацию нельзя сообщать / выкладывать, кто такие тролли и как избегать конфликтов с ними. В завершение ребят познакомили с безопасными и интересными сайтами для детей.

DSCN2680.JPG

      В библиотеке № 14 для учащихся 4-х классов МБОУ СОШ № 56 № 72 состоялось комплексное мероприятие «Библиосерфинг на Интернет-волне». Началось оно с виртуальной экскурсии «Мой друг Интернет», в ходе которой ребята познакомились с безопасными и полезными сайтами для детей. Особый интерес у ребят вызвал портал «Вебландия», на котором можно найти сайты на любой вкус: об искусстве и науках, животных и технике, спорте и развлечениях, музыке и путешествиях, сайты в помощь школьной программе, исторические и литературные. С помощью интерактивной викторины школьники потренировались в поиске информации «Вебландии». Мероприятие продолжило информ-досье «Компьютерные вирусы», в ходе которого ребята отвечали на вопросы об истории вирусов и находили способы профилактики их появления и борьбы с ними. При выполнении интерактивного задания «Все наоборот» ребята потренировались в умении составлять надежные компьютерные пароли.
      «По библиотечному лабиринту» совершили путешествие первоклассники МБОУ СОШ ЦО № 1 в библиотеке № 15.       Ребята узнали о разных видах документов, хранящихся в библиотеке, познакомились с библиотечными интернет-ресурсами. На примере знакомых сказок («Золотой ключик», «Айболит», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,«Красная шапочка» и др.) с детьми подробно разобрали, почему опасно делиться личной информацией в интернете и переходить по незнакомым ссылкам. Главное, что вынесли с этой встречи ребята: родители и взрослые всегда готовы прийти на помощь и при малейшем сомнении в содержании интернет-контента нужно обратиться к ним за помощью. Для студентов Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна в библиотеке № 15 была проведена беседа о том, как библиотечные услуги могут помочь при написании научных работ. Подробно рассмотрен сайт библиотеки: электронный каталог, виртуальный читальный зал и другие онлайн-услуги и ресурсы библиотеки. 
Затем ребята с большим интересом прослушали информацию о фишинговых сайтах, о том, как вовремя их распознать, чтобы не попасться на удочку мошенников.
      Для учащихся 1-3-х классов Православной гимназии, МБОУ СОШ № 81 и Политехнической гимназии в библиотеке № 16 был проведен час информации «Безопасный Интернет нужен детям с ранних лет». В ходе встречи дети узнали о том, почему проводится Неделя безопасного Рунета, познакомились с правилами безопасного поведения в Сети, послушали об опасностях, подстерегающих юных пользователей, поделились мнениями о том, какую пользу им приносит Интернет.
     «Дети в Интернете – кто за них в ответе?» – под таким названием в библиотеке № 16 состоялась информационная беседа для учеников 7-го класса МАОУ СОШ № 40. Семиклассники узнали о плюсах и минусах Интернета, познакомились с правилами ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной связи. В целом ребята повысили свой уровень знаний о грамотном и безопасном поведении в виртуальном мире.
       В библиотеке № 18 учащиеся 1-2-х классов МОУ СОШ № 40 и МОУ СОШ № 69 стали участниками медиа-экскурсии по безопасным детским сайтам «Виртуальные бродилки». Наибольший интерес ребят в ходе экскурсии вызвали детские сайты «Затеево», «Школьнику», «Книги детства», а также сайты детских журналов, таких как «Мурзилка», «Отчего и Почему» и «Шишкин лес». Также в ходе мероприятия школьники повторили правила безопасного поведения в Интернете и разобрали ситуации, которые могут случиться, если правилами пренебрегать. Закрепить полученные знания помог небольшой интерактивный тест. В конце встречи ребята получили буклеты «Интересный интернет». Также в течение недели школьники, посещающие библиотеку № 18, приняли участие в тестировании на тему «Знание правил поведения в Интернете».
       Всего по МБУК «ЦГБ» в рамках Недели проведено 69 мероприятий, которые посетили более 1700 человек.

IMG-20200214-WA0012.jpg


Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.